В определенной мере учитель русского языка и литературы – заложник изучаемых со школьниками предметов, не поддающихся порой жесткому рациональному однозначному толкованию, требующих колоссального напряжения душевных сил, творчества и самоотдачи. Возложенная на словесника миссия духовно-нравственного становления подрастающего поколения осуществляется им вопреки множеству негативных явлений в обществе.
Суд коллег: обсуждение объективности результатов проверки ЕГЭ по литературе, по мнению словесников, выходит за рамки педагогической, профессиональной этики. Оказывается, виновниками невысоких баллов победителей Всероссийской олимпиады стали члены экспертной, апелляционной комиссии! Профессиональный разговор строится не на основе обсуждения сильных-слабых сторон работ учащихся, а нацелен на обвинение в некомпетентности членов предметной комиссии по литературе: «Выяснилось, что московским школьникам массово занижали оценки, чтобы обеспечить поступление в вузы ребятам из глубинки. При этом формулировки, которыми обосновывались низкие оценки, как правило, указывали в первую очередь на низкий уровень самих проверяющих» (http://topkvadrat.ru/freestyle/article/rossiya-protiv-moskvy-srazhenie-za-ege-v-poze-69-31778) Одних из лучших московских учителей,которые по 10-12 часов в сутки готовятся к процедуре апелляции, обвиняют в непорядочности, намеренном занижении баллов выпускникам. Несправедливо! Каждый эксперт ЕГЭ понимает степень ответственности, возложенной на него обществом, дорожит не только своей честью и достоинством, но и искренне заинтересован в успехе учеников. С одной стороны, эксперты искренне радуются хорошим работам, чувствуя профессиональную солидарность с коллегами, успешно подготовившими детей к экзамену. С другой стороны, в слабой работе старательно вычитывают-выискивают предложения, словосочетания, слова, подтексты и «подводные течения» письменного высказывания, чтобы все-таки оценить работу не нулем баллов. Именно этот аспект работы эксперта самый трудный и ответственный. Обвинение в заговоре московских учителей против своих же, московских, школьников оскорбительно для членов предметной комиссии! На мой взгляд, обвинения коллег в некомпетентности экспертов ЕГЭ нарушают неписаные законы профессиональной учительской этики. Аналитические материалы, представленные на селекторном совещании Департамента образования столицы об итогах ЕГЭ в Москве, убеждают нас в неправомерности провокационных заявлений СМИ. Однако зачинщики подобного рода провокаций удачно просчитывают тот резонанс, который получают подобные заявления. СМИ молниеносно подхватывают и развивают тему «некачественного» труда педагога-словесника и доводят ее до гротеска: «Трудно сомневаться, что мы имеем дело со спланированной акцией. И включение в систему высшего образования тысяч московских школьников с незамутненным взглядом на реальность, с представлением о западном и азиатском образах жизни, с умением мыслить не по струнке Первого канала противоречит интересам нынешней России» (http://www.km.ru/v-rossii/2014/06/17/ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rf/742570-uchitelya-obvinili-minobrnauki-v-zan).Массовое сознание, массовая культура крайне мифологизированы, легко управляемы. Оказалось, легко создаются мифы о московском образовании и о заговоре московских словесников!Отдельная тема – освещение проблем образования на ТВ. Знаю достоверно (как участник записи нескольких программ), что именно под режиссерскую, редакторскую сверхзадачу монтируют сюжеты, корректируют высказывания гостей в студии. Причем слово учителя, знающего о действительных проблемах образования современных детей и подростков, менее значимо, чем монологи представителей органов власти, чиновников, родителей, учеников, даже тех людей, которые содействуют нечестной сдаче экзаменов. Констатация в программе «Вести» 15.06.2014 серьезной проблемы национального образования осталась без детального внимания, намека на анализ: «Мы вырастили, наверное, самое неграмотное поколение в новейшей истории России». Затем следовало журналистское расследование взяточничества в вузах. Учитель и школа заслуживают внимания СМИ только в исключительных случаях, как правило, неприятных, трагичных. Кстати, в репортаже директора школы величали «учредителем гимназии», готовым обходить нормы нравственности и порядочности во время ЕГЭ. СМИ должны развернуться лицом к честным, талантливым, порядочным труженикам-учителям, рассказывать о победах в преодолении трудностей школьниками в сотрудничестве с педагогами и родителями. Сознание школьников формируют СМИ, Интернет! Из-за искаженной, неполной, необъективной картины состояния образования ученики без должного уровня мотивации к получению знаний впадают в абсолютное бездействие! По мнению большинства моих школьных коллег, готовивших выпуск-2014, именно убежденность выпускников в возможности покупки КИМов, ответов, так подробно разрекламированная СМИ и соцсетями, сыграла ключевую роль в получении ими низких баллов (не говорим о мотивированных учениках). В течение нынешнего учебного года уважаемые коллеги уговаривали школьников, сдающих предметы по выбору, явиться на дополнительные занятия, выводили за руку сбегающих с занятий из раздевалок. Школьники до последних часов перед экзаменом были убеждены, что все можно будет купить! «Что заслужили, то и получили!» – приговор математиков, физиков, биологов, филологов. В массовом же сознании снова учитель становится причиной всех бед ЕГЭ: «16 июня единорос Владимир Бурматов потребовал озвучить действительное число школьников, проваливших ЕГЭ по русскому языку. По его данным, их количество в некоторых регионах достигает 30 процентов от общего числа сдающих. Эти цифры депутат назвал определяющими, они, по его мнению, свидетельствуют об уровне российского образования в целом». Эта статистика недостоверна, однако выявляет очевидный стереотип потребительского, неуважительного отношения общества к школе, деятельности учителя! И никто из выступающих с критикой системы образования, деятельности учителей не несет ответственности за свои высказывания! Результаты ЕГЭ – вершина айсберга. Подлинные трансформации сознания современных детей (клиповое мышление, увлеченность гаджетами, виртуальным общением, искажением норм языка в переписке, существование в потоке разнообразной информации) еще не основательно изучены. Или мы не знаем результатов исследований? Очевидно снижение интеллектуального потенциала нации, мотивации к учебе детей и подростков, рост в общеобразовательных школах количества детей с задержкой психического развития, логопедическими отклонениями. Необходима серьезная диагностика учеников начальной школы, работа с ними коррекционных педагогов, нейропсихологов, логопедов! В 2013 году дети в начальную школу, по утверждению коллег, пришли «другие»: не развиты механизмы самоконтроля, самоорганизации, саморегуляции. Эти ученики идут в среднюю школу, мы получаем удручающие результаты диагностических работ. Год назад, к примеру, в моем 5-м «А» классе, еще «не другом», была очевидна необходимость работы специалиста со многими детьми. Школьный психолог, социальный педагог, родители не были заинтересованы в сотрудничестве со мной. В итоге в конце 6-го класса половина учеников за диктанты получают «4»-«5», половина – «2». Я, учитель высшей квалификационной категории, не могу научить тех, кто не умеет понимать смысл прочитанного задания к упражнению по русскому языку, списывать с доски без ошибок, кто старательно учит правила, но применить их не может, у кого память настолько краткосрочна, что различные методические ухищрения в ней остаются только до итогового диктанта по теме! Я знаю коллег, которые отправляются самостоятельно в книжный магазин, покупают учебники по коррекционной педагогике и поднимают скорость чтения в 5-м классе с 40 до 90 слов в минуту, учат концентрировать внимание и аккуратно писать буквы. Таким образом, учителю русского языка и литературы необходима помощь специалистов коррекционной педагогики, чтобы не оставаться наедине с отчетами о неуспевающих учениках! Изменилось отношение к школе, учительству и родителей. Будучи классным руководителем 5-го класса, я вижу, как родители обвиняют учителей в недисциплинированности, невоспитанности, распущенности и неразвитости своих чад, требуют замены учителя. Если позиция старшего поколения потребительская, то как дети будут относиться к учителям? Важно пропагандировать на государственном уровне культ учителя, знаний, стремления к заслуженному успеху, необходимо отчетливо представлять зрителям, слушателям, читателям нравственную позицию создателей телепрограмм, статей, авторов произведений искусства! Важно регулярно и систематически идеологически (духовно-нравственно) формировать сознание не только подрастающего поколения, но и их родителей! Идеологию ценности семьи, созидания, труда должен транслировать не только учитель-словесник, но и все российское общество. Очевидна проблема социального инфантилизма не только детей, но и родителей. На общество, школу, учителя возлагают ответственность за результат обучения ребенка, а не на семью, усилия родителей. С другой стороны, родители растеряны: слишком отличаются жизненные приоритеты подросших детей от установок, ориентиров и приоритетов 20-30-летней давности. «Сражаться» за баллы детей на апелляцию приходят зачастую именно родители! Вопросы глубинные стоят за ЕГЭ и тревогой родителей: становление социальной зрелости детей, формирование у молодого поколения ответственности за свою судьбу и поступки. Глубинные социокультурные изменения не только в России, но и в мире вновь поднимают «вечные вопросы» русской литературы, но в столь радикальной и жесткой форме, как никогда не было прежде. Нравственные основы жизни зыблются, расшатываются, опорой их, по Концепции духовно-нравственного развития гражданина, становятся учитель, школа. Прежде всего учитель русского языка и литературы. А учителю русского языка и литературы некогда восстанавливать эмоциональные, душевные и физические силы, его интеллектуальное напряжение, вчувствование в предмет, понимание меры ответственности за все происходящее вокруг, безусловно, выхолащивают, опустошают. Проверять тетради приходится не в соответствии с методическими рекомендациями, а гораздо чаще. Поэтому на вопрос: «Что вы читаете?», не задумываясь, отвечаю: «Работы учеников». Мотивировать детей важно жестким контролем, объективностью оценок, демонстрацией значимости трудолюбия на пути к успеху. И успехи есть: одна тройка за ОГЭ по русскому языку. Большинство учителей в силу особенностей профессии крайне дисциплинированные, исполнительные люди, это нравственная опора государства (недаром процедура выборов в органы власти всегда ложится на плечи учительства)! Учителя в работу вкладывают большие силы и нуждаются в поддержке и защите государства. Следует, к примеру, снизить минимальную учебную нагрузку словесников, чтобы у них было время и на проверку тетрадей, и на саморазвитие, самосовершенствование, личностный, профессиональный рост.Учителем русского языка и литературы быть трудно, ответственно, почетно, но больно. Нравственно больно. Учительство нуждается в поддержке и защите государства: в создании позитивного имиджа педагога, пропаганде ценностей знания, трудолюбия, порядочности и ответственности, в целенаправленной государственной политике по воспитанию будущих родителей, ответственно относящихся к духовному и физическому здоровью детей. Школа должна быть не только сферой услуг, но и условием нравственного становления личности ребенка, уважающего труд педагога.Ольга БРЮХАНОВА, кандидат философских наук, победитель ПНПО, учитель школы №947
Комментарии