search
main
0

Учителя смогут повысить квалификацию в ВШЭ

​Как известно, нынче учителя могут сами выбрать для себя форму повышения квалификации. Учитывая это, Высшая школа экономики предлагает им три магистерские программы. Программа «Политические вызовы современности» (очно-заочная и вечерняя формы обучения – 2,5 года) со специализацией «Культура и религия в современном мире», руководители – профессора Лев Любимов и Алексей Рябинин, преподаватели – научные сотрудники ВШЭ и МГУ имени М.В.Ломоносова, РАН, а также директор лицея №1535 Михаил Мокринский. В учебном плане такие дисциплины, как «Политическая философия и анализ политологических текстов», «История политических систем», «Региональные конфликты в эпоху глобализации», «Политическая система современной России», «Воспитательная составляющая образовательного процесса», «Политическая модернизация в индустриальную и постиндустриальную эпохи», «Международный опыт преподавания политологических наук», «Инновационная концепция обществознания для старших классов общеобразовательной школы». После окончания программы выпускники смогут работать в качестве высококвалифицированных преподавателей школьных дисциплин «Обществознание», «Граждановедение», «Россия и мир» в средних и средних специальных образовательных учреждениях, а также осуществлять методическую деятельность по направлению «История и обществоведение» в рамках учебно-методических центров разного уровня и департаментов образования.

Член коллегии Департамента образования Лев Любимов считает: «Современные учителя истории должны быть прежде всего экспертами, так же, как и учителя любых других предметов, они должны уметь заинтересовать ученика, научить его искать информацию, понимать ее. Опрос, проведенный ВЦИОМ, говорит о неудовлетворительном качестве уроков обществознания, лишь один процент родителей считают этот предмет более или менее важным, а между тем при поступлении в вуз его сдают больше 50 процентов абитуриентов. Более того, обществознание должно готовить ребенка к взрослой жизни, учить исполнять роль гражданина, роль избирателя, способного критично воспринимать информацию. Но если учитель пересказывает учебник, его содержание забывается детьми через неделю после сдачи экзамена. То же – дать учителю истории доступ к профессионалу в его области, то есть к профессору. Ведь школьное знание – это классическое университетское знание, сжатое до того уровня, на каком оно доступно школьнику. Учителя должны повышать классификацию у профессоров университетов, а не на курсах в институте повышения квалификации, где другой бывший учитель предлагает им никому не нужную методику. Учителям нужны доступ к качественной информации и умение ориентироваться в ней. Ему надо рассказать, что есть сотни журналов, объяснить, какие из них ведущие, за какими следует следить. Западный мир уже два десятилетия идет путем сближения школы и университетской науки: экономика, основанная на знаниях, требует более продвинутого населения.В сентябре 2011 года для учителей истории и обществознания в ГУ – ВШЭ будет открыта магистерская программа «Политические вызовы современности». В перспективе есть идея сделать то же самое и для учителей некоторых других предметов. Мы хотим показать, что наука – это не сидение в архивах, но увлекательное занятие, чтение интересной современной литературы: в ГУ – ВШЭ есть уникальная электронная база, где собраны ведущие российские и зарубежные издания. Учителей нужно научить и приучить пользоваться электронными ресурсами, дать новый взгляд на проблемы современности и истории. Тогда уроки станут чем-то гораздо большим, чем пересказ учебников. Отечественная историческая наука сильно отстала от основного западного течения. Там изучаются философия, психология, социология истории, а в России всего несколько специалистов действительно владеют подобными знаниями. Они и будут преподавать на нашей магистерской программе, где будут читать не курсы по западной, восточной или всемирной истории, а курсы по социальной, политической, экономической, культурной истории человечества. Такой подход позволит ознакомить учителей с совершенно иной картиной мира, его вызовов: политических, экономических, социальных, культурных. Например, уже 20 лет нам говорят о том, что закончилась холодная война, а в это время опять ведутся разговоры о ее завершении. Или уже сто лет строятся экономические модели, созываются конференции и даже саммиты, но никто реально не знает, что будет с международной экономикой завтра. Обычно учебник по обществознанию – собрание из «теней» шести наук: философии, экономики, права, политологии, социологии, социальной психологии, в таком виде предмет не только не усваивается учениками, но и непросто дается учителям. Думаю, даже Ломоносов не смог бы быть специалистом сразу в шести науках. Благодаря подходу «вопрос – ответ» учителя и ученики начинают искать информацию, пытаются что-то узнать, понять и добавить в свою копилку знаний. Это особенно важно с учетом нашей вековой мифологизации многих исторических событий, которая настойчиво требует преодоления».Вторая магистерская программа – «Управление образованием» – предназначена для тех, кто хочет стать директором школы или управленцем того или иного уровня в сфере образования и желает получить диплом магистра государственно-муниципального управления после обучения в течение двух с половиной лет по очно-заочной и вечерней  формам. Руководитель программы – доктор педагогических наук Исаак Фрумин. Магистерскую программу «Управление образованием» реализует Институт развития образования НИУ – ВШЭ совместно с Московской высшей школой социальных и экономических наук. Это единственная в России программа, слушатели которой могут получить не только магистерский диплом по направлению «Государственное и муниципальное управление» НИУ – ВШЭ, но и диплом магистра образования Манчестерского университета (Великобритания). Процесс обучения на программе построен в соответствии с западной университетской традицией, что также отличает программу от всех подобных на рынке. Программа предназначена для людей, имеющих определенный опыт работы в сфере образования и намеревающихся строить управленческую карьеру в этой отрасли. Среди преподавателей программы такие известные экономисты, как директор Института развития образования НИУ – ВШЭ Ирина Абанкина, директор Центра мониторинга и статистики образования Министерства образования и науки РФ Марк Агронович, ректор МВШСЭН Анатолий Каспржак, профессор Олег Лебедев. Будущий магистр освоит в процессе обучения такие учебные дисциплины: «Управление образовательными системами», «Основные принципы современного менеджмента», «Практика анализа образовательной политики», «Экономика и финансирование системы образования», «Сравнительный анализ образовательных реформ», «Мониторинг, оценка качества и статистика в образовании», «Современные вопросы в сфере образовательного права», «Использование ИКТ в общем и профессиональном образовании». Специалисты, освоившие данную программу, будут профессионально подготовлены к работе в качестве руководителей государственных и негосударственных образовательных учреждений (в том числе международных), подразделений органов управления образованием субъектов РФ, муниципалитетов, районов, выступать в качестве разработчиков, экспертов, менеджеров комплексных социально-образовательных проектов (международных, федеральных, региональных, муниципальных), аналитиков, советников в сфере образовательной политики.Для поступления на магистерские программы соискателям предложат поучаствовать в конкурсе портфолио, а набор будет осуществляться как на бюджетные, так и на места с оплатой стоимости обучения на договорной основе. Спрашивается, а зачем учителю нужны эти программы? Директор Института развития образования Ирина Абанкина на этот счет имеет собственное мнение: «Сегодня в общем образовании внедряются новые финансово-экономические механизмы, прежде всего – нормативно-подушевое финансирование и новая система оплаты труда. Чтобы управленцы эффективно работали в новых условиях, они должны знать основы современного менеджмента, обладать аналитическими навыками, умением принимать решения на основе экспертных суждений и социологических опросов, уметь работать со СМИ, иметь навыки построения учебного процесса. Отсюда необходимость магистерской программы – подготовка управленческих кадров для образования. Вторая программа – «Политические вызовы современности» – рассчитана на учителей истории и обществознания и связана прежде всего с попыткой вернуть школе воспитательные функции через современное преподавание этих дисциплин. Именно профессора Вышки Леонид Поляков и Леонид Ионин предложили современную технологию обучения обществознанию: цель этого школьного курса – позиционировать человека в обществе, помочь школьнику найти свое место в глобальном мире, научить искать информацию самостоятельно. Третья программа – «Измерения в психологии и образовании» – наиболее аналитическая. В последние годы проводится множество исследований качества образования, и тут необходимы современные инструменты для измерений результатов образования, индивидуальной динамики отдельных учащихся и целых образовательных систем. Это становится важнейшей задачей педагогики и психологии. В регионах формируются центры мониторинга качества образования, проводятся международные исследования (PISA, PIRLS и другие), и мы надеемся, что со временем Россия сможет сама стать инициатором таких исследований. Несмотря на то что многие регионы часто обращаются к нам с просьбой организовать краткосрочные курсы повышения квалификации по различным темам, здесь люди будут учиться по академическим программам, рассчитанным на подготовку элиты. Хотя мы приглашаем слушателей с опытом работы, программы заинтересовали и выпускников бакалавриата, вопрос о возможности их зачисления на конкурсной основе сейчас решается. Мы будем проводить набор на основании конкурса портфолио, рефератов, эссе, и это нормальный «фильтр». Хотя формальных ограничений по наличию базового образования мы не выдвигаем, предполагается, что нашими студентами станут люди с базовым педагогическим образованием. Было бы нелишним и наличие у них управленческих навыков. При приеме на программу «Измерения в психологии и образовании» есть требования к базовой математической подготовке, хотя математические дисциплины, предусмотренные в процессе обучения, доступны для человека с любым высшим образованием. Мы считаем, что вузы должны формировать экспертное сообщество, способное квалифицированно обсуждать школьные проблемы и предлагать пути их решения, и рассчитываем, что ВШЭ внесет свой весомый вклад в повышение квалификации педагогических и управленческих кадров в среднем образовании».Информацию можно получить по адресу: Москва, ул. Мясницкая, д. 20, к. 206; тел. +7(495)621-95-35, сайт http://www.hse.ru/org/hse/shro/ и программы http://fpp.hse.ru/polit_challenge/.  E-mail: lnaumova@hse.ru; glukyanov@hse.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте