Персональный ноутбук – каждому учителю. Не важно, какой предмет он ведет – математику или физкультуру. В Республике Татарстан в этом году реализовали проект, благодаря которому активно участвовать в электронном образовании могут все школьные педагоги и директора.
Собственно, проект «Ноутбук – учителю», инициированный президентом РТ Рустамом Миннихановым, когда за счет бюджета республики были закуплены мобильные компьютеры, – только часть масштабной работы по информатизации системы образования. Конкретные векторы движения в будущее заданы в основных документах – Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы и Стратегии развития информационных и коммуникационных технологий в РТ «Интеллектуальный Татарстан – 2010-2020 годы». «Главное звено в реализации всех наших программ – учитель. А в параллельной поддержке – инфраструктура и технологии». Как физик, Альберт Харисович Гильмутдинов, министр образования и науки Республики Татарстан, рассказывая об информатизации, ранжирует решение задач: – Первый этап – самый затратный, но самый простой: обеспечить всю материально-техническую базу информатизации. В школах должно быть достаточное количество компьютерной и мультимедийной техники. Каждую крупную школу мы подключаем к Интернету по волоконно-оптическим линиям связи без ограничения трафика, устанавливаем точки беспроводного доступа Wi-Fi. Для сельских школ используется технология 3G-модем, ADSL. Железо мы наполнили специализированным софтом и цифровым контентом. Второй этап – обучение учителей эффективному и активному использованию ИКТ-технологий. По инициативе президента республики мы выдали каждому учителю ноутбук, но в дополнение к персональной технике обеспечиваем возможность пройти обучение по программе Intel «Проектная деятельность учителя в информационной образовательной среде XXI века», а руководителям школ – по программе «Лидер в образовании». Наконец, третий этап – реальное использование ИКТ в образовательном процессе. Мы реализовываем его в партнерстве с экспертами Всемирного банка и Национальным фондом подготовки кадров, которые проводят необходимые исследования, помогают разрабатывать программы информатизации школ, систему мотивации учителя и проводят общий мониторинг достижения результатов. За последние два года мы вложили в развитие информатизации образования в республике почти два миллиарда рублей. И для нас важно, чтобы электронное образование реально заработало в каждой школе, в каждом классе. – Альберт Харисович, в республике больше двух тысяч школ, одномоментно запустить этот процесс практически невозможно. – Поэтому мы разработали четкую структуру реализации проекта «Электронное образование». В нашей республике 53 района, в том числе 7 районов в городе Казани. И в каждом районе мы создаем электронную школу – школу-лидер. Ее статус – республиканский центр компетенции. Мы оснащаем такую школу всем необходимым – компьютерами, скоростным Интернетом, интерактивными досками, проекционным оборудованием, цифровыми лабораториями. Собственно, такими должны стать все школы республики через 3-5 лет, и наша задача – подтягивать их к этой высокой планке. А задача 53 школ-лидеров – обеспечить, продемонстрировать и распространить лучшую практику работы с технологиями во все школы района, поддержать учителей из соседних школ. Вверху этой пирамиды есть еще четыре школы с ультрасовременной техникой, какая только существует сегодня в области ИКТ. Одна такая школа будет в Альметьевске, и три – в Казани. Помимо этого каждая школа республики прикреплена к информационно-методическому центру (их тоже 53), который ежедневно помогает школе решать проблемы информатизации – от использования интерактивной модели на уроке геометрии до разработки современной программы информатизации школы. …С компьютера в кабинете министра образования и науки, так же как с любого школьного компьютера и ноутбука учителя, можно зайти на портал «Электронное образование в Республике Татарстан». – Этот портал – часть программы «Электронный Татарстан», – подытоживает рассказ о развитии информатизации системы образования Альберт Харисович. – Здесь локализовано множество образовательных ресурсов, включая «Кирилл и Мефодий», на этот ресурс мы закупили лицензии для всех учителей республики. Портал поддерживает сетевые сообщества учителей, где происходит живое общение и обмен опытом. Мы вообще стараемся динамично развивать электронные услуги, в сфере образования в том числе. Детские сады уже стали электронными в том смысле, что родителям теперь не нужно выходить из дома, чтобы записать своего ребенка. Попасть туда можно по Интернету, причем у родителей есть возможность контролировать на сайте, как продвигается очередь. Кстати, в садиках растет сейчас поколение, к встрече которого школа должна быть готова. Дети ведь начинают возиться с самыми разными гаджетами задолго до того, как они учатся читать! Информационные технологии – их естественный язык. А потому так важно, чтобы учителя тоже уверенно им владели. Я вот недавно был на уроке английского языка. Речь шла о Лондоне. И вдруг на компьютерах у ребят появилась картинка Трафальгарской площади. Оказывается, там установлены выведенные в Сеть видеокамеры и можно увидеть своими глазами, что там происходит в эту минуту, – посмотреть на здания, людей, знаменитые двухэтажные автобусы, обсудить увиденное. На таком уроке не заскучаешь. Наоборот, язык изучать становится интереснее. ИКТ срабатывают как инструмент, активизирующий интерес детей к предмету. А для учителя это самое важное – разбудить природную любознательность ребенка. Если это происходит, техника и ресурсы начинают работать эффективно. То, о чем не удалось узнать на уроке, ребенок раскопает в Сети сам. Ведь смысл школьного образования заключается в том, чтобы научить детей думать, работать с информацией. И если учитель умело использует ИКТ, мы достигаем главного – развивается и поддерживается интерес к знаниям, развиваются ключевые компетентности школьников. В итоге это окупает все инвестиции, и отрасль образования работает эффективно. Завершая, хотел бы сказать, что современные инфокоммуникационные технологии действительно могут кардинально улучшить качество школьного образования. В этой области сегодня происходят революционные изменения, и крайне важно все лучшие решения внедрять в наши школы. В середине сентября в Казани состоится I Всероссийская конференция «Электронная школа-2011», где планируется обсуждение всех аспектов использования ИКТ в образовательном процессе. В работе конференции примут участие основные мировые бренды, будет широко представлен лучший российский и зарубежный опыт. Приглашаю всех заинтересованных, уверен, будет и интересно, и полезно. Экспертное мнениеАлексей МАЙОРОВ, заместитель руководителя аппарата Комитета по образованию Государственной Думы РФ:- Одна из ключевых проблем школы состоит в том, что общество активно осваивает новые информационные средства, и дети делают это наиболее быстро, а школа как институт и учитель как субъект деятельности во многом отстали от общества и все заметнее отстают от детей.За последние годы в системе образования Республики Татарстан создана прочная ИКТ-инфраструктура. В области обеспечения доступа к ИКТ Татарстан занимает заметное место по сравнению с другими регионами России и уже сегодня находится на одном уровне со многими странами ОЭСР и Евросоюза.Процесс перехода от насыщения компьютерными средствами к их активному использованию в Татарстане предполагает довольно серьезные изменения в способах управления школой. Одно из главных условий эффективного внедрения и использования новых информационных технологий в образовании – переход к проектно-программному способу организации собственной деятельности все большего количества образовательных учреждений и вовлечение в эти проекты все большего числа заинтересованных учителей, родителей, общественности.Кирилл ВАСИЛЬЕВ, руководитель проектов по развитию образования Московского представительства Всемирного банка:- Первый этап информатизации образования в Татарстане пройден. Стратегия информатизации органично встроена в стратегию развития образования, является частью программ социально-экономического инновационного развития республики. Такая увязка нечасто встречается в международной практике. Татарстан внимательно изучает и перенимает лучший российский и зарубежный опыт. Уровень оснащения школ компьютерами в два раза превышает среднероссийский и достигает среднего значения для стран ОЭСР и Европейского союза (помимо прочего, у каждого учителя – личный ноутбук!). Большинство учителей – более 70% – начали использовать компьютеры в своей профессиональной деятельности. В республике действует значительное количество школ – лидеров в области использования ИКТ. Это современные школы с творческими учителями и отличными условиями для обучения. Заложены основы системы постоянной поддержки учителей и школ в вопросах информатизации. Каждая школа ведет электронный журнал, имеет свой сайт. Большинство школ – более 1500 – при поддержке Всемирного банка и Национального фонда подготовки кадров в этом учебном году разработали и опубликовали на сайтах современные программы информатизации. Сейчас перед Татарстаном стоит новая сложная задача – задействовать потенциал информатизации для системного повышения качества образования, и республика уже успешно приступила к ее решению.Анатолий КАСПРЖАК, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук: – Как-то мой сын заметил, что его трехлетняя дочь пытается скачать с портала Youtube мультфильм… На меня этот рассказ произвел неизгладимое впечатление. Я просто представил себе, что через три года такие, как она, придут в школу, а учителя останутся те же, почти все… И тогда для школы наступят совсем новые времена… Ситуацию эту, я уверен, прекрасно понимают в Республике Татарстан. Если послушать комментарии министра образования и науки республики по проблемам информатизации, заглянуть на республиканский портал «Электронное образование» или зайти, например, в 19-ю школу города Казани, то понимаешь, что это именно так. При этом новые амбициозные задачи рождают новые, по-настоящему сложные проблемы, первоочередная из которых – профессиональный рост педагогов, их методическая поддержка. Руководство республики, уверен, понимает это.Игорь ВАЛЬДМАН, заведующий Лабораторией мониторинга в образовании Института управления образованием РАО, кандидат педагогических наук:- В Республике Татарстан удалось реализовать ряд технологических и управленческих решений, которые могут быть полезны другим регионам. А программа информатизации школ республики создает прочную основу для использования современных технологий в образовательном процессе. Здесь создан очень полезный ресурс – портал «Электронное образование в Республике Татарстан», который стал главным инструментом управления образовательным процессом на уровне школы. Портал дает возможность ведения электронных журнала и дневника, взаимодействия с родителями, составления расписания, организации дистанционного обучения, обмена опытом с коллегами, на портале организована возможность доступа к федеральным и республиканским цифровым образовательным ресурсам. Таким образом, стала налаживаться неформальная горизонтальная кооперация между учителями и образовательными учреждениями, а это и есть один из важнейших ресурсов профессионального развития учителя.Тем не менее перед руководителями системы образования и педагогами стоит еще много новых задач. Они связаны прежде всего с созданием эффективной системы текущей методической поддержки педагогов и введением в образовательный процесс деятельных методов обучения с использованием ИКТ – учебных проектов и практикумов, внеучебных социально значимых проектов и инициатив.
Комментарии