search
main
0

Учительская батарейка

На III Форуме молодых педагогов обсуждали, как сделать лучше жизнь работников образования

«Невероятно», «интересно», «учительская батарейка», «открытие» – именно такими словами характеризуют участники III Форума молодых педагогов KARJALAN NUORUS это событие. Три дня работы 140 молодых учителей из Петрозаводска и всех районов Карелии, а также из Мурманска, Калининграда, Сыктывкара, Пскова, Санкт-Петербурга и Москвы обсуждали технологии, новинки и проблемы современного образования. Форум прошел на базе Петрозаводского госуниверситета. Организаторами выступили Союз молодых педагогов Карелии, общественная организация, актив которой – инициативные педагоги республики, мечтающие сделать жизнь работников образования лучше. Среди партнеров форума – Министерство образования Карелии, Профсоюз образования Карелии, Петрозаводский государственный университет и клуб «Наставник» Общероссийского профсоюза образования. В этом году форум прошел благодаря поддержке гранта Федерального агентства по делам молодежи, который покрыл основные финансовые потребности. Некоторые из участников форума поделились с «Учительской газетой» собственными наработками.

Инициативные педагоги три дня обменивались идеями и опытом

Ключевой вопрос

Илья КАЗАНЦЕВ, учитель истории, обществознания и права лицея №4 «Многопрофильный», призер конкурса «Учитель года России»-2018, Псков, Псковская область:

– «Ключевой вопрос» – один из приемов, формирующих ценностное отношение к прошлому. Постановка ключевого вопроса в начале освоения материала и разрешение его в конце создают логическую кольцевую композицию урока. Иначе говоря, ключевой вопрос урока – это главная проблема изучаемого материала, существенное противоречие, связующее воедино все пункты плана урока и проходящее красной нитью сквозь каждое изучаемое событие. Противоречивость – одна из главных характеристик исторического процесса. А умение увидеть противоречие, сформулировать и обозначить его решение как задачу для работы – важная компетенция познавательной деятельности обучающихся.

Выход на формулировку ключевого вопроса осуществляется учениками вместе с учителем в форме проблемного диалога. Основой взаимодействия на данном этапе является опора на уже имеющиеся знания обучающихся, полученные на предыдущих уроках или даже в младших классах. Введение новых фактов, освещающих проблему с иной, порой неожиданной стороны, также представляется продуктивным. Здесь могут быть уместны материалы современных СМИ, результаты социологических опросов, фрагменты трудов ученых, выдержки из исторических источников, иллюстративный и видеоматериал.

Учитель имеет возможность применить дифференцированный подход. Как правило, в первую очередь в коммуникацию вступают наиболее сильные ученики, они становятся двигателем дискуссии. Другие школьники получают возможность письменно зафиксировать свои мысли и предположения, а в конце урока соотнести их с результатами работы.

После формулирования главной проблемы урока школьники выдвигают гипотезы ее решения. Стоит отметить, что ключевой вопрос может быть сформулирован по-разному, иметь множество граней в зависимости от уровня знаний, потребностей и запросов ученика. Соответственно, и предполагаемых решений проблемы может быть разное количество. Важно каждое из них принять в качестве рабочей гипотезы.

Дальнейший ход урока наполняется продуктивной поисковой деятельностью, поскольку обозначена задача и конкретный итог, к которому нужно прийти по завершении работы. Учитывая то, что к поставленной проблеме у обучающихся может быть разное ценностное отношение, поиск ответов обретает множество смыслов.

В ходе осмысления исторических проблем школьники получают возможность сформировать личное отношение к событиям прошлого, внести свой вклад в поиск ответов на так называемые сложные вопросы истории, определить свое место в историческом процессе, осознать единство прошлого и настоящего, вместе формирующих завтрашний день.

Разрешение ключевого вопроса посредством применения новых знаний является логическим завершением урока. Это этап осмысления освоенной суммы фактов и окончательного выстраивания причинно-следственных связей. Для учителя рассуждения учеников – показатель успешности проделанной работы. Сами же выводы часто становятся связующим звеном для следующих уроков.

Педагог-мейкер
Эффективные формы взаимодействия с обучающимися

Надежда АГЕЕВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель английского языка МОУ «Средняя школа №2», финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017, Петрозаводск:
– Считаю себя одним из педагогов-мейкеров – тех учителей, которые учат детей двигаться от идеи к ее воплощению, способны создать коллаборативную среду для развития творческого потенциала каждого ребенка в отдельности и моделирования итогового продукта группы с помощью подручных средств и информационных ресурсов.

Для создания коллаборативной среды я предлагаю погружение в тему обсуждения с помощью облака слов. Облако слов – эффективный способ визуализации информации: учитель наполняет облако слов теми словами/фразами/датами, которые необходимы для формулирования проблемы занятия, организации обсуждения. Учитель одновременно создает проблемную ситуацию: ученик анализирует символ, соотносит с набором слов, дат, понятий, имен, включенных в облако, направляет ученика на определение тематики общения, мотивирует на непосредственное запоминание новых слов и фраз посредством компенсаторной компетенции.

Облако слов можно распечатать, таким образом, каждый сможет подчеркивать, объединять идеи, выделять главное, составлять план высказывания, его можно использовать в электронном виде. Если мне необходимо организовать виртуальное взаимодействие, я прикрепляю к основополагающим фразам гиперссылки с заранее подготовленными и размещенными в Сети материалами. Нажимая на фразу, учащиеся по ссылке переходят на определенный документ/видео или аудиофайл/сайт и т. п. Чаще такой формат работы предлагается для группового взаимодействия: ученики создают проекты/продукты, используя проверенные учителем данные. При этом учитываются индивидуальные особенности и потребности школьников.

Ученикам нравится создавать самостоятельно облака слов по разным темам. Одним из вариантов работы группы может быть следующий: группа создает облако слов, презентует его (выводит на экран), участникам из других групп необходимо определить тему проекта. Учитывая, что в облако слов включены фразы/тезисы по определенной теме, участники группы могут использовать его в качестве плана выступления. Если к фразам прикреплены гиперссылки, облако становится альтернативой традиционной презентации.

При работе в таком режиме учитываются особенности детей поколения Digital Natives: высокая степень визуализации материала и потребность работать с нелинейными текстами, чтение по диагонали, информация, поступающая из разных источников, яркий и емкий текст. Облака слов можно по праву считать методическим приемом, соответствующим требованиям ФГОС: у учащихся формируются глобальное мышление, способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры, работать со всеми видами информации, умение быть способным создать собственный продукт, при этом мы формируем ИКТ-грамотность, креативность, проектную компетенцию.

Для создания активного сотрудничества я также использую wow-эффект – спрашиваю о том, какой сегодня день. Безусловно, прежде чем спросить (ведь мои ученики уже ожидают от меня такой вопрос), я заранее готовлю материал именно по той тематике, которая необходима для обсуждения в ходе занятия. Это может быть праздник, отмечаемый в мире, важная историческая дата, событие, акция, направленные на решение какой-либо проблемы. Как правило, именно этот фрагмент занятия становится мотиватором деятельности, который стимулирует активную позицию каждого на уроке. Набор инструментов для решения задачи и создания итогового продукта тоже должен быть разнообразным – с одной стороны, отвечать стартовым возможностям и интересам, c другой стороны, обеспечивать дифференциацию, развивать творческий потенциал с помощью разнообразных ресурсов, стимулировать потребность в дальнейшем взаимодействии. Так, обсуждая одну тему, группы могут прийти к решению проблемы, используя разные техники: метод фокальных объектов для развития ассоциативного мышления и создания нового продукта; прием спонтанного общения в кружке (с заранее подготовленными формулировками) для решения поставленной проблемы; метод Уолта Диснея, развивающего творческое мышление.

Педагог-мейкер – наставник, который, находясь в постоянном поиске новых идей, создает условия для сотрудничества и развития учащихся, воспитывает, создавая новое, изобретает и воплощает уникальные идеи в жизнь. Не сомневаюсь, что никакой «алмазный букварь» со встроенным искусственным интеллектом не заменит «детям айпадов» творческого и неповторимого учителя-мейкера!

Визуализируй это!

Ольга КОВРУ, методист учебного отдела ФГКОУ «Петрозаводское ПКУ», член клуба «Наставник» Общероссийского профсоюза образования:

– Под термином «инфографика» могут понимать разные вещи. Во многих контекстах термины «инфографика» и «визуализация данных» употребляются как синонимы, но для специалиста по составлению инфографики эти понятия различаются. Качественная инфографика имеет законченный сюжет. Современная инфографика больше напоминает статью или доклад, чем график. Цель инфографики сводится к решению основных трех задач, таких же как и при публичном выступлении: проинформировать, заинтересовать, убедить аудиторию.

Чтобы инфографика запомнилась целевой аудитории, она должна содержать новую, ранее неизвестную информацию. В ней и заключается суть проблемы, и представлен основной визуальный компонент. Существуют разные способы визуального представления информации, разные и доступные инструменты, с помощью которых можно создать инфографику, такие как, онлайн-сервис или приложение Canva, PowerPoint, Picsart.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте