Способность учительствовать – это одна из тех способностей, которая угасает без профессионального общения: без «регулярного обмена опытом» (грамотный тезис, к сожалению, ставший клишированным, почти превратившийся в штамп) огонь учительства гаснет, будто лишенный доступа кислорода… Эта «философия, проверенная физикой», всегда была свойственна московскому учительству, и, к обнадеживающей радости, новейшее время не изменило ее.
На протяжении вот уже более пяти лет регулярно проходят некогда стихийно по инициативе самих учителей возникшие межрегиональные акции «Учительский субботник». Как отмечают сами организаторы, необходимость и людей посмотреть, и себя показать осознается лишь тогда, когда сам заходишь в тупик или когда тебя выдергивают из повседневного рабочего процесса с просьбой помочь, что-то оценить, подсказать и показать. В этих случаях осознаются и безысходность от того, что средства и ресурсы исчерпаны, и понимание того, что ты не одинок и востребован. Желание быть востребованным, безусловно, позитивнее и потому более потребно для профессионального роста и внутренней гармонии специалиста. Окрыляющее чувство собственной значимости зачастую появляется в ходе профессиональных конкурсов (например, «Учитель года»), но конкурсы проходят, а советов школьных методистов, посещающих уроки, и устных рекомендаций коллег бывает крайне мало, для того чтобы загореться. Ведь, как известно, лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. В конце февраля очередной «Учительский субботник» после акций, проводившихся в Новгородской, Тверской, Ярославской, Московской и других областях, прошел в Москве на базе частного образовательного комплекса «Пенаты» и собрал помимо непосредственных участников более 200 московских педагогов, готовых к обмену опытом и нашедших для этого в жестком графике работы и жизни в требовательном и жадном на время мегаполисе несколько часов.По ставшей уже доброй традиции учителя из разных регионов России, преимущественно победители профессиональных конкурсов, представили мастер-классы по своим предметам. Волонтерами на «Учительском субботнике» были ученики 7-10-х классов ДВОК «Пенаты»: они не только помогли участникам организовать творческое пространство в стенах своей родной школы, но и вызвались участвовать в необычных для них педагогических экспериментах.Яркие, актуальные, не похожие друг на друга «уроки» позволили коллегам по-новому взглянуть на преподаваемые предметы, разглядеть то, что объединяет порой диаметрально противоположные науки, а также пополнить персональную методическую копилочку именно тем, что выигрышно будет смотреться в ожерелье индивидуальных приемов каждого конкретного учителя. Например, мастер-класс «На качелях, или Дыхание космоса в ванной» учителя гимназии №1514 (ЮЗАО) лауреата конкурса «Учитель года Москвы-2009» Юрия Бобринёва помог еще раз убедиться в том, что самые простые и привычные явления – это чудо, подвластное человеку, знающему физику. Методические приемы, с которыми знакомил учитель, помогут заинтересовать предметом не только будущих физиков, но и типичных лириков. Хотите послушать «Баядерку», но нет граммофона? Пожалуйста, нужны лишь пластинка, булавка и лист бумаги! А задумывались ли вы, почему закручивается вода в раковине и как это связано с космосом? Можно ли преподавать физику в стихах? Юрий Владимирович доказывает снова и снова, что удивительное рядом, что напоминание об этом не прерогатива исключительно гуманитарных наук.Учитель географии НП ДВОК «Пенаты» финалист конкурса «Учитель года Москвы-2010» Иван Колечкин помог избавиться от фобии современного российского учителя перед гипнотическими, но пугающими понятиями ФГОС: раскрыл суть актуальных на сегодняшний день образовательных категорий в мастер-классе «Формирование межпредметных связей на основе метапредметного понятия». На глазах у коллег, представляющих разные учебные предметы, Иван Сергеевич будто фокусник создавал модели все новых и новых вариаций сочетания приемов интеграции для любой темы любого предмета в любом классе и помогал понять, что формирование общей картины мира у детей – задача не только каждого отдельного предметника, но и школы в целом, однако решить эту задачу под силу только самим учителям (административный ресурс в решении этой задачи третичен). Только в обоюдном общении и продуктивном сотрудничестве задача формирования межпредметных связей становится не просто легкой, а невесомой.Мастер-класс «Где можно споткнуться, или Партитура смысла» учителя русского языка и литературы гимназии №1593 ЗАО финалиста «Учителя года Москвы-2011» Елены Лебедевой увлек коллег размышлением над знаками завершения в русской пунктуации. Порой привычные и простые на первый взгляд точки, многоточия, вопросительные и восклицательные знаки могут, оказывается, сказать гораздо больше, чем мы от них ожидаем, даже на культурологическом уровне. Наблюдая за тем, как номинация знаков препинания нашла свое отражение в языковой картине мира разных народов, участники мастер-класса (и взрослые, и дети) отметили нюансы различий между восприятием мира у многочисленных народов, населяющих Россию, поняли некоторые особенности межкультурной коммуникации, а ведь понимание – это первый и самый важный шаг к толерантности и человеколюбию…Каждый такой «Учительский субботник» – это, конечно, не только обмен опытом и впечатлениями. Участие в подобных акциях – это и помощь современному учителю в решении непрерывно (и оттого безысходно) сваливающихся на него задач, и психологическая поддержка равных равными, и личный человеческий подвиг (вырвать себя из повседневной рутины ради «очередного методического собрания», польза от которого заведомо не доказана). Об этом написали учителя, приехавшие 24 февраля в НП ДВОК «Пенаты».«Обычно мы проводим такие акции по субботам – отсюда и название, – отметил один из организаторов встречи Иван Колечкин. – В регионах на «субботники» набираются полные залы. Это похоже на педагогический слет или фестиваль педагогических идей. В Москве реагируют сложнее. В субботу ехать на другой конец Москвы (а расстояния внутри столицы сопоставимы с расстояниями между некоторыми городами) хотят не все педагоги. Поэтому для первой акции мы выбрали именно понедельник. После традиционно тяжелого первого дня недели коллеги разъехались по своим школам, заряженные здоровой энергией и позитивом, которым мы и старались поделиться с ними. Профессиональный позитив – это то, что быстрее всего вымывается профессиональной рутиной…»Когда говорят, что образование – это сад, плоды которого созревают долгое время, обычно забывают добавлять, что бывают периоды, когда опадают листья, сад засыпает, а потом просыпается и требует ухода. Попытки разбудить наше образование не должны заканчиваться громким возгласом – необходимо собрать пожухлую листву, унести сломанные ветви, дать доступ кислороду к корням… И никто не сделает этого лучше и бережнее, чем сами садовники. Московский «Учительский субботник» в НП ДВОК «Пенаты» это доказал.Евгения СЕРЕДА,Ника БЕСТУЖЕВА
Комментарии