Царскосельский лицей называют единственной утопией в России, которая воплотилась без насильственных мер. Во всей мировой культуре нет более уникального учебного заведения, чем этот лицей, не только потому что в его первом выпуске взошла звезда юного Пушкина (в этом году исполнилось 200 лет со дня этого выпуска), но и потому что гений поэта совпал с гениальностью замысла самого лицея.
Его проект готовил Михаил Сперанский в четыре руки с императором Александром. Целью было воспитание с детского возраста чиновников высшего класса для государственной службы – «помощников царя», как называл их юный Пушкин. В своей речи на открытии лицея 19 октября 1811 года Александр Куницын, адъюнкт-профессор нравственных наук, выпускник Геттингенского университета, убеждал, наставлял юных слушателей не политтехнологиям, не политологии, а несравненно более важному: «…главным основанием ваших познаний должна быть добродетель… Государственный человек, будучи возвышен над прочими, обращает на себя взоры своих сограждан, его слова и поступки служат для них правилом».«Воспитать пламень, возжечь чистую лампаду» – вот высшая аттестация учителя в устах ученика. И не надо бояться высоких слов, если за ними правда, высокий градус жизни.В лицейских стихах Пушкина, помеченных датой 19.10 за разные годы, воспеты как живые ближайшие товарищи его – Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер… К ним он взывает, иных из них оплакивает – святое братство лицея.…Так вот, больше, чем фея со своей тыквой, нужны каждой девочке и каждому мальчику реальные и такие сказочные герои-ровесники, уже не пионеры-герои, не тимуровцы, а просто соученики. Школа должна быть хоть отчасти утопией, считал недавно ушедший от нас директор школы Владимир Абрамович Караковский.А братство это должно быть шире, глубже политических разногласий. В лицейском кругу были и декабристы (правда, среди казненных лицеистов не было), и высокие чины государственной службы – например, блистательный дипломат, министр иностранных дел, последний канцлер Российской империи князь Горчаков.…Три десятилетия существует в московской школе №734 (известной как школа имени Тубельского) традиция проведения лицейских дней и лицейского бала в честь 19 октября. Бывает, на три дня вся школа погружается в атмосферу лицея – живут по его расписанию, изучают книги, посвященные лицею. Елена КРЫМОВА, журналист, бабушка пяти внуков:- В наше время утрачен высокий смысл учения, ученичества, его нивелирует общество потребления, которому (вольно или невольно) служит и школа. Нажми кнопку – вот и весь смысл учения. А ведь быть учеником – это значит иметь самому по себе высокий статус, уважаемый обществом. Этому может послужить новый ученический праздник.Алексей ВОЛОХОВ, председатель Международного союза детских общественных организаций:- Приветствую и обеими руками за идею Дня ученика. Считаю, что для этого созданы предпосылки. Последние годы государство поворачивается к детям, к их общественной деятельности, о чем говорят указы президента по Национальной стратегии действий в интересах детей. Объявляю с этого года десятилетие детства. Но это только предпосылки.Успешными мы будем тогда, когда научимся помогать не детям вообще, а каждому ребенку в отдельности. Может, День ученика даст старт этому повороту.Ирина ВОЛКОВА, учитель английского языка, выпускница Караковского:- В этот день можно по ученическим документам организовать бесплатный проезд школьников на общественном транспорте, бесплатное посещение всех музеев. А главное – спросить самих ребят, как они хотят провести этот день.Ждем откликов и предложений от наших читателей, а также решение по этому вопросу со стороны Министерства образования и науки РФ.…У Марины Цветаевой есть цикл стихотворений, который так и называется – «Ученик». А в нем строки: Час ученичества, он в жизни каждой торжественно неотвратим».
Комментарии