search
main
0

Учителю нужен секретарь! А каждый урок должен стать художественным произведением

С такого предложения, ироничного и горького одновременно, начали разговор молодые учителя во время встречи с первым заместителем руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Галиной Ивановой. Встреча проводилась в рамках Школы молодого педагога – большого регионального проекта, впервые прошедшего в Воронеже, инициированного и организованного областной организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

85 молодых учителей практически из всех городов и районов Воронежской области собрали на базе санатория имени Горького и организовали для них и, естественно, при их активном участии трехдневную учебу с атмосферой полного погружения в специальность. Были здесь мастер-классы и открытые уроки от победителей и призеров областного конкурса «Учитель года», лекции и консультации от сотрудников обкома профсоюза по правовым вопросам и трудовому законодательству, а каждый вечер завершался творческим подведением итогов дня. Руководителем проекта, отвечавшим за его методическое и творческое наполнение, стала Наталья Тихонова, член жюри Всероссийского конкурса молодых педагогов «Дебют», человек, воспитавший, или, точнее будет сказать, выпестовавший, не одного победителя регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года», сама прекрасный учитель русского языка и литературы, к тому же частый автор нашей газеты. Всех «учеников» Школы молодого педагога разделили на четыре команды, а Наталья Сергеевна для каждой группы подобрала кураторов чуть постарше и опытнее, со стажем работы от шести до восьми лет, но уже со своими победами и достижениями.Елена Казанова, учитель начальных классов воронежской школы №51, вела группу педагогов начальных классов и преподавателей русского языка и литературы. Софья Дроботова, преподаватель немецкого языка гимназии №6 города Воронежа, была куратором группы учителей иностранного языка и географии. Совсем недавно Софья Сергеевна стала победителем областного конкурса «Учитель года-2015» и теперь будет представлять Воронежскую область на всероссийском финале. Учитель информатики Аннинской школы с углубленным изучением отдельных предметов из Аннинского района Александр Богданов на подобном конкурсе в 2014 году был вторым, а на Школе МП курировал группу информатиков, математиков и физиков. Четвертая группа оказалась самой неоднородной, но очень активной, в ней объединились учителя физкультуры, технологии, биологии и истории, а вел эту группу учитель физической культуры Хохольской школы Хохольского района Алексей Квасов.Организаторы Школы молодого педагога дважды запускали анкету среди участников, некоторые ответы оказались очень интересными. Частично мы уже писали об этом на сайте «Учительской газеты» (www.ug.ru/article/825), но там речь шла в большей степени о заработной плате. А ведь вопросов было много. Например, говоря о трудностях, с какими встречается начинающий педагог, приходя на работу, половина из участников Школы МП на первое место поставили низкую заработную плату. 36 человек написали об отсутствии жилья, 24 – о высокой оплате съемного жилья, а об отсутствии наставника высказались 17 учителей.Отвечая на вопрос, с чем новым, о чем не говорили в вузе, вы столкнулись в школе, 16 педагогов назвали работу по новым ФГОС. Шесть человек отметили, что их совершенно не учили работе со школьной документацией, пятеро пожаловались на нехватку методической подготовки, четверо – на то, что мало времени уделяется практике, еще четверо на то, что в вузе их не научили удерживать аудиторию во время урока. Некоторые высказались о том, что их не учили работать в спаренных классах, заполнять электронный журнал, вести элективные курсы и решать нестандартные педагогические ситуации. Но все равно больше всего нареканий вызывает работа по ФГОС.Слушая Наталью Тихонову, любой желающий мог тут же, сидя в кресле в конференц-зале, учиться держать аудиторию в самом высоком напряжении и заинтересованном внимании, а лекция «Урок как художественное произведение» для очень многих молодых педагогов стала настоящим профессиональным открытием, о чем они потом не раз говорили. Кроме того, и мастер-классы, и лекции, и уроки, и вся программа сбора по большому счету были выстроены с учетом требований новых стандартов. При этом никто не стоял над молодыми учителями и не бубнил у них над головой, что сегодня здесь вы «научитесь работать с детьми по-новому, развивая их мыслительную деятельность и формируя коммуникативные навыки». Говорили о другом: о единстве формы и содержания, о том, почему настоящий хороший урок сродни художественному произведению. А затем показывали в реальности, что означают и как работают и необычное начало урока, и присвоение цели, и самостоятельная формулировка темы и цели урока. Как преподавать в условиях метапредметности, чем помогают рефлексия и взаимопроверки, что такое групповые проекты и как с ними работать и много-много других тонкостей…Самым наглядным уроком в этом смысле стал урок «И…», подготовленный Натальей Сергеевной Тихоновой и Романом Валерьевичем Наливкиным, учителем информатики, победителем регионального конкурса «Учитель года-2007». Ощущения от урока оказались непривычными: одна большая загадка, точнее головоломка, которая никак не хочет складываться во что-то единое и превращаться в хотя бы частично знакомый всем нам урок. Но появляется интерес, и ты уже следишь за каждым словом учителей, которых на уроке двое – филолог и математик, что тоже необычно. Сказку сменяют схемы на доске и математические расчеты, из непонятного, даже абсурдного набора слов рождаются прекрасные стихи, причем сначала по заданию учителя каждый из учеников пытается сочинить свой стих самостоятельно, а потом только узнает, что же было в оригинале, и сравнивает с ним собственный «шедевр». Громоподобным финалом становится черно-белый графический мультфильм, который просто разворачивает всех к вопросам о смысле жизни, о целях, которые мы ставим перед собой, и способах их достижения. И наконец, все складывается в единое целое…- Главная идея, – рассказывает Наталья Тихонова, – показать, что чем больше человек открыт, чем больше у него общего языка со всеми другими, пусть не похожими на него людьми, тем он внутренне богаче, успешнее. Языки бывают разные, и не надо себя от какого-то языка избавлять, говоря, что это не мое и мне не нужно. Человеческая глубина измеряется этим самым «и… что еще, что дальше?». И чем глубже человек, тем больше он знаком с разными языками разных групп и разных национальностей. На уроке все работало на это: «наши» и «не наши» в сказке, дальше – я талантливый, но скромный и не могу реализоваться, а с другой стороны, я такой исключительный, когда я в содружестве со всеми… Но как же выжить в этом мире?.. И мы со своей стороны постарались предложить самые разные способы.Но вернемся к началу нашего материала – к встрече с первым заместителем руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики. Галине Петровне Ивановой молодые учителя первым делом пожаловались на количество бумаг, в котором учителя сегодня буквально тонут, как в море: «Учителю нужен секретарь!» А теперь еще и за школьную медиацию отчитываться, которая часто остается лишь формальностью. Уже одно это отпугнет от школы молодого человека.А второй момент в числе самых сложных – все та же работа по ФГОС. Ситуация доходит до абсурда. Некоторые вчерашние выпускники, начав работать в школе и только-только окончив вуз, вынуждены идти на платные курсы, где их будут учить преподавать по новым федеральным образовательным стандартам! Получается, на «бюджете» не учат или учат недостаточно, чтобы потом приходили переучиваться за деньги?Говоря о трудностях работы в школе, один из молодых педагогов просто взял и перечислил их, отвечая на вопросы анкеты: «Отсутствие своего кабинета и учебников для учителя. Большая стоимость = учебник + тетрадь + книга для учителя + поурочная + методическая литература. Финансы на это не выделяются. И в целом нет материальной помощи сельской школе, хотя в СМИ говорят, что она есть. Но нам даже подъемные не выплачиваются».Неудивительно, что на фоне подобных жалоб количество молодежи в педагогических коллективах особо не увеличивается. Если быть более точным, ситуация выглядит так: по последним данным, в Воронежской области сегодня чуть более 3000 учителей в возрасте до 35 лет, это с учетом воспитателей детских дошкольных учреждений. Вроде бы немало – 20% от числа всех педагогов. Но если посмотреть на число молодых педагогов в зависимости от стажа, то окажется, что с каждым годом из образования уходят до сотни молодых людей. Например, если тех, кто работает до года, 722 человека, то тех, у кого педстаж два года, уже 625 учителей, а с тремя годами стажа – всего 500. Вполне возможно, что такая же или очень похожая ситуация складывается не в одной Воронежской области.Что же вселяет надежду? Ответы на вопрос, почему выбрали профессию учителя. Девять человек написали «случайно», еще четверо сказали, что из-за доступности высшего педагогического образования, а двое свой выбор объяснили необходимостью для дальнейшей научной работы и относительно свободным рабочим графиком. Зато 9 молодых педагогов выбрали свою профессию, следуя семейным традициям, 4 – по примеру своего учителя, 12 мечтали о ней с детства, 18 написали просто: «Люблю детей!», а еще 21 считает учительскую профессию интересной и даже лучшей в мире!А одной из лучших, на мой взгляд, оценок работы Школы молодого педагога могут стать слова ее участника – учителя физики, математики и информатики Каменка-Садовской основной общеобразовательной школы Новохоперского района Василия Михайловича Першина, работающего в школе два года:- Здесь здорово! Хотя, честно говоря, ехать не хотел, потому что каникулы и хотелось отдохнуть хоть немного. Но не разочаровался в том, что приехал. Во-первых, встретил замечательных людей, прежде всего это преподаватели, которые выступали перед нами. Даже само общение с такими прекрасными педагогами очень многое дает. Еще я встретил коллег – таких же молодых специалистов, как я. И третье – это знания, которые в нас вкладывали и которые окажутся очень полезны в моей работе. Например, я никогда раньше в своей жизни даже не мог подумать, что урок можно сравнивать с художественным произведением! Оказалось, что это очень интересно! Я сидел, слушал и думал, а можно ли это применить к моим предметам и как художественное произведение ложится на математические уравнения или на информатику?.. Сейчас мне кажется, это возможно, потому что главное – привлечь внимание учеников, заинтересовать их. Чтобы начали думать и им самим стало интересно. Это очень важно, потому что даже если ученик умный, но у него нет интереса к учебе – все, мы его можем потерять. А вот таким образом мы можем многого добиться. И еще я понял, что есть такие моменты, которые я не до конца осознал. Я понимаю, что вырос внутренне, что как бы шире, объемнее стал смотреть и на предметы, и на профессию учителя, но конкретно еще надо многое осмыслить…Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте