Чем больше практических приложений имеет тот или иной школьный предмет, тем он важнее для школьника, для его будущей работы или учебы. И если исходить из критерия полезности, информатика вне конкуренции. Разве что английский язык может сравниться с ней, да и то его традиционная популярность, на мой взгляд, носит несколько конъюнктурный характер. Сам я по образованию математик, преподаю этот предмет вот уже тринадцать лет, считаю его важнейшим, и все же… Признаем, что из выпускников средней школы многие математику знают скверно (почему – другой вопрос), другим она просто не нужна в изучаемом объеме. Но назовите хотя бы один вуз, где сегодня не требуется в той или иной мере знакомство с компьютером (причем с первых дней обучения).
Так получилось, что я был свидетелем нескольких волн информатизации в российской (а ранее советской) школе. Первая, “ершовская”, застала меня еще студентом института. Помню, как осенью 1985 года в пожарном порядке собрали доучиваться всех выпускников и провели с ними двухмесячные курсы по информатике (по безмашинному, естественно, варианту). После чего свежеиспеченные учителя отправились к месту работы. Какими знаниями по предмету они обладали, я думаю, объяснять не нужно. Вторая волна застала меня уже в школе, в 1993 году. Тогда дышащее на ладан смоленское ПО “Искра” заключило с облоно договор на поставку в школу области порядка 200 компьютерных классов. Практически все средние школы области получили ЭВМ. Но какие! Давно устаревшие морально “Турбо” и “Микро-86”, к которым уже не было современного программного обеспечения. Оно бы и ничего, как говорится, дареному коню в зубы не смотрят. Но очень скоро машины стали ломаться (а денег на ремонт, конечно, не было), так что через пять лет эти классы более или менее сохранились лишь в сельских школах и то потому, что там они, как правило, простаивали. И вот теперь, кажется, надвигается третья волна школьной компьютеризации, которую на сей раз инициировал сам президент. Причем, что интересно, начать решили опять с сельских школ. Я, может быть, не прав, но испытываю большой скепсис по этому поводу. Мне довелось в свое время пару лет поработать директором сельской школы, и, поверьте, компьютеризация там далеко не на первом месте в списке проблем.
Наш город Вязьма на первый взгляд относительно благополучен в плане преподавания информатики. Наши ученики регулярно занимают первые и призовые места на олимпиадах, конкурсах и выставках всевозможных уровней. Те из них, кто учился или сейчас учится в московских институтах, как правило, не имеют проблем с информатикой и смежными с ней дисциплинами. Каждый год проводится конкурс по программированию и WEB-дизайну среди учебных заведений города. Создан и активно работает учебно-информационный центр, оснащенный самой современной техникой. Ежегодно проходит областная выставка-конференция “Компьютерные и телекоммуникационные технологии в образовании”. Городская администрация и Комитет по образованию с пониманием относятся к нашим проблемам (а как это важно в маленьком городе!).
Однако при ближайшем рассмотрении картина вовсе не так хороша. Все достижения, успехи и прорывы есть во многом результат стараний одного-единственного человека – учителя средней школы N 1, руководителя городского методического объединения учителей ОИиВТ Дмитрия Георгиевича Козлова. Он стал первым учителем информатики в Вязьме, затем возглавил городское методобъединение, сейчас руководит им же созданным учебно-информационным центром. Многое у нас держится на его энтузиазме. Когда лет пять назад практически во всех школах города вышли из строя компьютеры и стало окончательно ясно, что денег на ремонт, а тем более покупку новых нет, как поступил Козлов? Вместе со своими учениками он стал принимать участие во всех доступных конкурсах, выставках и т.п. Ни разу он не вернулся с пустыми руками! А так как призами были компьютеры или другая оргтехника, то через пару лет в его школе был уже очень приличный компьютерный класс (машины не ниже Pentium II). Ну а потом и городская администрация помогла создать на базе средней школы N 1 компьютерный центр. В нем есть все необходимое и самое современное оборудование, а главное – работает центр с утра до ночи.
Все это замечательно, но такой Козлов у нас один. А в других районных центрах их и вовсе нет. На селе – тем более. Я знаю это, так как довольно часто встречаюсь со своими друзьями по студенческой скамье, ныне работающими в школе. Нормально обстоят дела только в самом Смоленске и в городке атомщиков Десногорске. Недаром призовые места на областных олимпиадах по информатике занимают обычно ребята из наших трех городов. Кстати, в самой Вязьме компьютерные классы остались только в трех городских школах из десяти. Учащиеся остальных семи изучают информатику или на базе учебно-производственного комбината, или у того же Козлова в 1-й школе. А современное учебное заведение без компьютеров… Почему-то приходит на память фраза из “Свадьбы в Малиновке”: “Какой же ты атаман, если у тебя нема золотого запаса?”
Каковы же, на мой взгляд, проблемы, связанные с преподаванием информатики в сегодняшней школе (как они видятся на уровне провинциального учителя)? Вынесем сразу за скобки отсутствие денег – это в условиях нашей действительности причина субъективная. Если город богатый – деньги на образование есть, а если бедный – денег нет. Главной проблемой, я думаю, является недооценка в школах информатики, ее роли и места в современном образовании. Консерватизм некоторых директоров граничит с косностью, а их нежелание прислушиваться к требованиям нынешнего дня – с саботажем. Их отношение к информатике очень напоминает отношение жителей города Арбатова к автомобилю Адама Козлевича. Компьютерный класс им кажется дорогостоящей и обременительной забавой, местом, где дети “прожигают жизнь” вместо того, чтобы продуктивно заниматься, к примеру, обществознанием. Поэтому время, отводимое на изучение ОИиВТ сверх базисного плана, или минимально, или вовсе не выделяется. Но ведь и в базисном плане его отведено катастрофически мало! В идеале информатику нужно изучать со среднего звена по два часа в неделю и в старших классах – по три. У нас же на сегодняшний день информатику преподают только в десятых-одиннадцатых классах.
Вторая проблема – педагогические кадры. До 90% учителей информатики преподают также математику, физику или еще какой-нибудь предмет. Они вынуждены делать это, чтобы набрать побольше часов. Ведь положенные доплаты за вредность, за заведование кабинетом, за обслуживание аппаратуры или урезаны, или вовсе не выплачиваются. И информатика у них идет скорее как “довесок” к основной дисциплине. Причем и по основному образованию они обычно не информатики. Да, сейчас пединституты готовят преподавателей по этому профилю, но они в школах не задерживаются. Естественно, молодой человек с высшим образованием, хорошо знакомый с компьютером, имеет возможность найти себе более высокооплачиваемую работу. И находит в конце концов. Приглашать же в школу для преподавания информатики совместителей – тоже не выход, так как они зачастую не педагоги, а, по моему глубокому убеждению, работники школы обязаны иметь полноценное педагогическое образование. Думается, решение этой проблемы также заключается в значительном увеличении часов, отводимых на изучение ОИиВТ. Только так можно добиться, чтобы этот предмет преподавали не дилетанты (пусть и энтузиасты своего дела), но высококвалифицированные профессионалы.
Грядущая реформа предусматривает специализацию старших классов по профилям. Это хорошо. Но где гарантия того, что учебные планы для этих классов не будут составлены таким образом (и откорректированы школьной администрацией), что в них снова информатике будет отведена роль бедной Золушки?! Вообще радикальный способ улучшить положение в этом плане – назначить директорами всех школ (или завучами хотя бы) учителей информатики.
Третья, на мой взгляд, большая проблема – это отсутствие полноценного нормативного и методического обеспечения данной дисциплины. До очень недавнего времени российские учителя информатики походили в плане организации учебного процесса на детей лейтенанта Шмидта. Каждый учил, как умел, тому, что знал сам, по какой придется программе (или вовсе без таковой) и по каким Бог послал учебникам. Благо особо никто не контролировал. Сейчас вроде бы появилась учебная программа, в которой определен обязательный минимум. Она требует особого разговора, но это уже кое-что. А вот хорошего учебника, сопровождающего именно эту программу, до сих пор нет. Скажем, популярен учебник Гейна (в разных изданиях), но с точки зрения подготовки пользователя (или, если хотите, оператора ПЭВМ) он явно недостаточен. Нет слов, прекрасной литературы, да и периодики по информатике хватает – но, во-первых, она дорогая, а во-вторых, это хорошо для учителя, а не для среднего ученика. Поэтому создание фундаментального, методически грамотного, современного учебника по информатике – задача, требующая скорейшего решения.
Четвертая проблема, которая на сегодняшний день существует, – это назревшая необходимость разделения ОИиВТ на две смежные, но все же относительно автономные дисциплины – условно программирование и пользование. Согласитесь, что это достаточно разнородные вещи. Изучать в рамках одного предмета, скажем, составление программ на языке Turbo Pascal и работу с Microsoft Excel непросто и для ученика, и для учителя. А главное – нецелесообразно. Пользовательские навыки в той или иной мере необходимы всем, а вот умение писать программы – лишь немногим (да и уровень сложности разный). Хотя какие-то минимальные знания по алгоритмизации и программированию необходимо дать каждому ученику. Уверен, что рано или поздно такое деление произойдет. Разведены же у нас алгебра с геометрией, русский язык с литературой, черчение с рисованием. Преподавание информатики очень выиграет от этого.
Перечисление всех забот и проблем, волнующих сегодняшнего учителя информатики, могло бы занять еще много места. Но круг основных задач очерчен – надо их решать! Очень хотелось бы знать, что думают об этом мои коллеги из других регионов, какие трудности они испытывают и как их преодолевают.
Игорь ПАВЛОВ,
учитель информатики и математики средней школы N 3
Вязьма,
Смоленская область
Комментарии