Краденые змеи
Наше знакомство произошло при обстоятельствах, мягко говоря, не совсем обычных. Вхожу я в наш кабинет, где ждут начала занятий мои кружковцы-биологи, третьеклашки. А на моем столе сидит некто и во весь голос поет непристойную частушку. Этим “некто” оказался Димка, тоже из третьего, знаменитый, как я узнала потом, “возмутитель спокойствия”. Кружковцы мои смотрят на него с испугом, девочки – те просто в шоке. Увидев меня, солист тоже испугался и сполз со стола. Я спокойно посмотрела на него и сказала: “Тоже мне частушка! Рифма-то подкачала! Что это за рифма…” – я произнесла единственное цензурное слово в сей песенке, а дальше только хмыкнула. (Мои юные биологи тоже хмыкнули – мы с ними часто для разрядки играли в рифмы – минут по пять). “Возмутитель” выглядел растерянным, и я предложила: “Ну раз ты уж к нам пришел, садись, гостем будешь”.
– А вы меня к директору не отведете?
– Ну вот еще, нет у директора других дел, как только про твои частушки слушать, – небрежно бросила я.
Димка сел. Занятие было интересное – я рассказывала про муравьев. Да не просто так, а в виде сказки о волшебном замке. Потом мы работали с гербарием и обсуждали, кто будет кормить в зимние каникулы нашу черепаху (хотели все).
К моему удивлению, Димка пришел и на следующее занятие. И на последующее. Этот любознательный мальчишка с живым умом был просто не в состоянии спокойно высидеть все 40 минут до перерыва. (Думаю, что неусидчивость – это чаще всего особенность нервной системы, с которой нам, педагогам, нужно считаться). Отсюда все его школьные неприятности, педсоветы, вызовы родителей… И как следствие такого непонимания со стороны взрослых – недоверие к ним, желание делать “назло”, неуправляемость. А на поверку мальчик оказался добрым, благодарным и даже ответственным. Прекратились его выходки на уроках. И все-таки однажды он сорвался…
Как-то я принесла на занятие свой альбом с марками. Была там фауна всех уголков Земли. Дети с удовольствием рассматривали марки. Диме больше всего понравились почему-то марки с ядовитыми змеями всех широт. После занятия он начал их у меня выпрашивать. Никакая замена его не устраивала. Иногда я дарю своим кружковцам понравившиеся им марки, но самые редкие всегда оставляю себе для дальнейших занятий. А Диме хотелось именно такие. Я положила альбом с марками в шкаф (до следующего занятия) и, сказав последнее решительное “нет, Дима”, ушла… Перед следующим занятием, открыв альбом, я увидела, что набора со змеями там нет… И тут входит учительница моих третьеклашек вместе с Димкой и спрашивает, какие марки у меня пропали… Димка чуть не плачет, а учительница кладет на стол всех моих змей. Мне не хотелось выдавать мальчишку, и я сказала: “Так это я ему подарила”…
После этого случая Димка утроил свои старания, касалось ли это занятий или работы в живом уголке, и первым брался поднять мою упавшую ручку или мел. А когда во время очередных каникул настала его очередь ухаживать за черепахой, он забрал ее к себе и, по словам родителей, просто не отходил от нее, тщательно сверяя со своими записями каждый кусочек морковки и листик капусты.
А когда я на два месяца попала в больницу, то весь живой уголок оставила на Димку. По моей просьбе директор школы давала ему ключ от нашей лаборатории. И вся живность была в отличном состоянии.
…Когда я вспоминаю о Диме-третьекласснике, неизменно представляется картина, врезавшаяся мне в память. Мы с ребятами возвращаемся из экскурсии по нашему лесопарку. Видим – к дереву привязана собака. По валяющемуся вокруг помету и виду пса – грязный и тощий – нам ясно: он здесь не один день. Конечно, нам стало жаль собаку. Надо бы забрать, может, кто-нибудь из родителей разрешит оставить собаку. Дети думают о том же. Пес злится, лает, никого не подпускает. “Злой очень”, – говорит кто-то. И тут высказывается Димка:
– Помните, в мультфильме: “Собака бывает кусачей только от жизни собачьей!” Его же предали!
Я осторожно, вытянув вперед открытые ладони (мол, смотри, ничего у меня в руках нет), ласково что-то приговаривая, подхожу к собаке и отвязываю ее. Пес умолкает и покоряется. Мы, к всеобщему ликованию, ведем его ко мне домой. Найд (так мы решили его назвать) живет у меня и, по-моему, вполне доволен.
Я уже не работаю в этой школе. А Димка до сих пор регулярно звонит мне, чтобы справиться о Найде.
Ирина ИВАНТЕР
Комментарии