Любое обновление школы требует реконструкции не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти две стратегические линии должны идти параллельно по пути повышения качества образования.
Учитель – главный источник качества обучения, развития и воспитания школьника. Процесс установления оптимальных связей между педагогами разных школ и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему помогает переходу в новое качественное состояние. При этом интеграция педагогов не простое объединение, а система, которая ведет к количественным и качественным изменениям, а потому должна иметь различные уровни. В 2010-2011 учебном году работа по интеграции педагогов окружного методического объединения учителей физики строилась по трем направлениям:- взаимодействие «ученик – учитель»;- непрерывное образование;- становление молодого учителя и наставничество.Для развития направления «ученик – учитель», цель которого – обучение учителя через обучение ученика, был открыт консультационный центр по подготовке школьников к ЕГЭ по физике, разработано положение о центре, устанавливающее и регулирующее единые нормы и формы работы, помогающее решать вопросы, связанные с организацией, распределением ролей и функций внутри центра. Но не всегда учителя имеют возможность оказать полноценную помощь своим ученикам, есть и выпускники прошлых лет, которым требуется консультация. Поэтому с 2010 года в Южном округе организован консультационный центр и для выпускников прошлых лет, учащихся ОУ, педагогов по подготовке к итоговой аттестации по физике.Форма работы консультационного центра существенно отличается от обычно проводимых консультаций тем, что в них участвуют одновременно и учителя, и учащиеся, которые активно и качественно отрабатывают темы курса физики, создана инициативная группа учителей физики, которая составила план консультаций по темам, разработала листы индивидуальных и общих затруднений учащихся для занесения результатов текущей консультации.Подготовительный этап к проведению консультации заключался в анализе результатов государственной итоговой аттестации; выборе тем учителями инициативной группы для глубокой проработки (работа со спецификацией, кодификатором, выделение универсальных учебных действий (УУД), подборка заданий для самостоятельной работы учащихся, лекционного материала для отработки заявленной темы, заданий для совместного решения); подготовке раздаточного материала (тексты самостоятельной работы, бланки ответов, бланки листов индивидуальных и общих затруднений для школьников и учителей, ответы и решения к самостоятельной работе для качественной проверки).На организационном (адаптационном) этапе происходит знакомство школьников и консультанта по теме (консультации проводят учителя физики школ округа для школьников разных образовательных учреждений), корректировка проведения консультации в зависимости от потребностей аудитории, подготовка к решению основных задач данной консультации. Иногда это требует от учителя, проводящего консультацию, проявления максимума профессиональных и человеческих качеств.Подготовительный этап – это сообщение о теме, цели консультации и мотивации учебной деятельности. Основной этап – усвоение знаний и способов действий (обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения, активизация познавательной деятельности школьников); первичная проверка понимания (установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция); применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием; закрепление знаний и способов действий (использование тренировочных упражнений, заданий, выполняемых школьниками самостоятельно).Контрольный этап – выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция (используются тестовые задания различного уровня сложности).После этапа обобщения и систематизации знаний (формирование целостного представления знаний по теме через беседу и практические задания) на итоговом этапе нужно провести анализ и дать оценку успешности достижения цели, наметить перспективу последующей работы, а на этапе рефлексии – мобилизовать школьников на самооценку (могут оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы).Учителя инициативной группы и учителя, которые пришли на консультацию со своими учениками, активно участвуют в проверке самостоятельных работ школьников, используя подготовленные материалы, при этом они осваивают систему работы со спецификацией и кодификатором, определением универсальных учебных действий.Каждая консультация позволяет: школьнику – отработать темы курса физики, проверить свои знания, подготовиться к государственной итоговой аттестации, использовать информационные ресурсы ОМЦ ЮОУО, а главное – получить листы индивидуальных затруднений для корректировки своих знаний; учителю – обмениваться опытом по подготовке и проведению учебных занятий, готовить аналитические материалы по темам курса физики, давать общую и индивидуальную характеристику затруднений учащихся своей школы, выстраивать систему работы с универсальными учебными действиями, проводить смену деятельности (подготовка и проведение консультации; проверка, выявление и характеристика затруднений в самостоятельных работах учеников школ округа).Открытие консультационного центра в 2010-2011 учебном году позволило не только школьникам качественно подготовиться к экзамену в формате ЕГЭ, но и учителям более глубоко погрузиться в формирование универсальных учебных действий посредством изучения физики. В 2011-2012 учебном году данная форма методической работы получила широкое распространение в округе.Такую форму работы можно предложить образовательным учреждениям, внеся в схему изменения, относящиеся к анализу результатов внутренних и внешних мониторингов образовательного учреждения по предмету.По итогам работы Консультационного центра по физике в 2011-2012 учебном году были открыты подобные центры по другим предметам, а в 2012-2013 учебном году мы планируем открыть консультационный центр, который объединит предметные центры для развития интеграции педагогов и взаимодействия между образовательными учреждениями и методическим центром Южного округа.Н.НУГАЕВА, методист по физике МЦ ЮОУО
Комментарии