search
main
0

Учительская верность У многих она прошла проверку бедностью и нищетой

Синий бархатный вечер. За окном тихо падают снежинки. Подходит к концу старик-декабрь. Месяц, который я люблю только за то, что он ведет за собой совсем еще юный январь. Да и за что же еще его жаловать, когда он не только студеный и злой, но и ужасно заполошный: везде и всюду надо успеть, торопиться ликвидировать долги. А с другой стороны, хорошее это дело: подводить итоги. Ведь прожит еще один год нашей трудной и счастливой жизни. Счастливой? Конечно. Уже хотя бы потому, что мы живы. Здоровы наши дети и внуки. Потому что на столе есть хлеб. Пусть не с икрой. Ладно. Лично меня это совсем не раздражает, ибо я знаю: лучшее – враг хорошего. Зато есть картошка, грибы и огурчики. Нормальная здоровая пища, к которой сызмальства привык желудок.

Что же до моей души, то я, немолодая, воспитанная временем уже ушедшим, стараюсь и сейчас служить нормальным человеческим законам. И год прошедший в этом смысле был для меня хорошим. Я ездила в командировки в маленькие города и села и обязательно встречала там людей, которые становились мне дороги, которых я ценю и всегда буду ценить за то, что они – личности. Не стану называть фамилии, но назову профессию. У них у всех она одна – Учитель.
Но что такое личность? Несмотря ни на что, мы не забыли значение этого слова. Таким словом мы характеризуем того, кто целиком отдает себя служению чему-то лучшему, высокому. Это цельность характера. Это готовность подчинить себя интересам своего дела.
Да, история нашей жизни сурова. Но всюду, куда бы я ни приезжала, всюду встречала сильных и стойких, хотя и хрупких на вид, милых интеллигентных женщин. Все они хранят верность школе. И это действительно верность. У многих из них она прошла проверку бедностью и даже нищетой. Но они способны выполнять свой профессиональный долг, потому что уверены в своей абсолютной, ничем не поколебимой любви к детям. Они были согласны даже по утрам на полставки мести дворы, но ни за что не босать родной школы. И вот что интересно: они тоже довольны прошедшим годом. Ведь и он не сумел поколебать их верности.
А мог. Сколько было тяжелых, приносящих обиду дней. Особенно тех, которые мы по привычке называем днями зарплаты. Да разве это те деньги (опять и опять повторяем мы), которых учитель достоин? А условия, в каких он работает?! Подчас это холодные и плохо освещенные классы. Одна сельская учительница рассказывала мне, как зимой бегает на переменке к себе в дом, потому что школьный туалет – на улице. Видела я и облупившиеся школы, и покосившиеся дома стареньких учительниц, всю жизнь проработавших в своей родной деревне. Видела, как ребята строят в тетрадях геометрические фигуры, используя открытки, потому что на линейки денег нет.
Видела и худшее. Многое я в нашей нынешней жизни видела. И писала об этом, как и мои коллеги по отделу социальных проблем. Писать – это ведь наша профессия, как ваша – учить. И мы тоже преданы своему делу: все видеть и замечать. Наша задача – вместе с вами бороться за ваши права.
Газета – это трибуна. И власти, как ни крути, ее боятся. Знаю точно. Сама однажды случайно слышала, как желчно распекал заведующую одного роно заместитель главы администрации этого района. И только за то, что она недоглядела и позволила журналистке “сунуть свой нос, куда ее никто не просит!”. А та не то чтобы недоглядела, но прямо попросила меня об этом. Так что они нас с вами все же боятся. И впредь будут бояться. Особенно если увидят, что мы едины.
Вообще-то, если честно, власть на местах разная. Согласитесь, что много сегодня строится красивых современных школ, что они хорошо оснащаются. И компьютерами в том числе. Согласитесь, что есть главы администраций, которые приходят в школу. Знаю одного такого. Он делает это каждую неделю, прихватив с собой специалистов, от которых зависит решение тех или иных школьных проблем. И они всем миром решают эти проблемы.
А разве в наших школах детский смех не звенит с такой же радостью, как и 20 лет назад? За это безусловно вам спасибо. Это вашими усилиями он радостный. И я понимаю, на чем эти усилия держатся. Вы уверены, что за образом настоящего учителя закреплены две вещи: высшее благо и духовная красота. Какова ваша духовная красота, наверное, все видят. Я разъясню, как сама понимаю, почему российский учитель и сегодня служит высшему благу. Потому что для него помимо “человеческого” существует еще нечто такое, которое стоит по ту сторону “человеческого – слишком человеческого” (Ницше). Учитель чувствует это на уровне подкорки, не отдавая себе особенно-то отчета. Он любит школу, служит детям – и все. Иначе он не может.
Спасибо Вам, учитель. С наступающим Новым годом! И… Пишите нам! Ведь мы все живем, прислоняясь друг к другу, живем теплом человеческой связи, взаимопониманием. Мы обогреваемся соприкосновением наших душ. И тем самым мы сильны. А другое, что не есть жар наших сердец, то – паровое отопление. Счастливого, богатого на добрые человеческие связи Нового года!
…А за зарплату мы с вами со всеми еще повоюем.

Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте