Эксперт Центрального Комитета профсоюза Вера ПОНКРАТОВА занимается в отделе общего образования не только оплатой труда, но и другими вопросами, которые касаются социально-трудовых прав работников. Здесь и проблемы, связанные с рабочим временем и отпусками, и пенсионные вопросы, и льготы по коммунальным услугам. Стать экспертом такого широкого профиля Вере Николаевне помог многолетний опыт работы в Министерстве просвещения СССР, а позже в Министерстве образования РФ в отделе труда и зарплаты.
Вопросы, которые возникают у работников из разных территорий, в первую очередь связаны с оплатой их труда, несмотря на то, что в связи с разграничением полномочий эти вопросы регулируются органами власти субъектов РФ и местного самоуправления. Регулирование оплаты труда на федеральном уровне осуществляется в основном только для учреждений, финансируемых из федерального бюджета. Более всего вопросов возникает по тем регионам, где оплата труда учителей зависит от стоимости ученико/часа, поскольку такой принцип необоснованно снижает зарплату тех, кто работает в классах с наполняемостью менее 25 учеников. Педагоги становятся заложниками демографической проблемы, не неся никакой ответственности за комплектование классов.
В последнее время много вопросов связано с отпусками. Например, у медицинских работников, состоящих в штате образовательных учреждений, они складываются из основного отпуска продолжительностью 28 календарных дней и дополнительного, который в зависимости от типа учреждения составляет 12 или 30 рабочих дней. Дополнительные отпуска для медиков регулируются еще законодательством времен Советского Союза, а это смущает многих руководителей, хотя Трудовой кодекс все равно адресует нас к союзному законодательству, в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Несмотря на то, что мы постоянно это разъясняем, готовим комментарии по применению тех или иных норм, все равно вопросы возникают.
Чем дальше, тем сложнее становится работать. Если раньше в вопросах оплаты труда было централизованное регулирование, и когда в отдельном учреждении оно отличалось от общего порядка, это сразу было понятно, то теперь у всех вопросы вроде бы одни и те же, но регулируются они разными нормативными актами и, к сожалению, не всегда справедливо. Сколько у нас регионов, столько же систем оплаты труда со своими особенностями. Для того чтобы определить, правомочны ли действия работодателя в каждом конкретном случае, приходится изучать региональное законодательство, обращать внимание руководителей территориальных организаций профсоюза на содержащиеся противоречия.
Много вопросов возникает и у органов управления образованием. По просьбе наших коллег из регионов мы проводим экспертизу проектов нормативных правовых актов по оплате труда.
Комментарии