Уже стали традицией встречи министра образования Москвы Исаака Калины с журналистами, родителями, педагогами. Наверное, общение в режиме диалога – самая верная форма объяснения тех трудных вопросов, которые возникают у москвичей. В канун Дня учителя Исааку Иосифовичу было адресовано много так называемых педагогических вопросов – вопросов, которые задавали сами учителя.
– Исаак Иосифович, почему вы ратуете за слияние школ? Хотите, чтобы аутсайдеры стали лучше за счет сильных школ?- Обычно я не употребляю слово «слияние», мне больше нравится слово «объединение». А почему я ратую за объединение и создание комплексов? Не буду употреблять еще одно слово – «аутсайдеры», потому что объединение школ и детских садов происходит по очень разным причинам, зато они все имеют одну общую цель и одну общую задачу – формирование таких образовательных комплексов, чтобы каждая семья рядом со своим домом могла получить качественные образовательные услуги для всех своих детей, независимо от их возраста, чтобы каждая семья имела дело с одним учреждением. То есть если в семье есть и дошкольники, и школьники, то для нее может подойти школа с дошкольным отделением, где она сможет и ребенка-дошкольника воспитывать, и обучать детей школьного возраста. Если у одного ребенка склонность к математике, а у другого – к литературе, то в большом образовательном комплексе могут быть и математический, и филологический профиль. Если у ребенка изумительный практический интеллект, что называется, золотые руки, то это может быть еще и технологический профиль. Словом, задача очень понятная – нужно, чтобы вблизи места, где проживает семья, был мощный образовательный комплекс, в котором каждая семья будет иметь возможность для всех своих детей получить все разнообразие тех образовательных услуг, которые ей нужны, независимо от возраста ее детей. Это задача ради родителей, ради семей. – А учителя тут ни при чем?- Есть и еще одна задача – предоставить как можно больше возможностей для профессионального развития, для профессиональной реализации учителям. Не секрет, что в маленькой школе, скажем, для учителя физики набирается 12-14 часов в неделю, это намного меньше ставки, поэтому он вынужден вести какие-то другие уроки или искать подработку на стороне. В большом комплексе больше класс-комплектов, большое количество часов не только для одного учителя, а для двух-трех, образуется некое сообщество учителей, которые взаимодействуют, помогают друг другу, может быть, даже в чем-то конкурируют друг с другом, имеют гораздо более широкие возможности для профессиональной реализации, профессионального развития. Большие комплексы соединяют возможности, а соединение возможностей всегда новая возможность.- Но когда школы и детские сады объединяются в комплексы, получается, что они размещаются в нескольких зданиях и все равно отдаляются от семьи. В чем преимущество?- При возникновении комплекса начальная школа не отдаляется от семьи, мы стараемся формировать эти комплексы по микрорайонному принципу. Можно критиковать московские дороги, но они сделаны так, что вся Москва разбита ими на маленькие микрорайоны. Самая главная задача, которую мы сейчас поставили перед округами и решение которой мы будем проверять очень жестко, – чтобы они при объединении образовательных учреждений старались формировать комплексы внутри этих микрорайонов, чтобы детям не нужно было переходить какие-то широкие дороги. При этом есть в Москве опыт не сегодняшнего дня – знаменитый образовательный комплекс №548 «Царицыно» был сформирован, как мне кажется, далеко не по географическому принципу. Школы, составляющие этот комплекс, расположены на расстоянии нескольких километров друг от друга, думаю, это не очень правильно, но делали это лет 15-20 назад. Так сложилось, и комплекс работает великолепно. То есть, наверное, все-таки главное – педагогический коллектив, который образуется в любом ОУ, в том числе и в таком комплексе, где учатся более 2000 учеников.- Многих родителей как раз беспокоит объединение педагогического состава. Как это объединение планируется и будет происходить – один педсостав плюс другой педсостав или от каких-то педагогов начнут избавляться?- Во-первых, нельзя как задачу ставить какое-либо избавление от каких-либо педагогов. Если люди успешно работают в тех коллективах, которые объединяются, то наверняка они будут очень востребованы и в новом объединенном образовательном учреждении. При всем том, что у нас в Москве сегодня нет вакансий, хорошими учителями ни один хороший руководитель не разбрасывается. Поэтому все люди, которые успешно работали, были уважаемыми в своих коллективах, учениками и родителями, обязательно должны найти свое место, вернее, их обязательно должны найти и в новых коллективах, предоставить им полноценную работу, тем более что в большой школе такой работы становится, как правило, больше.- Как работает схема объединения? Кто принимает решение об этом?- Схема непростая. По закону решение принимает учредитель – Правительство Москвы, которое делегировало свои права Департаменту образования. Но мы не инициируем решение об объединении ОУ, мы их скорее не принимаем, а только оформляем. Решение будет исходить в первую очередь от коллектива образовательных учреждений, ни одно объединение не может происходить без решения администрации школы и управляющего совета. Понятно, что окружные управления образования имеют полное право, что называется, показывать коллективам, родителям, администрации преимущества того, когда маленькие школы объединяются в комплексы, рассказывать о перспективах, выстраивать модели, программы развития такого объединенного учреждения, обязательно анализировать риски, которые могут возникнуть при таком объединении, и вырабатывать механизмы преодоления этих рисков. Поэтому в данном случае это должна быть тонкая, неспешная работа и заканчиваться она должна, конечно, решением администрации и управляющего совета. Все те решения, которые оформлены Департаментом образования в виде приказов об объединении, – это решения, в основе которых лежат решения администрации, управляющего совета школы или детского сада. Наверное, в коллективе могут оставаться педагоги, которым не очень нравится решение их администрации, могут оставаться родители, которые не согласны с решением управляющего совета, но что касается родителей, то у них есть полное право выбирать управляющие советы и принимать решение тех людей, которых они выбрали.