Бумажка
– Вова, – остановила бегущего по коридору ученика дежурная учительница. – Подбери, пожалуйста, вон ту бумажку.
Вова с большой неохотой притормозил и долго смотрел на валявшуюся на полу бумажку.
– Это, Нина Петровна, не я бросил…
– А по-моему, как раз ты на перемене самолетики бумажные пускал.
– Это я вчера, Нина Петровна, самолетики пускал…
– Ну хорошо, – соглашается учительница, – но ты можешь подобрать ее и бросить в урну? Тем более что она в двух шагах от тебя.
– А чего это я буду ее поднимать? – упрямится ученик. – Пусть подбирает тот, кто набросал.
– Это Федька из шестого бросил, – крикнул кто-то из дальнего конца школьного коридора. – Сейчас я его позову…
Через несколько минут появляется крайне недовольный Федька из шестого класса.
– Федя, подними, пожалуйста, бумажку, которую ты бросил, и положи ее в урну, – просит дежурная учительница.
– Не бросал я никаких бумажек, – сразу и наотрез отказывается Федька.
– Да вот сейчас сказали, что ты бросил…
– Мало ли чего они говорят! – возмущается Федька. – Кто-то там набросал бумаги, а Федька поднимай… Что я, дворник, что ли, за всех убирать?
В это время прозвенел звонок на урок. Пробегавшая мимо в свой класс девочка-второклассница на ходу подняла валявшуюся на полу бумажку и бросила в урну…
Такие разные родители
На вокзал мы пришли за полчаса до отхода поезда. Пассажиров в этот утренний час в зале ожидания немного, и, может быть, потому я невольно обратил внимание на семью, которая, судя по всему, провела ночь прямо здесь, в помещении вокзала. Поднимались после сна, убирали разостланные по полу матрацы, свертывали одеяла… Ехали они скорее всего из какой-то южной республики бывшего Союза на постоянное жительство в нашу область.
Семья была довольно большая. Кроме родителей, я насчитал еще пятерых детей. Не скрою, невольно подивился, с какой аккуратностью и сноровкой работали дети. Не было слышно никаких лишних разговоров, уговоров, тем более капризов. Дети постарше выполняли работу посложнее, не сидели сложа руки и малыши.
Потом я увидел их на перроне. Весь их довольно нелегкий, громоздкий скарб был очень умело, со знанием дела упакован. Дети шли вместе с родителями, опять-таки без лишних разговоров, без громких криков, как это нередко бывает. Снова удивился их организованности, аккуратности, какой-то внутренней дисциплине. Родителям не нужно было понукать, урезонивать, просить, напоминать, чтобы не отставали, не глазели по сторонам, не толкались, не лезли, куда не следует. Они сами знали, где как следует себя вести, знали, что нужно делать в той или иной ситуации, и выполняли свои обязанности слаженно и четко.
Невольно я вспомнил случай с той злополучной бумажкой в школьном коридоре и подумал о том, какие же разные у нас дети. Впрочем, может быть, не столько дети, сколько их родители?
Комната стыда и страха
В школе я был не самым последним учеником, и учителя меня гораздо чаще поощряли, нежели порицали. Но был случай, когда молодая учительница, проработавшая в школе несколько месяцев, удалила меня с урока.
Провинность моя была невелика, и можно было обойтись простым замечанием, но учительница в тот день была не в духе, и я попался ей Lпод горячую руку│. Такое бывает. Мне сказали, что в класс меня не пустят до тех пор, пока я не извинюсь.
Признаться, я толком не знал, в чем моя вина и за что я должен просить прощения. Приятели говорили: LНу чего ты упрямишься? Извинись, да и дело с концом! Учителя любят, когда ученики перед ними извиняются. Ну и что из того, что не виноват? Все равно ты им ничего не докажешь│.
В конце концов я так и сделал. Скороговоркой пробормотал слова извинения и был прощен. С тех пор прошло больше сорока лет. Кажется, стоило ли вспоминать о такой мелочи? Но вот не стерлось в памяти. И, уже работая учителем, всякий раз как-то невольно сжимался, когда тот или иной учитель вводил в канцелярию взъерошенного провинившегося ученика и требовал от него публичного извинения.
Мои симпатии всегда были на стороне ученика, которого привели в комнату с пугающим названием Lканцелярия│…
Вячеслав ЗАЛИПАЕВ,
учитель
деревня Урусобино,
Ивановская область
Комментарии