В Татарстане завершился региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2022. Его абсолютным победителем стал Ильсур Зиганшин, преподаватель истории и обществознания лицея-интерната №2 Московского района Казани. 33‑летнего педагога считают одним из самых успешных учителей в республике – он готовит по 20 призеров всероссийских олимпиад в год. О профессии, о роли педагога и о том, как родителям выбрать школу, лучший учитель Татарстана рассказал во время финального конкурсного испытания. Вопросы задавали коллеги и известные люди республики.
Анастасия Исаева, заместитель председателя Общественной палаты Республики Татарстан: Учительство для вас призвание или профессия?
Ильсур Зиганшин: Скажу откровенно, я хотел быть юристом и совершенно не видел себя в профессии учителя. Когда при поступлении мама предложила мне на всякий случай подать документы в педагогический, я ответил, что лучше пойду в армию, чем в пединститут. Поэтому для меня учительство – это скорее судьба.
Парадоксально, но я знаю множество отличных педагогов, которые не хотели ими быть. Видимо, это такая профессия, в которой нужно себя пробовать. Она творческая, позволяет развиваться и долго оставаться молодым.
Дина Гарипова, певица, заслуженная артистка Татарстана, победительница телешоу «Голос», финалистка международного музыкального конкурса «Евровидение-2013»: Не могли бы вы назвать самые важные, на ваш взгляд, показатели качества образования. На что стоит ориентироваться родителям при выборе школы для своих детей?
Ильсур Зиганшин: Есть такая притча «Как дедушка внуку школу искал». Он обошел множество школ. В одних дети не обращали на деда внимания, в других – дразнили его. Старик молча поворачивался и уходил. Наконец, он вошел в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и ученики высыпали во двор.
– Дедушка, вам плохо, принести воды? – послышался голосок.
– У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, – предложил один мальчик.
– Хотите, я позову учителя? – спросил другой ребенок.
Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:
– Наконец, я нашел лучшую школу для моего внука.
Мораль притчи – учителей узнают по ученикам, как и школу. Моей дочке сейчас только два года, но, когда настанет время выбирать для нее учебное заведение, я буду руководствоваться именно этим критерием.
Римма Ратникова, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственном Совете Республики Татарстан: Сегодня учителю нередко приходится делать выбор между технологиями и творчеством. Современный учитель – это грамотный технолог или талантливый импровизатор?
Ильсур Зиганшин: На мой взгляд, учитель – это скорее проводник детского творчества, он должен создавать атмосферу. Технология – это лишь способ, облегчающий коммуникацию, ни в коем случае не самоцель.
Ирада Аюпова, министр культуры Республики Татарстан: Нередко мнения родителей и учителя расходятся. Как вы поступаете в таких ситуациях?
Ильсур Зиганшин: Самые большие разногласия с родителями учеников у меня бывают на майские праздники (смеется). Я, как учитель, хочу, чтобы ребенок провел выходные в школе, готовился к олимпиадам, ЕГЭ, а родители почему-то норовят отправить его на дачу копать огород. Иногда мне удается их переубедить, иногда нет. Но по большому счету, в этом вопросе я придерживаюсь совета моей мудрой мамы. Она мне как-то сказала: «Ильсур, мы, родители, можем ошибаться, но мы единственные люди на земле, которые хотят тебе счастья больше, чем самим себе». И действительно, у педагога есть свои цели, свои амбиции… И только родители искренне и беззаветно любят своих детей. Они являются главным заказчиком образования, поэтому родители должны быть главнее и важнее.
Роман Шаталов, ученик 11-го класса полилингвального комплекса «Адымнар – путь к знаниям и согласию», Казань: Как вы думаете, каким будет учитель будущего? Что изменится и что останется как есть?
Ильсур Зиганшин: Фундаментальная роль учителя не изменится никогда. Она со времен Сократа в том, чтобы передавать «софос» – мудрость. Личность учителя – это главный педагогический инструмент. Приведу пример: когда исследователи выясняли, кто чаще всего получает Нобелевскую премию по наукам, оказалось, что это ученики нобелевских лауреатов. Это означает, что те навыки, которые мы получаем от общения с учителем, являются самыми важными. Учитель во все времена – это открытый человек, который готов передавать знания и нести мудрость.
Юрий Прохоров, председатель Татарстанской республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования: Когда я учился в школе, мы часто писали сочинения на тему «Если бы я был…» Представьте себя министром образования. Что нужно сделать, чтобы учителю было легче давать качественное образование и воспитание?
Ильсур Зиганшин: Я осознаю, что образование приносит свои плоды лишь через десятилетия. То есть наша работа видна не сразу. Если бы я был министром, наверное, попытался бы сместить акцент на долгосрочное планирование. Возможно, предложил бы устанавливать заработную плату учителей и директоров школ не по текущим показателям, таким как количество учеников и успеваемость, а (улыбается) по средней заработной плате учеников через десять лет.
Ильсур Хадиуллин, министр образования и науки Республики Татарстан: Работать в образовании непросто, поэтому каждый из нас находит для себя свой способ восстановить силы, зарядиться энергией. Лично для меня нет ничего лучше, чем побыть в кругу семьи. А где вы черпаете вдохновение и набираетесь сил?
Ильсур Зиганшин: Мне дают силы и интерес развиваться дальше – книги. Коллекционирование литературы и ее чтение – это страсть, переданная родителями. Помню даже, как они купили мне первую в жизни книжку про кота Леопольда на букинистическом рынке. Точнее, не купили, а обменяли на талоны на водку, это были лихие 90-е. Рад, что это увлечение разделяет и моя супруга. Когда я приношу домой очередной пакет книг, она с удовольствием вместе со мной их читает.
Елена ГАЛЯВЕТДИНОВА. Фото пресс-службы Министерства образования и науки Республики Татарстан
Комментарии