- Если у учителя уменьшилась зарплата, то куда ему нужно обращаться?- Если у учителя уменьшилась зарплата и он не понимает, почему это произошло, то ему в первую очередь нужно задать этот вопрос директору своей школы, председателю профкома своей школы и председателю управляющего совета, потому что ни в Правительстве Москвы, ни в Департаменте образования, ни даже в окружном управлении образования не устанавливают зарплаты конкретных учителей или в конкретных школах. Единственно, что есть, – законодательно определенный минимум – минимальный уровень оплаты труда, ниже которого зарплата учителя не может опуститься. Но для Москвы это не имеет значения, так как минимум федеральный, а в столице зарплата учителей намного выше, и никого из них это не касается. Зарплата московских учителей выше за счет стимулирующих выплат по результатам работы. Сегодня органы власти только обеспечивают финансирование школы, которое выросло намного, например, суммарное финансирование школ Москвы на зарплату увеличилось за период реализации пилотного проекта по развитию образования на 25 процентов. При этом, что интересно, сама зарплата выросла на 30 процентов. За счет чего? За счет того, что происходит внутри коллективов очень серьезное перераспределение ресурсов фонда заработной платы от административных работников к учителям. Не секрет, для того чтобы раньше получить зарплату, нужно было прежде всего иметь ставки: например, добиться семи ставок заместителей директора (у некоторых директоров было даже по 11 заместителей), нет ставки – нет зарплаты. Сегодня система абсолютно другая: фонд оплаты труда учреждения зависит только от количества учеников, которые в это учреждение приходят. Распределение этого фонда – полное право триады: администрации, профсоюзного комитета школы и управляющего совета, именно в их руках сегодня зарплата любого учителя, поэтому вопрос о том, почему у какого-то учителя снизилась зарплата, должен быть адресован именно этим людям.- Многое зависит от квалификации управленцев и педагогов. Имеет ли право работать заместителем директора ОУ человек, не имеющий высшего педагогического образования? – Сегодня много есть желающих работать в московских школах: и имеющих высшее образование, и кандидатов наук, так как не секрет, что в федеральных вузах у преподавателей зарплата точно не выше, чем у учителей столичных школ. Мы теперь можем выбирать тех, кого нужно принимать на работу. Московские родители и московские школы могут себе позволить более требовательно подходить к профессионализму тех людей, которые работают с нашими детьми.- Конечно, у каждого учителя может быть свое мнение по поводу тех изменений, которые происходят в системе столичного образования. Многие ли педагоги отрицательно относились и относятся к пилотному проекту по развитию общего образования?- Я не розовый оптимист и не считаю, что все задуманное нами в результате реализации пилотного проекта уже решено. Но начавшееся понимание педагогическими коллективами ценности для школы каждого ученика работает на то, что школа старается действовать так, чтобы дети шли туда учиться. Работа учителя в результате старта и развития пилотного проекта, конечно, меняется. Какова реакция на изменения? Те, кому стало лучше жить и работать, никак на это не отреагировали, что вполне естественно – они считают, что все так и должно быть. Те, для кого возникли новые требования и сама задача нового характера отношений с семьями, конечно, отреагировали болезненно, они жалуются, что родители стали слишком много требовать. Всякое движение вызывает трение, понятно, что движение в рамках пилотного проекта тоже вызывает трение с некоторыми педагогами. Думаю, постепенно понимание приходит, самое главное, что новая форма финансирования (нормативно-подушевого или личностно ориентированного) мотивирует на более требовательное отношение внутри коллектива педагогов друг к другу. Скажем, родители выбрали школу, в которой есть замечательные учителя, из-за них отдали туда своих детей. Но выясняется, что один из учителей равнодушен и плохо относится к своим обязанностям. Один такой учитель может вызвать отторжение от этой хорошей школы довольно большого количества семей. Они уйдут из этой школы из-за этого учителя, но при этом они уйдут и от хороших учителей. Поэтому в школах появляется некая система взаимных требований, ведь только общий результат дает школе уверенность в том, что она будет нужна московским семьям. Самые сложные – психологические изменения, но они необходимы, если мы хотим давать нашим детям качественное образование.- Сегодняшний учитель отличается от учителя вчерашнего?- Конечно. Когда-то учитель был человеком, который знал прошлое и потому учил других. Сегодня нормальный учитель – тот, кто стал современником своих учеников и живет их жизнью. А завтрашний учитель – тот, кто понимает прогноз будущего и по этой причине в какой-то мере тоже человек из будущего.
Комментарии