Известно, что в России к театру относятся как к священнодействию, как к магии, чему немало способствовало то, что еще в ХIХ веке наши великие просветители назвали его университетом, оказывающим сильное влияние на духовную жизнь общества. А Николай Васильевич Гоголь уточнил, что «театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, это кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Знаем, как в театре ждут зрителя и как любят зрителя подготовленного. Российский академический молодежный театр (РАМТ) известен как лидер по воспитанию такого зрителя благодаря множеству эксклюзивных образовательно-просветительских и зрительских программ. Московский театр для детей, основанный Наталией Сац в 1921 году, дважды менял названия: с 1936 года назывался Центральным детским театром (ЦДТ), а с 1992 года – РАМТ и всегда считал работу со зрителями частью своей миссии. В книге «Театр для детей», написанной Наталией Ильиничной в соавторстве с мужем Сергеем Розановым, так и сказано: «Работа театра для детей должна идти по двум одинаково важным путям и соединять две одинаково важные стороны: сторону художественную и сторону воспитательную. Как учреждение художественное театр и в педагогических своих задачах должен служить искусству, воспитывая эстетически свою аудиторию, то есть развивая в ней способность воспринимать искусство и тем помогая пробуждению собственного творчества зрителей». Именно об этом шла речь на пресс-завтраке для журналистов, на котором руководители театра и кураторы программ рассказали о внесценической работе РАМТа.
На встрече был представлен новый проект театра «Точки пересечения», стартовавший в сентябре. Проект реализуется в рамках программы Министерства культуры РФ по поддержке региональных ТЮЗов на базе РАМТа и направлен на освещение вопросов психологии зрительского восприятия детьми разных возрастов и поиск точек пересечения интересов зрителей с тем, что предлагает театр.
Планку, заданную основательницей, в театре держат. И рассказывают, что в театре наравне с художественной и административной была педчасть, первого руководителя которой Надежду Литвинович (ее принимала в театр сама Сац) в 1980 году застал нынешний худрук РАМТа народный артист РСФСР Алексей Бородин. Алексей Владимирович лично знал Наталию Ильиничну, которая была репрессирована в 1937 году, но, вернувшись в Москву, бывала в своем театре.
Серьезная работа со зрителем велась все эти годы, педчасть давно стала Экспериментальным центром по работе со зрителями, и директор театра Софья Апфельбаум, открывая встречу, отметила, что РАМТ – единственный федеральный театр, ориентированный на работу с детьми и подростками, – объединяет всех, кто работает со зрителями. «С 2014 года в соответствии с поручением президента о развитии детских театров мы ведем более широкую работу, – сказала Апфельбаум. – То есть мы стали методическим центром для всех ТЮЗов страны и ежегодно проводим мероприятия, основное из которых – Всероссийский семинар по работе со зрителями, созданный для того, чтобы собирать лучший опыт. В прошлом году провели его в Саратовском ТЮЗе, в этом нас принимает санкт-петербургский Театр на Фонтанке. В рамках семинара выпустили серию методических рекомендаций для педагогов детских и молодежных театров, в этом году в нашей библиотеке появилась 17‑я методичка, издал ее петербургский Театр «Зазеркалье».
Семинар популярен (в этом году не смогли попасть все желающие), людям важно собираться вместе, общаться, подпитывая друг друга. В помощь учителям в театре открыли Учительский клуб. «Ведем большую работу по поиску современной драматургии, текстов, написанных специально для детско-молодежных театров, – сказала Апфельбаум. – И главная причина, по которой мы все здесь собрались, заключается в попытке рассказать о том объеме работы, которую выполняем, иногда запутываясь в программах и направлениях. Напомню, что педколлективам в этом году поручено создать еще и школьные театры».
Эмоционально «со стороны художника» выступил Алексей Бородин, он рассказал о двух настоящих сражениях за зрительный зал – в Кирове и Москве. «Зрительный зал ТЮЗа – ад кромешный, – сказал режиссер. – Эти культпоходы навсегда убивают в человеке представление о театре как месте, действие которого направлено лично на тебя, а не на огромную толпу. В 70‑х, будучи главным режиссером Кировского ТЮЗа, я много занимался зрительным залом. У нас была педчасть, мы с артистами ринулись в родительские комитеты, я знал каждого из 68 директоров школ, тратил огромное время на эти контакты ради того, чтобы люди в театре почувствовали себя личностями. Такой же зал встретил меня в Москве, и сейчас уже с Экспериментальным центром по работе со зрителями продолжаем активно работать, ни под кого не подстраиваясь, ни с кем не заигрывая. Театр в этом смысле должен быть независимым, только тогда он сильный».
Очень важно, по словам Бородина, что работу с детьми начинают с малого возраста, подключая родителей, а распространение этой деятельности на клубы, куда приходят серьезные лекторы, – «просто счастье». Алексей Бородин отметил уникальность внесценической деятельности РАМТа: «Такого опыта точно нет нигде в мире, учтите особенности нашего сознания, только в России сказано, что театр – это второй университет, что это кафедра. Наблюдаю, что сейчас молодой зал совершенно по-другому смотрит «Горе от ума», ребята слушают далекий от себя текст…»
Руководители разных подразделений рассказали о своих программах. Так, режиссер-педагог, руководитель клубных программ Алла Лисицына поделилась тем, как прививает любовь к театру на ступенях Семейного клуба, Театрального словаря и клубной «Премьеры». На первой ступени дети смотрят и обсуждают спектакли, стараясь ответить на главный вопрос: зачем поставлен спектакль? На второй их знакомят с профессиями закулисья и для тех, кто хочет связать жизнь с театром, в течение двух лет проводят занятия по костюму, гриму, бутафории. В клубе «Премьера» обсуждают премьерные спектакли, иногда вместе с их создателями. В результате многие ребята поступают на театроведческий и актерский факультеты, идут работать в театральные службы.
