С чем только не сравнивают сегодня среднюю заработную плату учителя: со средней в промышленности, со средней по экономике, со средней в бюджетной сфере, даже со средней у чиновников! Почему так происходит и сколько на самом деле зарабатывает учитель, живущий и работающий, например, в 500 километрах от Москвы, в регионах, еще совсем недавно называемых центрально-черноземными, – Белгородской, Воронежской, Липецкой, Курской, Тамбовской и Орловской областях?
Чтобы ответить на эти вопросы, для начала я решила попробовать разобраться в терминах. Сегодня простой учитель буквально заблудился среди определений, сравнений, коэффициентов, начальных и окончательных ставок, между фондами оплаты труда и частями этих фондов, процентами и остатками, и далее, и далее, как говорится, конца не предвижу. В самом деле, еще год назад и президент, и премьер-министр требовали приравнять размер средней учительской заработной платы к среднему показателю в промышленности. В этом году термины поменялись, и вместо средней в промышленности теперь говорится о средней по экономике. Но ведь понятно, что средняя в промышленности больше: тут учитываются заработки в энергетике, в добыче и переработке полезных ископаемых, на транспорте, на производстве. А зарплаты учителей, врачей, нянечек в детских садах и техничек в школах учитываются не здесь, а в средней по экономике. В ней же будут плюсовать и делить заработки сторожей, охранников, вахтеров и лифтеров, но никак не энергетиков и даже не токарей на заводах. С другой стороны, в России есть регионы, где ничего не добывают и не перерабатывают и где самыми высокооплачиваемыми считаются чиновники и банкиры. Тогда выходит, для учителя удобнее, чтобы его средний заработок равняли со средней зарплатой по экономике?.. Какая из средних величин правильнее, то есть больше и выгоднее, и в чем между ними разница, я решила узнать в Росстате. Вот какой диалог состоялся у нас с Татьяной Иванниковой, специалистом-экспертом отдела статистики труда, науки, образования и культуры Федеральной службы госстатистики по Воронежской области: – Такого понятия, как средняя зарплата в промышленности, у нас нет, – сказала Татьяна Владимировна. – У нас учитываются отдельные виды экономической деятельности. Но в любом случае средняя заработная плата в целом по области и по отдельным видам деятельности будет отличаться. Когда мы говорим «в целом», то сюда входят и сельское хозяйство, и обрабатывающие производства, и другие, а если мы говорим об отдельном виде деятельности, то учитываем показатели только по тем предприятиям, которые относятся к этому виду деятельности. То есть не может быть какого-то сходства у этих двух видов заработных плат. – Значит, такого понятия, как «средняя заработная плата в промышленности», просто нет? – Есть. Но по видам деятельности. – Получается, что понятие «средняя зарплата в промышленности» как бы раздроблено? – Когда-то были отрасли, а сейчас есть отдельные виды – добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды и так далее. Есть классификатор видов экономической деятельности, и заработная плата у нас рассчитывается по каждому из этих видов деятельности. А в целом по области складывается средняя. Но мы не говорим о средней по промышленности, а только о средней на предприятиях отдельных видов, к примеру, добывающих полезные ископаемые. Выделить среднюю зарплату по экономике можно. У нас есть такие показатели, как средняя заработная плата по Воронежской области или по городу Воронежу. Ее условно можно назвать средней по экономике. – Получается, когда в прошлом году сравнивали учительскую зарплату со средней в промышленности, это было неправильно? – По официальным данным, такого сравнения быть не могло. Скорее всего были выбраны какие-то отдельные виды деятельности, возможно, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства и производство и распределение энергии, газа и воды – это достаточно условно можно назвать данными по промышленности. Кстати, нет у нас и такого понятия, как «средняя заработная плата учителя», так как мы рассматриваем образование в целом. То есть зарплату всех работающих в организациях образовательной сферы. – Высшая школа сюда входит? А дошкольное образование? – Да, и зарплата всех остальных, кто работает в этих сферах. – Выходит, формулировка «средняя по экономике» более правильная? – Да, но и в ней мы учитываем очень много нюансов. Например, есть экономика региона и экономика Воронежской области. В первом случае мы не учитываем бюджетную сферу, а во втором учитывается все. Поэтому наши цифры отличаются от тех, которые звучат на телевидении или печатаются в газетах… Наверное, более мелкие данные может предоставить Департамент образования, они ведь тоже собирают свою статистику… Наверное, это я слишком много захотела, подумала я после интервью. Одним махом разобраться, что для учителя выгоднее. Уж даже если в Росстате не могут ответить однозначно… Зато свой ответ нашел ио губернатора Белгородской области Евгений Савченко. Во время встречи с президентом Владимиром Путиным в июле этого года он отметил, что зарплата учителей области в среднем составляет 21 тысячу рублей, и это, как сообщает ИА REGNUM, выше, чем в среднем по экономике региона (19 тысяч). А дальше Савченко сказал так: «Мы считаем, что где-то 1,5 должна быть отметка отношения заработной платы учителей». И еще добавил, что надо «подтягивать» на должный уровень зарплату остальных школьных работников, которых в школах тоже немало. Для сведения. Выборы губернатора Белгородской области назначены на 14 октября, Евгений Степанович, возглавляющий область с 1993 года, выдвинут партией «Единая Россия» на очередной срок, а Белгородская область по-прежнему остается лидирующей среди областей Черноземья, и не только… Может, и потому, что об учителях здесь думают не в последнюю очередь. Новое слово, точнее, новый коэффициент – 1,5 – прозвучал. То есть учительская зарплата должна быть не как одна, а как полторы средних по экономике региона. Это и справедливо, и престижно для самой профессии, потому что заработок, равный среднему по экономике, учителю нужно платить за 18-20 часов в неделю, а не за 30-36. Ведь именно столько он вынужден сегодня работать, чтобы хоть немного обеспечить свою семью и себя (и приблизиться к средней по экономике). Если сравнить, сколько получают учителя шести областей Черноземья, цифры будут такие. Воронежская область: к концу 2012 года учителям обещана средняя зарплата в 17335 рублей. Курская область: средняя зарплата педагога в 2012 году – 16300 рублей. Липецкая область: средняя зарплата учителя – около 18000 рублей (по данным за июль – 17592 рубля). Орловская область: по данным «Орел-регион.рф», весной 2012 года средняя зарплата педагогов составила 12069 рублей. Тамбовская область: к концу 2012 года учителям обещана средняя зарплата в 16700 рублей. Для размышления: в Москве к концу года средняя учительская зарплата планируется на уровне 55670 рублей. Теперь посмотрим данные по экономике. Как сообщает Росстат, средняя зарплата в Воронежской области – 19,7 тысячи рублей, в Курской – 18,6 тысячи, в Липецкой – 20,1 тысячи, в Орловской – 17 тысяч, в Тамбовской – 16,5 тысячи рублей. А знаете, сколько получают чиновники этих регионов? По итогам первого полугодия 2012 года средняя зарплата воронежского чиновника органов исполнительной власти составила 38629 рублей (самый высокий показатель). В Белгородской области – 34074 рубля, в Курской – 28800 рублей, в Липецкой – 37080 рублей, в Орловской – 33960 рублей, в Тамбовской – 25200 рублей (самый низкий показатель). Московским чиновникам насчитали в среднем 62700 рублей. Среди всех центрально-черноземных регионов чиновники самого процветающего – Белгородской области – оказались на скромном третьем месте. Это притом что средний учительский заработок здесь самый высокий. Однако и на Белгородчине есть свои муниципалитеты-«пасынки», где средняя зарплата учителя колеблется от 17 до 18 тысяч рублей. Об этом Евгений Савченко также докладывал президенту. Диспропорции объясняются неравномерным распределением школ и учеников по районам, но, с другой стороны, есть очень похожие районы с резко различающимися учительскими зарплатами, что непонятно и, по мнению Савченко, требует выравнивания. Эти непонятные диспропорции – больная тема не только в Белгородской, но и в Воронежской, и в других областях, правда, здесь об этом говорят не губернаторы или кандидаты, а главным образом Профсоюз образования. Я же недавно узнала историю, повергшую меня в изрядное уныние. Учительница географии, работающая в одном из ведущих лицеев Воронежа, весь учебный год не только вела уроки, но и подрабатывала в своей школе уборщицей. Точнее, не подрабатывала, а работала в полную силу всю вторую смену. Ее дочь оканчивала одиннадцатый класс, и таким образом мама, воспитывающая девочку в одиночку, зарабатывала на выпускной и на подготовку к поступлению. Как учитель женщина получала 13000 рублей в месяц, а как уборщица – от 12 до 14 тысяч. КомментарийТамара БИРЮКОВА, председатель Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ: – Если говорить о средней заработной плате учителя в нашем регионе, она сегодня действительно увеличивается и во многих районах достигла среднего значения. Но растет не оплата учительского труда, а совокупный доход учителя. Педагог сегодня существенно перерабатывает, причем не только из-за того, что вынужден брать дополнительные часы, но и потому, что новый стандарт обязывает его тратить много времени на подготовку к урокам.Профсоюз ставит вопросы не только о доведении ставок (окладов) учителей до среднерегиональной зарплаты, но настаивает на выравнивании средней учительской зарплаты как в муниципалитетах, так и по образовательным учреждениям в муниципалитетах. Причиной большого разрыва в заработных платах учителей, на наш взгляд, является несовершенство областной методики расчета нормативов подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, так как в ее основе – принципы неравенства прав. В своем обращении к губернатору Алексею Васильевичу Гордееву и председателю областной Думы Владимиру Ивановичу Ключникову пятый пленум обкома профсоюза, состоявшийся 21 мая, поставил эту задачу в число первоочередных. Замечу только, что выравнивание должно идти не за счет богатых школ, как это у нас зачастую происходит, а за счет подтягивания бедных к уровню богатых. Пленум предложил властям пересмотреть областную методику расчета нормативов подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, а также областное Положение о малокомплектной школе в части увеличения их наполняемости. И мы очень рады, что эти предложения профсоюза нашли положительный отклик у областных властей. Мы наконец были услышаны. На августовских педагогических совещаниях руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Николаевич Мосолов пообещал, что методика расчета подушевых нормативов общеобразовательных учреждений и Положение о малокомплектной школе будут пересмотрены и начиная с 2013 года школы будут финансироваться по-новому. Какими будут эти новации, конкретно пока неизвестно, так как на согласование в профсоюз документы еще не поступили, но очевидно, что проблема начала решаться. И еще одну проблему я специально озвучила на последней встрече с губернатором области. Мы поднимаем заработную плату учителям, сейчас уже принято решение об увеличении оплаты труда сотрудникам дошкольных учреждений, но работающие в школах социальные педагоги, старшие вожатые, педагоги групп продленного дня и школьные психологи по-прежнему получают пять тысяч рублей. Если у кого-то из них зарплата больше, это означает только то, что сама школа изыскивает для них дополнительные средства. Но это не должно делаться за счет одних только школ, этим категориям школьных работников надо поднять заработную плату хотя бы до 12 тысяч. Губернатор пообещал решить этот вопрос.
Комментарии