Современная образовательная среда начальной школы содержит в себе огромный предметный потенциал для развития личности ребенка. Педагог начальной школы должен владеть информационно-коммуникационными технологиями, освоить и научиться творчески использовать новое предметное оборудование.
В этой связи сегодня важнейшим направлением деятельности всех образовательных структур становится подготовка педагогических кадров к работе с новым учебным оборудованием, поступающим в образовательные учреждения в соответствии с Требованиями к образовательной среде в начальной школе, обеспечивающими выполнение ФГОС. Такая подготовка предусмотрена и организована на базе стажировочных площадок Северного округа по теме «ИКТ-компетентность учителя начальных классов» для учителей и заместителей руководителей школы первой ступени обучения. Достаточно ли этого учителю для эффективного использования предлагаемого набора учебного оборудования на уроках? Система мониторинга использования нового оборудования, проводимая в течение учебного года во всех образовательных учреждениях Северного округа в форме анкетирования, участия учителей в форумах и опросах, показала, что некоторые образовательные учреждения округа эффективно включают в образовательную деятельность предлагаемое оборудование. К таким школам в первую очередь мы относим пилотные школы – участников апробации ФГОС НОО. Трансляция опыта участников пилотного проекта показывает широкие возможности учебного оборудования для кабинетов и специализированных зон при их регулярном использовании. Результатом подобной работы стало формирование у младших школьников ключевых компетентностей, получение предметных знаний и умений через активную самостоятельную деятельность и повышение мотивации к обучению.Наряду с положительным опытом внедрения оборудования обозначились и проблемы, затрудняющие организацию учебного процесса, направленного на реализацию требований ФГОС. Анкетирование учителей выявило, что количество часов курсовой подготовки не дает учителю полного представления о возможностях использования оборудования и качественного применения его в образовательном процессе. Другая проблема, обозначенная учителями в форумах и опросах, – разные материально-технические возможности школ, среди них слабая мощность Интернета, отсутствие беспроводной связи, отсутствие специализированных помещений для хранения и использования оборудования. Недостаточное количество получаемого оборудования также обозначено учителями как одна из проблемных позиций. Может ли школа самостоятельно решить весь комплекс обозначенных проблем? Как помочь учителю правильно организовать образовательную деятельность, отвечающую требованиям стандарта?В Северном округе методисты начального общего образования разработали комплексную программу мероприятий, позволяющих качественно подготовить руководящие и педагогические кадры к работе в новых условиях. Одно из основных направлений программы – курсовая подготовка учителей первых и четвертых классов на базе стажировочных площадок. Актуальной становится и подготовка других специалистов школы к работе по ФГОС НОО. В этом учебном году в округе составлена и реализована программа курсов повышения квалификации для воспитателей групп продленного дня по теме «Содержание и формы работы воспитателей группы продленного дня в условиях реализации ФГОС НОО».Другое важное направление программы в современных условиях – внедрение деятельностных форм работы с педагогическими кадрами в межкурсовой период. На наш взгляд, сегодня наиболее востребованы мастер-классы и обучающие тренинговые занятия для педагогов, где каждый участник может приобрести практические навыки работы с новым оборудованием. В этом учебном году в Северном округе налажена система организации тренингов, проводимых учителями пилотных школ. Охват участников занятий-тренингов составляет более 80% учителей, работающих в первых и четвертых классах. Учителя пилотного проекта делятся с коллегами опытом работы в программах «ПервоЛого», «МАТРЕШКА», показывают возможности использования мини-лаборатории, интерактивных карт, МИМИО, конструктора ЛЕГО, приемы обработки видео и фото. Отзывы педагогов говорят о результативности такой формы работы, так как практико-ориентированный подход позволяет учителям расширить возможности применения ИКТ-оборудования: от его освоения до системного использования на уроках и во внеурочной деятельности.Для эффективного использования получаемого школами оборудования и создания возможности для его регулярного применения в учебном процессе заместителям директоров первой ступени обучения было предложено составить гибкие графики работы с ИКТ-оборудованием кабинета начальной школы для учителей, работающих в параллели первых классов. Своевременная информированность о возможности использования мобильного класса помогает учителю заранее спланировать учебный процесс с опорой на компьютеры MacBook как средство обучения предмету, включать в сценарии уроков разнообразные виды деятельности с комплектами по математике, окружающему миру, делает системной практику работы первоклассников с новым учебным оборудованием.Считаю, что реализация требований стандарта невозможна и без овладения каждым учителем новыми педагогическими технологиями. Поэтому актуальными стали совместные педагогические проекты в технологии мозгового штурма и погружения в проблему, которые направлены на освоение системно-деятельностных методов обучения.Интерактивный режим организации данных мероприятий позволяет нашим слушателям не только ознакомиться с интересным опытом работы своих коллег, но и стать соучастниками образовательного процесса, повышая тем самым профессиональный уровень педагогов.Еще одной проблемой, выявленной в ходе анкетирования учителей нашего округа, стала организация их работы в информационном образовательном пространстве. На первом этапе мониторинга около 20% опрошенных учителей не видели значимости работы в курсе, более 30% нуждались в адресной помощи по содержательному оформлению пространства. Для решения этой проблемы во всех муниципальных районах были организованы консультационные пункты на базе тех образовательных учреждений, учителя которых имеют лучшие информационные пространства. К консультанту учителя могут обращаться по вопросам оформления и содержания своего образовательного пространства. Сегодня консультационные пункты уже посетили многие учителя, что позволило им правильно выстроить личное пространство, включив детей в активную деятельность курса.Таким образом, подготовка квалифицированных кадров начальной школы, умеющих работать в современной образовательной среде, стала одним из самых важных, сложных и продолжительных по времени процессов, поскольку системно-деятельностный подход требует перестройки учителем начальной школы своей педагогической практики, интенсивного освоения новых средств обучения и современных образовательных технологий. Окружные методические структуры призваны помочь учителю адаптироваться к новым условиям, внедрить полученные знания в педагогическую деятельность. Одним из ресурсов, сопровождающих эту работу, мы считаем методическое информационно-образовательное пространство структурного подразделения начального общего образования МЦ СОУО.Г. ЗИМИНА, руководитель структурного подразделения начального общего образования МЦ СУО
Комментарии