Эффект первых фраз. Любое выступление следует начать с предварительно подобранных или “с ходу” придуманных фраз. Замысел состоит в том, чтобы сразу привлечь к себе внимание. Не к речи, а именно к себе как личности. Для этого используются различные варианты: теплое обращение к аудитории (например, “я рад встрече с вами”), изложение каких-то интересных данных, представляющих житейский или профессиональный интерес для слушателей, художественно-выразительное высказывание кого-то из популярных авторов и т.д. В подборе первых фраз во многом может помочь знание психологии аудитории, “болевых точек” реальной жизни, специфики деловых интересов аудитории. Задействование всего этого позволяет оперативно устанавливать с ней коммуникационный контакт, не допустить образования каких-либо психологических барьеров между выступающими и слушателями.
Эффект квантового выброса информации. Даже слушая интересного лектора, люди по разным причинам устают быть внимательными, могут терять нить разговора, отвлекаться на общение с рядом сидящими. Чтобы свести к минимуму подобные дисперсионные потери, целесообразно построить выступление по принципу “россыпи новизны”. То есть через определенные временные интервалы в нем должна звучать какая-то новая информация: в виде эмпирических данных, оригинального суждения, яркой цитаты, риторического вопроса и т.п. Такие своеобразные “кванты информации”, выбрасываемые в аудиторию, заставляют одних вздрагивать от восхищения, других пробуждаться от дремоты, третьих настраивают на охотничий азарт в погоне за мыслью выступающего.
Эффект аргументации. Это один из надежно срабатывающих риторических приемов. Можно, не обладая божьим даром интонации голоса, вызывать наилучшее расположение к себе слушателей, используя убедительную и доступную для усвоения аргументацию. Она является тем камнем, брошенным в аудиторию, который вызывает круги внимания. Вот почему, когда выступает специалист, он хорошо воспринимается теми, кто работает в сфере его профессиональных интересов. Даже люди, которые не очень дружны с логикой, например по причине незнания таковой из-за отсутствия ее в школьных и вузовских учебных программах, начинают активно соображать и цепко следить за ходом изложения мыслей в речи выступающего. Подобная умственная сопричастность является гарантией удачного речевого общения.
Эффект релаксации. Выступающему следует помнить, что в силу многих причин среди его слушателей имеются люди, которым интересно не все, о чем он рассказывает, что у некоторых нет привычки долго слушать кого-то, не исключено, что кто-то из них испытывает недомогание или усталость и т.п. Надо иметь в виду и то, что аудитория собрана из разных и не всегда совместимых между собой людей. Подобный состав аудитории затрудняет образование общей эмоциональной реакции на речь выступающего. В этой связи надо предпринять нечто такое, что могло бы этих людей психологически объединить, расположить к сопереживанию. Для высвобождения таких людей из своих субъективных состояний нет лучшего средства, чем юмор. В выступлении он может быть реализован в виде остроумного авторского высказывания, позаимствованной шутки, какого-то веселого каламбура. Юмор является естественным консолидатором людей, ибо вызывает у них схожие эмоции, помогает “перезарядить” интеллект новой энергией.
Таковы общедоступные риторические эффекты. Их использование под силу практически всем, кто над собой серьезно работает и озабочен проблемой личного имиджа. Любое мастерство требует соответствующего усердия. Тем более когда дело касается речевого общения.
Познакомимся еще с четырьмя риторическими эффектами, которые требуют некоторой специфической подготовки для практического освоения. При активном желании в достижении этого особых проблем не возникает.
Эффект аналога. В интеллекте людей имеются “контейнеры информации”. Какая-то информация из этих контейнеров постоянно или периодически эксплуатируется. Значительная ее часть находится в состоянии консервации. Вытягивание этой информации для использования в речевом общении посредством “эффекта аналога” позволяет решать многие проблемы: быстрого взаимопонимания, сопереживания, активного соучастия и т.п. Этим риторическим приемом блестяще владел Платон. В его “Диалогах” можно найти преинтересные тому примеры. У Платона “эффект аналога” удачно реализуется через сопоставление и сравнение. Этого он добивается благодаря образному соотнесению своей аргументации с аргументацией собеседника. Не навязывая своего мнения относительно чего-либо, он пытается сблизить аргументацию, используемую каждой стороной диалога. И собеседник оказывается в риторической ловушке. Чем аналогичнее аргументации обеих сторон, тем совместимее их логика рассуждений, а потому велика вероятность достижения консенсуса.
Эффект воображения. Речь призвана оказывать на слушающих глубинное воздействие: она призвана помочь им осознать свои поступки. Поэтому перед выступающим всегда стоит задача – активнейшим образом стимулировать мыслительную деятельность своих слушателей. Одним из эффектных способов достижения этого является вызов воображения. По мнению В.М.Бехтерева, воображение – один из элементов “психической гимнастики”, целью которой является развитие в человеке охоты и потребности в интеллектуальной деятельности.
Воображение активно стимулируется при отсутствии должной полноты информации, но при испытании человеком желания или интереса восполнить ее недостаточность собственными мыслительными усилиями. Конкретно эти усилия выражаются в виде предположения, догадки, фантазии, мечты. В речевом общении предоставление возможности слушателям заняться воображением усиливает их внимание к выступающему, увлекает занятием “гимнастики ума”. Особенно ко всему этому тяготеют молодежь, различные категории работников, чья профессиональная деятельность нагружена творческими элементами.
Эффект дискуссии. Прав был Цицерон, обращая внимание на полезность сократовского метода ведения дискуссий. Этот метод несложен по технологии, психологически для многих посилен. От того, кто организует дискуссию, не требуется каких-то ораторских данных. Его назначение – найти проблему, занимательную для людей, “втравить” их в обмен мнениями по ее поводу и умело дирижировать выступлениями. И в конце дискуссии поставить точку в виде общего резюме. То есть из наиболее интересных суждений взять по кирпичику и выстроить свое заключительное слово. В этой связи несколько технологических рекомендаций: четко очертите предмет разговора, дабы не выходило, как говорит Сократ в платоновском “Феаге”, что я разумею одно, ты же – другое, придайте речевому общению состязательный характер, стимулируйте своей поддержкой того, кто вносит больший вклад в поиск истины.
Эффект эллипса. Он широко используется в эстрадном разговорном жанре. Дословно его смысл можно представить так: “эллипс” – это пропуск структурно необходимого элемента высказываний, который в данном контексте легко восстанавливается. Это нечто от эзоповского языка, но более обыденное, а потому более доступное. Данный риторический прием придает речевому общению игровую форму.
Посредством “эллипса” аудитория охотно включается в сотворчество с выступающим. Образцы его использования часто демонстрировал А.Райкин. Он умело подбирал тексты своих выступлений, во время которых, разговаривая со зрителями, делал паузы, чтобы они сами домыслили концовку фразы или пропущенные в ней слова. И хором дружно их досказывали *. Такая словесная разборка, устраиваемая как игра со слушателями, увлекает и вызывает у них эмоциональное оживление. Все это, конечно, работает на имидж выступающего.
Из книги Виктора Шепеля
“Имиджеология: секреты личного обаяния”
Комментарии