Программы разрабатывали теоретики
В связи с распространением COVID-19 министерством было принято решение об организации дистанционного обучения в средних образовательных учреждениях и вузах страны.
С одной стороны, это решение оправданно, поскольку самоизоляция – это один из наилучших на данный момент способов защиты от инфекции, а с другой – во время карантина подростки предоставлены сами себе, что с учетом их ранимой психики весьма опасно. Ведь школа во многом ответственна за сохранение жизни и здоровья ребенка, роль родителей ныне сводится к минимуму. У родителей основная цель – накормить и обеспечить семью. Дистанционную форму обучения большинство детей восприняли на ура, а учителя-предметники стали испытывать настоящую головную боль. Я перечислю основные проблемы:
1. Постоянно зависает школьный портал, а оценки необходимо выставить.
2. Слабо развитые образовательные платформы по ряду предметов не совпадают с УМК, по которым работают педагоги.
3. Усталость из-за постоянного сидения за компьютером и смартфоном.
4. Платформа видеоконференций ZOOM, которая имеет ряд недочетов.
5. Постоянный рост числа отличников, которые на деле троечники.
Остановлюсь на каждой проблеме подробнее.
В связи с наплывом пользователей школьный портал зависает, что неудобно как учителям, так и школьникам. Приложения, которые входят в портал, к примеру «Я класс», также зависают, и когда доходит дело до теста, приходят массовые эсэмэс-сообщения от детей: «Марья Ивановна, а у нас не получается войти в систему, что нам делать?» В такой ситуации учителю приходится либо создавать новое задание на другой платформе, либо занимать детей вопросами в конце параграфа.
Руководство школы просит организовывать обучение, не загружая детей домашними работами, что стало действительно скандалом. Также по требованиям необходимо соблюдать режим ребенка. В действительности дело выглядит следующим образом. Дети начинают присылать свои домашние задания даже в 2 часа ночи, а в некоторых случаях и в 6 утра. Как в таких реалиях возможно обеспечить соблюдение режима ребенка и не обязанность ли это родителей?
Другим аспектом проблемы является слабое владение компьютерными технологиями основным составом педагогов. Учителя испытывают трудности с той же самой организацией конференции, поскольку возникает целый комплекс проблем: пропадает звук, видео, не включаются микрофоны у детей и т. д.
Конференции, которые проходят ныне, сложно назвать обучением. В перспективе занятие начинается в 10.00, и все ученики должны подключаться к конференции. В действительности все иначе. На конференции присутствуют 15% учащихся, а других в этот момент обзванивает классный руководитель со словами: «Подъем!» Неужели родители не могут разбудить ребенка? Вместо нормального проведения урока учитель вынужден постоянно кликать мышкой и принимать заявки учащихся, если нет пароля к конференции. Кроме того, подобная форма воспринимается детьми как игра. Пользуясь настройками профиля, они изменяют систематически фон за собой. На занятии учащиеся дурачатся, что, естественно, вызвано подростковым максимализмом и стремлением выделиться. Учителю, который видит подобную картину, приходится успокаивать заигравшихся подростков.
Теперь к вопросу образовательных платформ. Учителям-предметникам предложены «Физикон», «Я класс», «Фоксфорд». Что касается «Фоксфорда», то эта программа в принципе неплохая, но на ней ничего нет по предметам «История» и «Обществознание». Если есть, то малый объем информации, который не подходит к текущим школьным программам. Более позитивными являются программы «Физикон» и «Я класс», где можно, но также в малом объеме, найти тестовые задания, которые дети списывают. В связи с массовым списыванием из Интернета, в котором дети ищут ответы на тесты, вчерашние троечники резко становятся отличниками. А отличники, напротив, решая тест самостоятельно, недотягивают до пятерки. Напомню, что оценка «отлично» начинается с 81 балла. Есть и другая проблема: одно и то же УМК по параллелям не совпадает. Внедряя подобную форму оценивания знаний, никто не учитывал этого.
Огромной проблемой сегодня является и отсутствие необходимой техники у малообеспеченных и многодетных семей. Более того, ребенок из многодетной семьи, сидя с остальными в одной комнате, вечно отвлекается от образовательного процесса.
Учителя сегодня, особенно провинциальные, испытывают настоящее унижение, видя подобное и ловя тот же Интернет, шагая по квартире или даже выходя на улицу. Ведя конференцию, моя знакомая вынуждена была выйти на улицу, чтобы поймать Интернет, а от детей посыпались вопросы со смехом: «Марья Ивановна, а вы что, на улице работаете?» Вы только вдумайтесь, учитель ведет конференцию на улице. Можно понять и директоров, их волнение за итоги мониторинга.
Родители доходят до нервного срыва, сидя дома и выполняя домашние задания с детьми, а учителя в свою очередь предельно вымотаны бесконечными досадными сложностями. Вывод напрашивается сам собой: те, кто разрабатывал эти программы, – теоретики, но не практики. К чему такая форма обучения приведет, остается только догадываться. В общем, сегодня не только врачи – герои, учителя тоже совершают, по сути, подвиг.
Мария ПАВЛОВА, педагог, журналист, Московская область
Комментарии