search
main
0

Учительница, женщина:

И или ИЛИ?

Вот уже битых два часа стою перед раскрытыми створками шкафа, перебирая одну вещь за другой. Завтра, нет, уже сегодня мне предстоит идти в класс первый раз в качестве учителя. Точнее, учительницы. В этом и загвоздка. Дать ли возможность ученикам определить мою принадлежность к прекрасному полу? Прекрасному ли?

Для меня важно только одно – не спасовать перед тридцатью парами оценивающих глаз. А может, сыграть под “свою”? С тоской поглядываю на родной тусовочный “прикид” – нет, я еще не готова к первому конфликту с завучем.

Отражение в зеркале зародило в душе сомнения: яркая “боевая” раскраска на моем лице выглядит, конечно, празднично, но праздник-то все-таки школьный… А если вообще без косметики? Тогда примут за ученицу, причем не старших, а средних классов. Сейчас они выглядят такими взрослыми, что порой не поймешь, где старшеклассница, а где секретарша. Кстати, о секретаршах: деловой стиль в школе, наверное, самый приемлемый. Взглянула на себя – и ужаснулась: неужели эта мымра в мешковатом пиджаке и серой юбке до пят – я?! Видимо, переборщила…

До чего же это сложное дело, оказывается, – правильно и со вкусом одеться! Ну почему в родном педагогическом наряду с бесчисленными методиками преподавания не было хотя бы начального курса, обучающего, как преподать не предмет, а саму себя?

…Ладно, остановимся на “классическом”, привычном еще с детсадовских утренников варианте: белый верх, черный низ. Но встает вопрос о длине этого самого “низа”. Мини здесь не подходит: вдруг уроню мел – как буду поднимать? Но и мешок до щиколоток никто меня не заставит надеть. Обсуждаю сама с собой каждый сантиметр и останавливаюсь на “золотой середине”.

Какое же все-таки важное значение имеют мелочи! Можно сказать, решающее. Помню, я удивлялась: как можно простоять пять уроков на высоченных каблуках? Скоро мне предстоит испытать это самой, но туфли на низком каблуке не надену ни за что. По крайней мере теперь – пока мне так не хватает уверенности в себе.

Мария ШТЕЙНМАН

Великие говорили

Коко Шанель:

* Элегантность не в том, чтобы надеть новое платье. Элегантна, потому что элегантна, новое платье тут ни при чем. Можно быть элегантной в юбке и в хорошо подобранной фуфайке. Было бы несчастьем, если надо было бы одеваться у Шанель, чтобы быть элегантной. Это так ограничивает!

* Чтобы оставаться незаменимой, не надо походить на других.

* Ничто так не вредит красоте женщины, как волосы, падающие на лицо.

* Глупые женщины стараются поразить мужчин, одеваясь эксцентрично. А мужчин это пугает, они не любят эксцентричности. Им нравится, когда оглядываются на их женщин, потому что они красивы, но если они эксцентричны, это их раздражает; им становится стыдно. Я тоже не появилась бы с мужчиной в зеленом смокинге.

* Женщину, одетую в светлое, трудно привести в дурное настроение.

* Живое не может быть уродливым. Женщины говорят мне: “У меня толстоватые ноги…” Я их спрашиваю: “Они вас носят? Это главное. Ноги носят вас, а не вы их. Не думайте об этом, это не то, что делает счастливой”.

* Женщина восьмидесяти лет не должна носить платье, какое не идет двадцатилетней девушке.

* Одеваться, как маленькая девочка? Ничто так не старит.

* Ах, если бы можно было научить людей некоторой небрежности, беспечности, от которой никогда не надо отказываться…

* Женщины хотят меняться – переодеваться. Они не правы. Я за счастье. А счастье в постоянстве и в том, чтобы не изменяться.

* Настоящее кокетство – это быть очень чистой.

Принципы

Кокетка – это звучит гордо?

Не бывает, как известно, красивых и некрасивых женщин. Женщины делятся на тех, кто умеет распространять свое очарование, и на тех, кто не дает себе труда этого делать. О некоторых чисто женских уловках, выработанных прекрасным полом в многовековой деятельности по завоеванию мужчин (на что и направлено в основном женское очарование), рассказывает преподаватель Центра человековедческих технологий ИПКРО Московской области Екатерина ГУСЕВА, которая ведет для учителей курс “Шарм современной женщины”.

