Более 400 человек примут участие во Всероссийском съезде учителей географии, который состоится 28-29 октября в МГУ. Делегатами Съезда станут учителя и методисты по географии практически из всех субъектов России. Также проблемы и перспективы школьной географии обсудят представители педагогической общественности вузов России, органов управления образованием.
Каковы на сегодня главные проблемы преподавания и изучения географии в школе? Своим видением ситуации поделился Алексей Станиславович Наумов, доцент кафедры социально-экономической географии зарубежных стран географического факультета МГУ, председатель Центральной предметно-методической комиссии по географии, член Центрального оргкомитета Всероссийской олимпиады школьников: – Алексей Станиславович, вы уже более 20 лет являетесь организатором Всероссийской олимпиады по географии, руководите командой от России на Международных олимпиадах. Насколько отличается уровень знаний нынешних школьников от уровня знаний учеников, с которыми приходилось работать 5-15 лет назад? – К сожалению, отличается не в лучшую сторону. Это утверждение не касается победителей Всероссийской олимпиады, так сказать, элитной группы. Все они увлечены географией, запоем читают популярную и специальную литературу (многие уже прочли университетские учебники), часами рассматривают карты. Но такие уникумы – примерно десятая часть из тех 200 с лишним школьников, которые, выиграв олимпиаду в своем регионе, приезжают на заключительный этап Всероссийской олимпиады. Среди остальных встречаются и такие, кто набирает 30-40 баллов из 200 возможных. Есть и те, кто не в состоянии справиться с самыми простыми тестами. Причина – не только в них самих, но и в том, как деградировало преподавание географии в школе. Не вдаваясь в подробности, отмечу только одну из очевидных проблем. Школьная география замкнулась в стенах класса и перестала быть «полевой» дисциплиной. Из обязательной программы ушли такие разделы, как определение азимута, работа на местности. Только немногие учителя-энтузиасты еще выводят школьников на природу, ходят с ними в походы, организуют экспедиции. – Отличается ли уровень подготовки учеников на Дальнем Востоке, от уровня школьников в Сибири, на Кавказе, в Центральном федеральном округе?
– Нет, подобных географических закономерностей в уровне подготовки участников Всероссийской олимпиады школьников не наблюдалось. В то же время, 20-летняя история олимпиады показала, что успехи ребят зависят в значительной степени от таланта и увлеченности учителей и иных наставников (университетских преподавателей, например), которые способны заинтересовать их географией и готовят к олимпиаде. Так, только за последние 5 лет 18 наставников из самых разных регионов России подготовили трех и более (некоторые из них – и больше пяти!) призеров и победителей заключительного этапа олимпиады. Среди них – учителя не только столичных Москвы и Санкт-Петербурга, но и из северного Нарьян-Мара, уральского Магнитогорска, других городов, не всегда крупных. Что касается самих юных талантов, здесь, пожалуй, можно отметить такую закономерность. В столицах, особенно, если сравнивать их с другими регионами по численности населения (и численности школьников), выдающихся юных географов не так много, как в провинции. Видимо, в Москве и в Санкт-Петербурге географии сложнее конкурировать с другими, более престижными (или кажущимися более престижными) областями знания. А в провинции профессия географа все еще в почете, там ребята, к счастью для нас, еще увлекаются нашей романтической, но, увы, не самой, на первый взгляд, «рентабельной» профессией. Возможно, и от территории, где вырастает будущий победитель олимпиады, что-то зависит. Например, серебряный призер Международной олимпиады 2004 года Володя Истомин был из Хабаровска. В резерве на участие в международных олимпиадах 2011-2012 годов – двое ребят из Иркутской области, один из них – Егор Шустов, абсолютный победитель Всероссийской олимпиады 2011 года, живет на берегу Байкала.
– Что, на ваш взгляд, стоит сделать сегодня в первую очередь для повышения качества преподавания географии в школах?
– Нужно сделать очень многое. А именно: восстановить географию в правах, вернув обязательный экзамен по географии для поступления на экономические специальности университетов. Сделать так, чтобы география была обязательным предметом для поступления на такие направления, как туризм (ныне в большинстве университетов география заменена на историю), международные отношения (заменена обществознанием). Продумать и обсудить с профессиональным сообществом географов – учителей, практиков, академических ученых – структуру и содержание школьного курса географии. Написать новые учебники. Поддержать лучших учителей-географов, в том числе, материально.
NB!
Всероссийский съезд учителей географии пройдет 28-29 октября 2011 года в МГУ имени М.В. Ломоносова. Подробная информация о Съезде доступна на сайте мероприятия: http://geogr.teacher.msu.ru/ Организаторы съезда – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Географический факультет, Русское географическое общество (РГО), Всероссийская ассоциация учителей географии (РАУГ). Спонсоры съезда: ГК «Метпрополь», Корпорация «Металлы Восточной Сибири», Фонд содействия безопасности озера Байкал, ООО ИТЦ «СКАНЭКС», OOO «РЕНЕ».
Комментарии