Проекты, которые ведет руководитель Экспериментального центра по работе со зрителями РАМТа, автор и ведущая проекта «Театр+», руководитель пресс-клуба, координатор Всероссийского семинара по работе со зрителями Ольга Бигильдинская, называются общедоступными. Первый из них – Молодежный общеобразовательный «Театр+» – существует с 2008 года и представляет собой ряд мероприятий в течение года. Концепция всякий раз новая. Так, два сезона назад провели цикл встреч с авторами спектаклей по современной литературе. В этом году актуальна программа по премьере «Леопольдштадт» по пьесе Тома Стоппарда в постановке Алексея Бородина. Это третий спектакль режиссера после «Берега утопии» и «Проблемы» по пьесам британского драматурга, и разговор о премьере будет идти на протяжении всего сезона.
В 2007 году при театре в рамках лаборатории был создан пресс-клуб, и Бигильдинская работает в нем с молодежной прессой. Сегодня этот небольшой клуб объединяет в основном студентов, интересующихся театральной проблематикой. Особенно ценят здесь атмосферу, которая царит на чаепитиях клуба. «С одной стороны, занимаемся просветительством, – говорит руководитель, – а с другой – действительно создаем некую атмосферу в театре, мне кажется, на наши проекты люди приходят еще и ради нее».
Настоящим противоядием против «зала – сущего ада» стала работа с учителями. Учительский клуб в РАМТе, руководит которым куратор проекта «Точки пересечения» Ольга Андрейкина, объединяет учителей, влюбленных в театр. В группе до полусотни педагогов, на занятиях они превращаются в учеников, и работа ведется по принципу игры, например, учатся задавать вопросы и выслушивать ответы. «Как выяснилось, – говорит Андрейкина, – для педагогов самое сложное – задать вопрос и не навязывать ответ, то есть услышать ответ реальный, а не тот, который, по мнению учителя, правильный».
Андрейкина назвала свой клуб «островом, где можно побыть самим собой, услышать друг друга, выслушав разные мнения, и на этом фоне утвердиться в своем». Это и привлекает педагогов, некоторые приходят в клуб, как отмечают, именно за атмосферой. Клубное общение, безусловно, сказывается на работе учителя с классом, влияет на общий ход учебного процесса. А главное – не оставляет равнодушным никого из школьных коллег, наблюдающих за клубными фишками. Всем сразу хочется применить их на своих уроках, появилось даже понятие «театральная педагогика». «Между прочим, участие в Учительском клубе – тот трамплин, с которого учитель может начать создавать театральный кружок, – говорит Андрейкина, – зародив в детях желание сделать что-то самим, и это вхождение педагогов и детей в театр через просмотры, обсуждения, театральные игры – важное направление работы».
Мила Денева, куратор спецпроектов, ведет проект «Вслух». Молодые режиссеры и артисты РАМТа в поисках материала для постановок проводят читки современной детской и подростковой литературы. После прослушивания дети с родителями обсуждают произведение совместно с авторами, издателями, переводчиками, психологами и театральными педагогами. Материалы читок выкладывают на сайте. По одной из них Саша Золотовицкий поставил антифашистский спектакль по рассказу Франка Павлофф «Коричневое утро». А Филипп Гуревич на малой сцене приступил к репетициям «Ленинградских сказок» по одной из книг Юлии Яковлевой. В РАМТе проводят экскурсии: для детей от 6 до 10 лет – «Как человек превращается в зрителя», для подростков от 12 лет и взрослых – «Тайны закулисья».
И наконец в сентябре в РАМТе стартовал проект «Точки пересечения», представили его психолог и театральный педагог Ольга Шевнина и критик Светлана Бердичевская. Отличие проекта от других в том, что тон в нем при участии творческой части театра и родителей задают психологи. Ольга Шевнина сравнила ситуацию, когда подросток приходит на замечательный спектакль и, не восприняв его, проходит мимо, с походом в овощной за ананасом и покупкой из-за ошибки восприятия огурца. Рассказала, что некоторые режиссеры, услышав о работе под надзором психологов, выражали опасения, что потеряют свою творческую фантазию, а другие, наоборот, сожалели, что не знали о подобном раньше. Все эти неувязки и предстоит исправить психологам, обеспечив другое видение ситуаций. В центре их внимания будут особенности восприятия современных детей и подростков, создателей спектаклей ознакомят с основами возрастной психологии, затронут вопросы возрастной маркировки спектаклей.
«Уже записаны десять лекций, которые будем отправлять по театральным адресам в надежде получить отклик, – сказала Шевнина. – Нам важно понять, чего не хватает в нашем пазле, какова реакция на разговор о табуированных темах, на которые в определенном возрасте лучше не говорить. Но в любом случае мы намерены разговаривать с детьми по-взрослому, копать вглубь каждой темы, в зависимости от того, что ребенок может постичь, а что может напугать или даже шокировать его. Также он может столкнуться с тем, что его восприятие пока не способно оценить ту или иную тему».
Светлана Бердичевская, мама четверых детей, поблагодарила театр за поддержку важной инициативы, неоценимой в воспитании детей, и сказала, что удачное завершение проекта, несомненно, откликнется ощущением счастья как в родительских сердцах, так и профессионалов, работающих в театрах для детей.
Комментарии