Фильмы о настоящих наставниках
О том, что роль учителя трудно переоценить, говорят много, но далеко не каждый человек способен стать подлинным наставником. Тем ценнее примеры беззаветной преданности призванию, которые демонстрируют герои фильмов, представленных в обзоре «УГ».
«Мисс Джин Броди в расцвете лет» (1969)
Экранизация одноименного романа британской писательницы Мюриэл Сара Спарк об учительнице Джин Броди. Фильм отражает дух сразу двух эпох – Шотландию 1930‑х, в которых происходит действие картины, и конца 1960‑х, когда кинолента вышла на экраны. Ведь методы преподавания и общения с ученицами мисс Броди (Мегги Смит), чуть ли не революционные для ее времени, весьма актуальны для периода активного феминистического движения, очередной виток которого наступил после студенческих волнений 1968 года. Правда, взгляды мисс Броди совсем не тривиального свойства. Она симпатизирует фашистам (не путать с нацистами), видя в Муссолини и особенно в Франко настоящих рыцарей. Такой во многом наивный взгляд связан с представлением об идеальном мужчине, который воплощен для нее в учителе Тедди Ллойде. Однако он женат, и мисс Броди, сохраняя трепетные чувства к нему, не посягает разрушить его семью.
Сложность в личной жизни компенсируется искренней любовью, которую она испытывает к своим воспитанницам. Мисс Броди видит в Сенди, Монике, Дженни и Мэри МакГрегор разные, но одинаково сильные характеры. Беда лишь в том, что учительница невольно стремится сделать их копией себя. В этом и состоит основной внутренний конфликт фильма. Каждая из девушек будто пробует прожить несостоявшуюся жизнь мисс Броди. Заканчивается подобный шаг драматически. Оно и понятно – все они со своим особым характером и установками, далеко не всегда соответствующими представлениям их наставницы. В картине подняты вопросы, на которые не очень просто однозначно ответить: например, где грань между предательством, справедливостью и любовью?
«Общество мертвых поэтов» (1989)
История щемящая, трогательная, местами жизнеутверждающая, но очень грустная. Грустная и по обстоятельствам сюжета, и по трагической судьбе актера Робина Уильямса, сыгравшего роль учителя английского языка и литературы юных воспитанников строгой американской академии, будущих студентов Гарварда и Йеля. Образ мистера Китинга, который воплотил Уильямс, взят с реального прототипа Сэма Пикеринга. Главное, что делает Китинг, – это вселяет в мальчиков надежду, что их жизнь не бессмысленна, что они сами могут определять свое будущее и только от них зависит их судьба. Да, «мы все станем добычей червей», но именно поэтому надо ловить каждое мгновение. Латинское изречение Горация – «Carpe diem» – несомненно, лейтмотив фильма. Не важно, сколько нам отмерено, важно, как мы пройдем свой путь.
Китинг становится для юношей не просто учителем, а настоящим наставником, капитаном. «О, капитан, мой капитан!» – восклицают они, и это не просто слова. Подростковая, еще только формирующаяся психика особо чувствительна ко всякой лжи и лицемерию. Вот они напрочь отсутствуют у Китинга. На фоне других учителей, которые заставляют зубрить свои предметы, изображают строгость и прибегают к угрозам, он выглядит не столько странным, сколько живым. В нем желание вдохнуть в подрастающее поколение дух свободы сопряжено с идеалами собственной молодости. Именно поэтому он призывает учеников разорвать введение о поэзии в школьном учебнике, потому что оно примитивизирует взгляд на высокую литературу и пытается поместить ее в схему. Китинг раскрепощает скромного Тэдда Эндерсона, высвобождая в нем творческую энергию. Благодаря учителю Нилл Пэрри, несмотря на ультиматум строгого отца, решает играть в театре.
Фильм оставляет тяжелые вопросы о том, насколько вольнолюбие, которое взрастил в учениках Китинг, сталкивается с реальной жизнью и нужно ли вообще было давать им надежду. Однако здесь картина будет полезна родителям, которые порой, думая, как лучше, губят жизнь детей, внушая им собственные ограниченные представления о должном.
«Школа рока» (2003)
Если вы хотите посмотреть хорошее американское кино для всей семьи, то фильм «Школа рока» – идеальный выбор. Эта история о том, что не важно, какому предмету ты обучаешь детей – математике или игре на электрогитаре, главное – самому любить свое дело и верить в него, несмотря ни на что. Таков Дьюи Фин в великолепном исполнении Джека Блэка. Его считают неудачником, человеком, который не в состоянии даже заплатить за комнату, а все из-за безумного увлечения роком – музыкой протеста. Протеста скорее не политического, а мировоззренческого. Дьюи не хочет быть конформистом, подлаживаться под обстоятельства, чтобы заслужить почтенное место в обществе и снискать любовь окружающих, как делает его друг Нед Шнибли, который когда-то был неформалом, а теперь робкий молодой человек, полностью оказавшийся во власти своей девушки, управляющей им. Дьюи, напротив, отчаянно изыскивает деньги, но в глубине души не оставляет надежды, что когда-нибудь покажет всему человечеству всю мощь своего таланта.
Поразительно, насколько ему удается найти для каждого ребенка роль в музыкальной группе, будь то назойливая и дотошная староста класса Саммер или сорванец Фредди. Он убеждает их, что рок призван бороться с быдлом, иначе говоря, людьми системы, в которой судьба человека запрограммирована и он должен следовать определенным правилам и законам. Например, прекрасно играющий на гитаре Зак подвергается упрекам отца, ставящим на первое место учебу, а не занятие сына музыкой. Однако Дьюи удается сделать так, что сами школьники готовы идти за ним, даже когда он уже думает все бросить. Такая взаимная поддержка и есть подлинная любовь к учителю.
Александр ТРЕГУБОВ
Комментарии