– Внешний облик женщины, ее вкус, умение выгодно подать себя, манеры, правила хорошего тона – все это темы отдельных многих разговоров, но в данном случае нас интересует то, для чего это является базой. КОКЕТСТВО, не подкрепленное всем этим, может казаться вульгарным, а сексапильность – неприличной.

Что такое кокетство? Автор известной книги “Психология любви” Стефан Васильев считает: “Кокетство – это хорошо обдуманная, умно и с полной отдачей сил осуществляемая линия поведения. Это такая игра и такой вызов, когда за деланным безразличием скрывается большая заинтересованность, за деланным или искренним смущением “прячется” большой интерес, когда в отказе содержится намек на согласие. Это типично женское оружие, назначение которого – разжечь интерес в мужчине, заставить его “нападать”, ухаживать, подать надежду на успех. Идеально отшлифованным женским кокетством следует признать то, которое позволяет женщине развить и проявить все привлекательные черты своей натуры и использовать их с максимальной выгодой для себя. На этой основе женское обаяние превращается в “поэзию чувственности”.

Рассмотрим некоторые самые простые и самые популярные внешние проявления кокетства.

“Что ты, милая, смотришь искоса, низко голову наклоня?..”

Английские психологи экспериментально доказали: чтобы построить хорошие отношения с другим человеком, следует, чтобы ваш взгляд встречался с его взглядом около 60-70% всего времени общения.

В контактах между людьми важны не только долгота и частота взглядов, но и то, куда направлен взгляд. Так, например, партнер почувствует, что вы настроены по-деловому, если ваш взгляд будет охватывать “символический треугольник” на его лице: лоб – зрачок правого глаза – зрачок левого глаза. Для социального общения, допустим, на приеме, на вечеринке, используется такое движение глаз: взгляд проходит через линию глаз партнера и захватывает область рта. Экспериментально доказано, что такой взгляд способствует установлению и поддержанию “легких” контактов, дружеской беседы, адекватен ситуации межличностного общения, застолья. Так называемый “интимный взгляд” проходит через линию глаз, спускается ниже подбородка на другие части тела партнера.

Особой притягательной силой обладает взгляд сквозь ресницы: собеседник никогда не может быть уверен в том, смотрите ли вы на него, этот взгляд полон таинственности. Красивое завершение такого взгляда – быстрый взмах ресниц.

Но, пожалуй, самым эффективным является быстрый взгляд, брошенный как бы искоса, с легким наклоном головы. Хорошо, когда после отведения взгляда на губах остается “тающая” улыбка. В таком коротком взгляде есть вызов, приглашение к игре, в то же время он дает возможность в случае надобности откреститься от проявленного интереса – все это позволяет мужчине заподозрить в вас еще большую заинтересованность, которая выбралась наружу якобы помимо вашей воли и была подавлена вами вследствие женской неуверенности. Умело разыгранное чувство “неуверенности” и “раздвоения” почти всегда оказывает положительное влияние на мужчину, поскольку дает ему возможность укрепиться в своей самоуверенности, почувствовать себя активной стороной.

“…И она к тебе не раз еще вернется”

Как нужно улыбаться? Прежде всего – как можно чаще. Однако полную улыбку может позволить себе лишь женщина с красивыми губами и зубами. На счастье тех, кто не имеет таких достоинств, существует еще целая гамма полу- и четверть-улыбок, в которых смеются глаза, ямочки на щеках. Улыбка манящая, игривая, таинственная, радостная, грустная и даже ничего не выражающая таит в себе бесчисленные возможности. В любой компании можно заметить, что радостных, улыбающихся женщин окружает толпа заинтересованных мужчин, а угрюмые остаются в одиночестве.

Пришел, увидел, захотел победить

Если женщина находится в активной позиции завоевания мужского внимания, в ее одежде должен присутствовать некий провоцирующий элемент: какая-то часть тела (выгодная для вас) может быть обтянута одеждой, либо если одежда просторная, то, например, блузка может быть расстегнута на одну пуговицу более дозволенного (но только на одну – ни в коем случае не должно возникнуть впечатления вульгарности, чрезмерной доступности). Однако этого еще недостаточно. В одежде должно быть что-то притягивающее мужское внимание и при этом не связанное с сексуальностью. Это то, что в психологии рекламы называется “ай-стоппером” – увидел и остановился. Таким ай-стоппером может быть какая-нибудь яркая или необычная деталь одежды (например, шарфик, платочек), множество колец на руках, если у вас красивые руки и т.д.

В заключение я хотела бы привести цитату, в которой говорится о мадам де Бюрн, героине романа Мопассана: “Она так любовалась собой, так холила изящество своего облика и прелесть всей своей особы, выискивая и находя все, что могло еще больше подчеркнуть их, так подбирала неуловимые оттенки, делавшие ее чары еще неотразимее, а глаза – еще необыкновеннее, и так прибегала ко всем уловкам, которые красили ее в собственном мнении, что исподволь находила все то, что могло особенно понравиться окружающим. Будь она еще прекрасней, но более равнодушной к своей красоте, она не обладала бы той обольстительностью, которая внушала к ней любовь почти всем…”

Взгляд изнутри

Легкий флирт…

в учительской

Однажды моя подруга, проработавшая в школе всего год, заметила: “После пяти лет работы учительница перестает быть женщиной, – помолчала и добавила: – Я, кажется, тоже перестаю”.

Может ли учительница оставаться женщиной? Имеет ли она право на личную жизнь? Положительный ответ на этот вопрос дала лишь вторая половина двадцатого века. До этого предполагалось, что учительница должна посвящать ученикам всю себя без остатка. Подобные традиции берут свое начало из средневекового воспитания, где учить девочек могли только монахини. Позже это доверие распространилось на незамужних женщин.

Современный мир избавлен от подобных предрассудков, зато появилось множество других трудностей, благодаря которым перестаешь ощущать себя не только женщиной, но вообще человеком. Колоссальная нагрузка, внеклассные мероприятия плюс подготовка к урокам дома… – в этом графике личной жизни отводится примерно столько же времени, сколько плановой уборке.

И все же с природой не поспоришь. Взгляд невольно обращается на коллегу мужского пола, хотя мужчины в школе – это, говоря по-одесски, “чего-то особенного”! К ним тянутся все – от молодой учительницы до умудренной жизненным опытом педагогини. Их берегут. Их холят и лелеют. Их стараются всячески заинтересовать, лишь бы остались на этой работе. С немолодыми физруками, военруками и трудовиками подобная атмосфера творит чудеса: они полны жизненной энергии, мячиком прыгают по этажам и готовы неутомимо трудиться на благо школы. Те, кто помоложе, принимают внимание как должное: вальяжно курят в учительской, снисходительно поглядывая на суету вокруг.

Учительницу же само наличие мужчины рядом заставляет видеть перед собой не только кипы тетрадей и колонки оценок. И вот уже выброшены разношенные “калошки” и извлекаются туфли на шпильке. Выплывает из глубин памяти полузабытое слово “макияж”, а одежда перестает ассоциироваться с рабочим комбинезоном. Любые разговоры в учительской – даже о тупице Петрове, опять написавшем несусветную чушь, ведутся необыкновенно жизнерадостным тоном. На утомительных педсоветах место выбирается рядом с обьектом симпатий. И если он (обьект) не уснет сладким сном, то можно весьма приятно провести время, общаясь, по примеру учеников, с помощью записок, взглядов и жестов. Ну а уж нечастые праздничные посиделки после уроков предоставляют широчайшее поле для применения обычного женского кокетства.

Редко кто теперь смотрит косо на легкий флирт в учительской. Веяния свободы коснулись и такого оплота консервативности, как школа, и поведение учительницы уже не так тщательно регулируется общественным мнением, а зависит от нее. И это идет на пользу всем: ей самой, ее коллегам и педагогическому процессу в целом – учительница, которая не стремится поставить крест на себе как на женщине, гораздо энергичнее, инициативнее, интереснее в общении, в том числе на уроке.

Марина АЛЕКСАНДРОВА, учительница

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте