Сколько бы ни говорили о гражданственности молодежи, гражданском воспитании и образовании, все это останется только разговорами, если не предпринимать каких-либо шагов. Предмет «Граждановедение» исчез практически из всех школ Сахалинской области. Элективные курсы, факультативы и кружки интересны только тем старшеклассникам, кто планирует поступать на юридические факультеты институтов. Остальные не проявляют интереса.
Как же нам воспитывать новых граждан, как научить их активной жизненной позиции. Ведь в недалеком будущем именно им отвечать за то, какой будет наша страна. Скучные лекции и поучительные беседы сегодня уже не подходят для этих целей. Дети занимаются только тем, что им нравится, что их заинтересовывает и увлекает. Именно этим требованиям отвечает разработка социальных проектов в рамках акции «Я – гражданин России».
Сахалинская область в течение 2005 года была включена в проект «К демократическим ценностям через гражданское образование». В рамках этого проекта пятеро педагогов области прошли обучение в Самарском региональном центре гражданского образования и получили свидетельства Академии повышения квалификации по теме «Детское социальное проектирование в рамках акции «Я – гражданин России». Все они уже в течение нескольких лет участвовали со своими учениками в этой акции.
В течение прошлого года было проведено 16 семинаров в 11 районах области, которые посетили около 400 учителей, работающих с детьми от 10 до 16 лет. Своим энтузиазмом они заразили сотни других учителей. И за этот учебный год в рамках дополнительного образования, внеклассной работы и факультативов ученики Сахалинской области попытались разработать и осуществить более сотни очень важных для их окружения социальных проектов. Не все они были заявлены на районные и городские конкурсы, но каждый из них стал событием в школе, в поселке, городе. Нашими детьми изучены проблемы организации досуга для детей и молодежи, помощи престарелым и инвалидам, патриотического воспитания молодежи, улучшения бытовых условий, вопросы безопасности детей в городе.
В областном центре, г. Южно-Сахалинске, в этом году до городского конкурса дошли 15 проектов школьников из 30 подготовленных. Они прошли через конкурсы в школах, где выбрали лучшие из лучших. Впервые в этом учебном году в школе №32 учащиеся создали 8 проектов, в лицее № 1 – 4, в школе № 8 – 3, во многих школах было разработано по 2 проекта. Выросло не только количество проектов, но и их качество. Большинство полностью соответствовало технологии детского социального проекта. И пусть по сравнению с 2004-2005 гг. количество проектов, заявленных на городской конкурс, немного уменьшилось, зато они завоевали это право в борьбе внутри школ.
Очень сложно пришлось членам жюри. Качество портфолио детских проектов и их защиты было настолько высоким, что они долго не могли прийти к единому мнению. В равной борьбе, с отрывом друг от друга в 1 – 2 балла, победителями стали три проекта «Самая первая» школы № 11, «Лудомания» школы № 8 и «Школа – зеленый дом» школы № 14. Ни одна из работ победителей не похожа на другую. Проблемы, поднятые детьми, в пору поднимать взрослым. Но при выборе проблем дети не захотели заниматься другими. Именно эти проблемы для них самые злободневные и именно их они попытались решить. Эти проекты были представлены в областной финал акции «Я – гражданин России», который состоялся в последних числах марта.
В этом году резко увеличилось количество проектов. Если в прошлом году их было немногим более 70, то в этом году – 107. Активно включились в проектную деятельность самые северные районы Сахалина – Охинский и Ногликский. После проведения в этих районах семинаров по технологии проектной деятельности учителя благодарили тренеров и говорили о том, что до семинара они имели смутное представление об этой методике, и обещали в будущем продвигать эту работу в своих школах. Так и получилось. Эти районы вместе с Александровск-Сахалинским районом заявили на областной финал около 10 проектов.
В этом году очному туру областного финала предшествовал – заочный, на котором рассматривалось 33 проекта из 12 районов Сахалинской области. Но это были лучшие проекты из лучших. Жюри конкурса было достаточно представительным. В него вошли заместитель председателя Сахалинской областной думы Ж.Я.Иванова, начальник отдела по работе с населением управления молодежной политики по Сахалинской области Д.Н.Лугин, начальник управления дополнительного, специального образования и воспитательное работы Департамента образования Сахалинской области Н.Ф.Фещенко, заместитель председателя областной избирательной комиссии Л.Л.Ветрова, главный специалист управления дополнительного, специального образования и воспитательной работы Департамента образования Сахалинской области С.И.Руденко, председатель инвестиционного фонда «Твори добро» Е.В.Жук, старший преподаватель кафедры историко-гуманитарных наук Сахалинского областного института переподготовки и повышения квалификации кадров Е.Ю.Дойко, начальник отдела проблем семьи и детства Департамента социальной защиты населения области И.В.Рязанцева, старший помощник прокурора г.Южно-Сахалинска О.Ю.Чебыкина, декан заочного отделения Сахалинского филиала академии экономики и управления Е.И. Манчилина, начальник отдела анализа, мониторинга и состояния окружающей среды Комитета природных ресурсов и окружающей среды Сахалинской области А.И.Иванов, корреспондент газеты «Советский Сахалин» Л.Н.Степанец, координатор программы Сивитас Восточная Россия на Сахалине С.Н.Пак, председатель Совета ЮСММОО «Глена», координатор проекта «К демократическим ценностям через гражданское образование» Сивитас-Россия Т.С.Ваганова.
Перед тем как приступить к своей работе, члены жюри посетили семинар, на котором им было рассказано о требованиях, предъявляемых к детским социальным проектам в рамках акции «Я – гражданин России» и технологии их разработки. На нем были рассмотрены все критерии оценки детских проектов. На заочном туре жюри отобрало 20 проектов, авторам которых было предоставлено право принять участие в очном туре.
Но и на очном туре не стало легче судить детские работы. Проекты оказались все социально значимыми. Дети показали свою заинтересованность в реализации этих проектов. Выросла их технологичность. Как и в прошлом году, взрослому жюри помогало детское. В его состав вошли ребята, прошедшие школу Всероссийского финала акции «Я – гражданин России» в ВДЦ «Орленок».
Появилось еще одно отличие от предыдущих лет. Впервые и на городском, и на областном финалах отсутствовало чувство конкуренции. Дети задавали вопросы друг другу, направленные не на то, чтобы уличить в чем-либо соперников, а больше на уточнение некоторых вопросов, что только помогало выступавшим раскрыть все стороны проекта.
Два жюри заседали отдельно друг от друга, а вот результаты оказались абсолютно одинаковыми. То и другое назвали лучшими 3 проекта: «Самая первая» и «Лудомания» из Южно-Сахалинска и «Перекресток» из гимназии поселка Ноглики.
В проекте «Перекресток» дети подняли проблему безопасности детей по дороге в школу. Ноглики – столица нефтяников Сахалина. Но цивилизация туда доходит очень странно. Например, автомобилей там больше, чем взрослого населения, но приличных дорог нет, а о дорожных знаках возле школ и говорить нечего. Вот и решили подростки добиться исполнения закона об охране детства и обязать исполнительную власть обеспечить безопасность детей на дороге в школу. Прежде всего ребята выяснили, является ли проблема, поднятая ими, актуальной для других школьников. Они узнали, что она волнует не только гимназистов, но и учащихся соседней СОШ №2. После этого авторы проекта изучили законы и правила дорожного движения, встретились с инспектором ГИБДД. Собрав необходимую информацию, они составили письмо и отправились к мэру района. Добились встречи с мэром и письменного подтверждения от него о том, что после схода снега в районе гимназии будет установлен соответствующий знак, а на перекрестке – светофор. Но на Сахалине снег сходит только в конце мая, и поэтому старшеклассники занимаются сейчас с младшими учениками. Они обучают детей правилам дорожного движения, основам безопасности на дороге, проводят конкурсы рисунков по ПДД, викторины, игры.
Как видите, нашим детям приходится решать зачастую проблемы, которые обязаны решать взрослые. Но именно на таких проектах растут будущие активные граждане страны, будущие политики, законодатели, административные работники.
В проекте «Самая первая» учащиеся школы №11 г.Южно-Сахалинск подняли вопрос об исторической несправедливости. Их школа, оказывается, была первой советской школой в освобожденном от японских милитаристов тогда еще городе Тойохара, ныне Южно-Сахалинск. Несколько раз школа меняла свой номер, но именно в сентябре 2005 года, когда праздновали 60-летие освобождения южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов, ей исполнилось 60 лет. Ребята собрали большой материал об истории школы, встретились с ее бывшими учениками и учителями, составили два тома летописи, издали праздничный альбом и сейчас планируют создание музея.
В проекте «Лудомания» ученики школы № 8 г. Южно-Сахалинска попытались привлечь внимание жителей города и депутатов разного уровня к проблеме вовлечения детей и подростков в азартные игры на игровых автоматах. Они посчитали, что в их микрорайоне 54 игровых автомата. Выяснили, что 47% играющих в пятачки на так называемых столбиках, составляют дети и подростки. Оказывается, «лудомания» – это психическое заболевание, которым заболевают те, кто стал завсегдатаем игровых автоматов и уже стал игроманом. Об этом ребята узнали у специалистов психологов, работников инспекции по делам несовершеннолетних. Своей тревогой за сверстников они поделились с депутатами городского собрания и областной думы, мэром города и корреспондентом газеты. В газете «Свободный Сахалин» началась публикация серии статей на тему «Игромания». Депутат областной думы А.С.Кислицин написал проект закона Сахалинской области по упорядочению игорного бизнеса, уже прошли первые слушания. А во вторых слушаниях примут участие авторы детского проекта «Лудомания». Мы думаем, что благодаря инициативе детей этот проект закона все-таки будет принят. Но сколько у него противников, начиная от представителей власти в городе и заканчивая Государственной Думой. Ведь в игорном бизнесе аккумулируются очень крупные денежные средства. И их владельцам, к сожалению, абсолютно все равно, на ком они «делают» свои деньги.
Эти детские проекты, как никакие другие, показывают, на каких примерах формируется гражданственность подрастающего поколения. Отрадно то, что дети не отступают перед возникающими трудностями, они показывают взрослым свою четкую гражданскую позицию по волнующим их вопросам. Именно это должно стать уроком для представителей власти всех уровней. Так и хочется сказать руководителям всех рангов: «Учитесь, господа, у своих детей».
Татьяна ВАГАНОВА, координатор проекта «Я – гражданин России»
Комментарии