Третье тысячелетие предъявляет новые требования к образованию граждан, возросшая же интенсивность информационного обмена требует новых образовательных технологий, выработки образовательных стратегий, формирующих умение учиться всю жизнь. Образовательная реформа в России ведется в рамках приоритетного национального проекта, что соответствует стратегиям развития современного общества. Нашим детям предстоит жить в век бурного развития производственных технологий. Современному заводу со станками-роботами требуются уже не столько рабочие, сколько технические и инженерные кадры.
Проектируя новое образовательное пространство лицея №1575, мы ориентировались на стратегию развития – стратегию опережения. Для лицейского образования стратегия опережения единственно возможная в век стремительно меняющегося информационного пространства и информационного обеспечения образовательного процесса, когда меняются запросы общества к качеству образования, меняется модель выпускника. Выстраивая образовательную модель в рамках вариативной образовательной системы, лицей поставил своей главной целью достижение нового качества образования.
Новые подходы к отбору содержания образования потребовали перепроектирования образования с учетом интересов учащегося. На старшей ступени для 10-11-х классов индивидуальные учебные планы у нас в лицее формируются по физико-математическому, социально-экономическому и информационно-технологическому направлениям. Образовательные траектории учащихся формируются на основе склонностей ребенка, его способностей и ориентированы на продолжение образования в высшей школе.
Проектный метод обучения, который сегодня охватывает всех учащихся лицея, позволяет учесть личностные интересы в рамках стандартной образовательной программы с учетом психологических особенностей личности ребенка, с применением принципиально новой оценки образовательных результатов. Работая над проектом, ребенок сам выбирает его тему и тем самым определяет направление своего личностного развития. Это особенно важно для учащихся основной школы 8-9-х классов, когда происходит формирование профессионального выбора, который не может быть сформирован только в рамках уроков предпрофильной подготовки. Теоретическая подготовка важна, но свое дело каждый человек выбирает, как правило, не столько опираясь на свой тип личности, сколько пробуя свои силы в различной реальной деятельности. Деятельностный метод, который ребенок использует с раннего возраста, выстроенный в лицее как методическая система получения знаний на уроках математики, физики, естествознания, языкознания, проектной деятельности, позволяет ему довольно точно определить направление своего дальнейшего развития. Сделанное собственными руками особенно дорого, а добытое знание, пропущенное через сознание в процессе поиска решения, становится бесценным кладом в багаже знаний каждого человека.
Переход в лицейском образовании к методикам образовательной успешности мы видим в комплексном подходе, основанном на сохранении существующих методик и расширении ключевых компетентностей учащихся, вариативная система образования, построенная на индивидуальных учебных планах, позволяет реально учитывать способности каждого ребенка.
Компетентность определяется как способность личности решать широкий спектр реальных образовательных, профессиональных, жизненных задач, как доказанная готовность к деятельности.
Совет Европы определил пять ключевых компетентностей (политическая и социальная; коммуникативная, способность жить в многокультурном мире; владение информационными технологиями; способность учиться всю жизнь), и проектный метод обучения позволяет формировать эти компетентности, так как только в работе над проектом личность может решать широкий спектр реальных задач. Защищая проектную работу, аргументируя и доказывая правильность выбранного построения, способа действий, свою точку зрения, ребенок получает практический опыт готовности к реальной деятельности.
Как правило, проектная работа сопровождается составлением пояснительной записки, напечатанной в текстовом редакторе и содержащей рисунки, таблицы, диаграммы и графики. Использование информационных технологий происходит на всех стадиях работы над проектом. На этапе выбора темы и формирования направления работы над проектом учащиеся активно используют сетевой информационный ресурс, который позволяет не только собрать необходимые сведения, но и провести предварительное маркетинговое исследование актуальности и значимости разрабатываемого проекта. На этапе подготовки к защите проектной работы учащиеся разрабатывают мультимедийную компьютерную презентацию для наглядной демонстрации результатов своей работы. Все перечисленные этапы работы позволяют реально формировать компетентность владения информационными технологиями. На всех этапах работы над проектом формируется также коммуникативная компетентность. Особенную ценность представляют проекты, выполненные группой учащихся, ведь при этом формируется умение работать в команде, распределять между исполнителями обязанности для решения широкого круга задач. Такие проекты в чем-то схожи с ролевыми играми и требуют четкого распределения обязанностей всех участников проекта. В таком проекте формируются лидерские качества участников, появляются навыки коллективной работы, формируется ответственность перед собой и командой за качество выполненной работы. Уровень коллективных проектов, как правило, значительно выше индивидуальных, особенно это проявляется при создании анимационных работ, видеофильмов, работ с использованием компьютерной графики или других технологий.
Самое же значимое в работе над проектом – формирование способности учиться всю жизнь. Ребенок, исследуя или проектируя, получает опыт добывания необходимых ему знаний, именно этот опыт и лежит в основе формирования способности учиться. Способность учиться может быть сформирована только на добровольной основе, как осознанная необходимость.
Участие детей в различных конкурсах проектных работ и особенно в международных конкурсах позволяет формировать способность жить в многокультурном мире как одну из ключевых компетентностей. Общение на основе деятельности становится важнейшим фактором в формировании этой способности. Через общение на основе деятельности происходит формирование не только профессиональных качеств, но и гражданской позиции, возникает понимание своей мировоззренческой позиции. Взаимопонимание не может происходить вне какой-либо конкретной деятельности, поэтому проведение международных конкурсов способствует сближению различных культур, технологий работы, методов исследований.
Совет Европы на первое место ставит политическую и социальную компетентность. В проектной работе учащихся эта компетентность формируется на конкурсных этапах, поэтому так важно развитие различных конкурсных форм, включая и интернет-конференции учащихся, которые не требуют дополнительных затрат на поездки к месту конференции и утомительные сборы. В лицее разработан международный интернет-конкурс «Образование и молодежь XXI века» (информация о конкурсе на сайте WWW.liceum1575,ru). Цель этого конкурса – помочь личности выйти за рамки одной образовательной системы и установить контакты на основе профессионального общения со своими сверстниками. Интернет- конференции позволяют учащимся максимально расширить возможность участия в конкурсах, поскольку самое интересное начинается уже после конкурса, когда выстраиваются траектории дальнейшего развития работы, раздвигаются горизонты знания, появляется возможность моделирования развития собственной личности.
Ученические проекты выполняются под руководством учителя, но особую роль в формировании этого пространства занимают учительские проекты. Развитие метода учительских проектов в отечественной педагогической науке и практике показало возможности этого метода, его преимущества в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания. Международные конференции дают возможность общения с европейскими и американскими школами и университетами не только учащимся, но и учителям, продвигают педагогов-новаторов к разработке методом проектов своих уроков. Поработав, наши учителя математики получили реальный инструмент совместного творчества на уроках, когда в программных оболочках «Живая математика» на основании проблемных методов учащиеся становятся соавторами, участвуя в доказательствах, построениях, открытиях новых знаний. Электронные учебники делают этот метод более доступным учителю, наглядным и интересным для учеников, хотя проведение таких уроков требует мультимедийного оборудования и тщательной методической проработки каждого урока.
Из-за отсутствия достаточного количества научных разработок по созданию учебных проектов учитель разрабатывает собственные методики или адаптирует для себя те, что стали ему известны от коллег. Одну из основных задач научно-методическая служба лицея видит в сокращении пути учителя к знанию в области методологии построения учебного проекта, в лицее ежегодно проводятся научно-практические конференции учителей с участием преподавателей вузов и методистов округа. Обмен опытом, наглядная демонстрация достижений педагогов-новаторов, выстраивание концепции управления качеством лицейского образования позволяют коллективу достаточно интенсивно продвигаться в этом направлении.
В образовательном пространстве лицея проект занимает одно из ведущих мест в образовательной деятельности учащихся, будучи одним из элементов формирования профессиональной культуры учителя, поэтому сегодня мы формируем такую систему учебно-воспитательной работы, где специфические навыки проектной деятельности, вырабатываемые и используемые в учебном проекте, рассматриваются как общеучебные. Известно, что работа с использованием метода проектов требует довольно высокого педагогического мастерства от учителя. Поэтому учителя, предлагающие свои авторские разработки учебных проектов, больше, чем новаторы, ведь методика выполнения проектов требует от учителя навыков ученого-прикладника и методиста в этой области одновременно. Учителю массовой педагогической практики метод проектов, безусловно, по силам, но после специального обучения. Обучение учителей проектной деятельности – необходимое условие для внедрения в практику метода учебных проектов.
Можно ли обучить проектной деятельности в лекционно-семинарской форме, традиционной для обучения взрослых? Китайская мудрость гласит:
Скажи мне, и я забуду;
Покажи мне, и я запомню;
Вовлеки меня, и я научусь.
Следуя этой мудрости, обучение проектной деятельности лучше выстраивать на реальной работе с проектом. Таким проектом должен стать учительский проект. Для учителя, обучающего детей проектированию, в первую очередь необходимо самому освоить проектирование. Кроме того, педагог, работающий методом проекта, должен в совершенстве владеть теми методами и технологиями, которые учащиеся должны использовать в ходе работы над проектом.
Нерешенной задачей настоящего этапа развития метода учебных проектов остается методологический вопрос использования проекта в воспитательно-образовательной системе лицея. Поэтому особую важность приобретает предварительное планирование тем учебных проектов и определение их места в учебно-воспитательной работе.
Те проекты, которые предполагается использовать в рамках классно-урочной предметной системы, должны иметь характеристики, определяющие место и время его использования в воспитательно-образовательном процессе. Эти характеристики проектов могут планироваться в учительском портфолио и оформляться как методический паспорт учебного проекта. Преподаватели знают, как тяжело тиражируются педагогический опыт, личностные черты автора, которые неизбежно несет в себе учительский проект, делают его применение достаточно ограниченным, но обобщение такой работы необходимо для дальнейшего развития образовательного пространства лицея.
Ирина КРАСОВА, заместитель директора по научно-методической работе лицея №1575
Комментарии