search
main
0

Учителя не пострадали. Наталья МИХАЛЬЧАК, директор школы поселка Московский

Не дожидаясь, пока федеральный центр найдет в себе силы, а главное – средства для введения отраслевой системы оплаты труда педагогов, регионы сами берутся реформировать экономику образования. ОСОТ уже работают в Санкт-Петербурге и Тюменской области. «Учительская газета» подробно писала о сути этих систем и методиках расчета учительской зарплаты (выпуск «Шаг за шагом. Завтра начинается сегодня». В №5 «УГ» от 7.02.2006 г.). Каковы же плюсы и минусы новых систем? Слово директорам школ Санкт-Петербурга и Тюменской области.

Переход на новую систему оплаты труда мы начали с внимательного изучения положения о ней и участия в семинарах, которые были организованы в нашем районе. Нас учили, как правильно рассчитывать заработную плату, как объяснять педагогам суть вводимых новшеств. Лично я была сторонницей такого перехода и считаю справедливой ситуацию, когда зарплата учителя зависит от числа учеников в классе и количества часов.

Начали с того, что стали доказывать учителям, насколько выгоден им переход на новую систему оплаты труда. Подсчитали, сколько будет получать каждый педагог. У кого-то зарплата оказалась больше, у кого-то – меньше. Но мы показали учителям, как нужно работать, чтобы зарплата увеличилась, какова должна быть наполняемость классов, как переработать тематическое планирование. В среднем у нас в классах 23-24 ученика, но поскольку мы сельская школа, допускается варьирование – и больше нормы, и меньше. Что касается переработки тематических планов, то в основном это относится к учителям иностранного языка и информатики, которые раньше вели занятия, деля класс на две подгруппы, а теперь работают с целыми классами. За счет этого педагог получает большую зарплату, работая, по сути дела, в два раза больше. Качество работы учителя при этом зависит от того, насколько он совестлив, каково его мастерство, владеет ли он новыми технологиями обучения. Если учитель заинтересован в том, чтобы хорошо обучить ребенка, сидящего в классе, он напишет такой поурочный план, подберет такие методы, которые помогут ему дифференцировать обучение и добиться высокого качества подготовки.

От кого пришлось избавиться при переходе на новую систему оплаты труда? Ушли четверо пенсионеров, которые были в солидном возрасте (за 60 лет). Ушли они спокойно, без скандала, ознакомившись с новым расписанием, возможной учебной нагрузкой и оценив свои силы. В остальном мы, пожалуй, одна из немногих школ в районе, где при переходе на новую систему оплаты труда педагоги практически не пострадали.

Учебный план, по которому мы работаем, изменился по сравнению с прежним. Во-первых, мы перешли на пятидневку и некоторые предметы интегрировали. Например, освободилась учительница ОБЖ (мы этот предмет интегрировали с трудовым обучением и физкультурой), теперь она заняла вакантное место библиотекаря. Нам приходится сегодня более рационально распоряжаться кадрами. Должность психолога мы оставили, а вот должность социального педагога ликвидировали.

Средняя зарплата учителей сегодня составляет более 8000 рублей, а раньше была чуть больше 4 тысяч. Доплаты классным руководителям мы поставили в зависимость от количества учеников в классе. Получается в среднем более тысячи рублей. За внеклассную работу педагоги получают дополнительные деньги: за дежурство с классом по школе, за участие в мероприятиях по охране здоровья, за призовые места в районных смотрах-конкурсах и так далее, то есть у классного руководителя есть возможность получить разные виды доплат.

Как я уже сказала, зарплата учителя зависит и от количества часов. Понятно, что нагрузка у преподавателя русского языка и литературы больше, чем, скажем, у учителя физкультуры. Однако если физкультурнику нужно заработать больше, он всегда может найти в школе возможность для подработки, взять больше часов. Стоимость ученико-часа для всех учителей у нас одинаковая – 2 рубля, дальше расчет идет с учетом квалификации и образования учителя. Практикуем материальное стимулирование педагогов. Например, в прошлом году школьники хорошо сдали ЕГЭ по русскому языку – без двоек. Учительница русского языка получила премию 8 тысяч рублей.

Стимулирующий фонд распределяет комиссия. В нее вхожу я, завучи, которые курируют работу учителей и знают, кто и как работал в прошедшем месяце, председатель профкома и председатель управляющего совета (в этом совете у нас три представителя родительской общественности, я, как директор, по два представителя от педагогического и ученического коллективов и куратор из роно). Решение комиссии мы объявляем на планерке. Единственное, что держим в секрете, – это проценты премий.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте