Московский институт открытого образования (МИОО) – одно из старейших образовательных учреждений нашей столицы. В этом году он отмечает свое 75-летие.
Созданный в феврале 1938 года как Московский городской институт усовершенствования учителей, МИОО в современных условиях определяет важные направления развития городской системы образования, став ведущим центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей, головной организацией дополнительного профессионального образования Департамента образования Москвы.За прошедшие 70 лет трижды менялось название института: МГИУУ – МИПКРО – МИОО, менялось и его расположение – институт часто переезжал, особенно на начальном этапе своей истории. Адреса чередовались один за другим: улица Куйбышева, 8, Кропоткинская, 12, Авиационный переулок, 6. Были еще и Староконюшенный, 18, Мерзляковский и Потаповский переулки, Большая Полянка, 58, а затем опять Кропоткинская, но уже не улица, а Пречистенский переулок, 7, потом Тимирязевская улица, Хамовники. Только по адресам можно изучать классическое триединство (времени, места и действия), в котором разворачивалась бурная жизнь института и его неравнодушных обитателей. Московский городской институт усовершенствования учителей учрежден 25 февраля 1938 года решением президиума Московского городского Совета депутатов трудящихся (Моссовета). Перед институтом ставили задачу по-новому организовать работу с учительством, обеспечить его политический и культурный рост, широкое развитие творческой педагогической инициативы на основе усвоения марксистско-ленинской теории и вооружения последними достижениями науки в соответствующих областях знаний. МГИУУ подчинялся Московскому городскому отделу народного образования (Мосгороно), руководитель которого Анастасия Дмитриевна Сергеева, ставшая в сентябре 1939 года директором института, активно участвовала в его организации и работе на этапе создания. Приказом Мосгороно от 22 апреля 1938 года №360 в МГИУУ были образованы 11 отделений: историческое, русского языка и литературы, географическое, физико-математическое, химико-биологическое, иностранного языка, учителей начальной школы, внешкольной работы с детьми, пионервожатых, воспитателей детских домов, дошкольное. С самого начала работы института в нем стал формироваться высококвалифицированный состав преподавателей. Уже в первом учебном году к чтению лекций приступили известные специалисты и ученые: философ В.Асмус, историки П.Смирнов и Д.Бабурин, теоретики советской педагогической науки Н.Константинов и И.Свадковский, ставшие впоследствии действительными членами Академии педагогических наук (АПН) РСФСР и СССР.Основная деятельность МГИУУ была направлена на повышение квалификации учителей в различных формах, для чего были разработаны и утверждены учебные планы и программы, например, для годичных курсов учебные планы были составлены на 280 – 320 часов, из расчета 40 учебных недель по 8 часов в неделю. Занятия проводили по стабильному расписанию два раза в неделю, как правило, по понедельникам – средам или по средам – пятницам.На годичные курсы в МГИУУ направляли в первую очередь учителей, не имевших педагогического образования или не обладавших достаточным опытом профессиональной деятельности. Решением Мосгороно ответственность за комплектование годичных курсов возлагали персонально на заведующих районными отделами народного образования (роно), а в школах – на директоров.Одновременно в МГИУУ стали передавать всю методическую деятельность с соответствующим материальным и организационно-финансовым обеспечением. На базе института создавали централизованную методическую службу города, соответствующую новым задачам и условиям образования. Методическое сопровождение рассматривали как область, тесно связанную с повышением квалификации учителей. На институт также возложили «осуществление методической помощи авторам и организациям в деле отбора существующих и разработки новых учебных пособий и приборов».МГИУУ активно влиял на развитие системы образования Москвы, ее совершенствование. Число слушателей увеличивалось вместе с ростом количества школ в городе и популярности института. В 1940-1941 учебном году набор слушателей составил 2300 человек.Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война на короткое время прервала работу МГИУУ: в сентябре в связи с приближением линии фронта к Москве было принято решение «работу МГИУУ полностью свернуть». Из всех подразделений института не прекращала работать только библиотека (Полянка, 58) с читальным залом, которая обслуживала учителей, работавших с декабря в консультационных пунктах для старшеклассников, а с сентября 1942 года – в школах, возобновивших работу.Регулярные занятия в МГИУУ возобновились 22 ноября 1943 года в старом помещении на Кропоткинской, 12. К концу войны в институте работали 14 кафедр и 4 кабинета, в структуру входили также бюро по научно-просветительской пропаганде и культурно-массовой работе с учителями, издательское бюро. Таким образом, была не только восстановлена система повышения квалификации учителей Москвы, но и созданы условия для ее дальнейшего развития. Навыки самостоятельной творческой работы учителя расценивали как важную составляющую его профессиональной деятельности. Творчество учителя во все времена требует особого внимания и к самому себе, и к ученику. Ведь очень сложно порой бывает увидеть и распознать будущий талант в хулигане и двоечнике, сидящем напротив. В воспоминаниях сестры Андрея Тарковского Марины Арсеньевны приводится очень примечательный эпизод из жизни будущего гения отечественного и мирового кино, относящийся к его послевоенной школьной юности: «…И тут над грешной головой моего брата грянула буря – возник серьезный конфликт с математиком… И теперь Андрей вполне мог вылететь из школы. Спасла его преподаватель истории Фаина Израилевна Фурманова. Она знала Андрея, относилась к нему с интересом, чувствовала в нем, видимо, что-то отличавшее его от многих других учеников. Фаина Израилевна под свою ответственность взяла Тарковского в свой класс. Так Андрей очутился в 10-м «Б», где учились в числе прочих учеников Юра Кочеврин, Слава Петров и Андрей Вознесенский… У каждого из этих людей своя судьба, своя степень известности, но что безусловно: каждый из них интересен и талантлив. …Очень многие ребята из его друзей интересовались литературой, писали стихи. …Жажда творчества и какой-то еще неопределенной деятельности, связанной с искусством, не давала молодым людям покоя».В послевоенные годы Московский городской институт усовершенствования учителей становится для многих московских учителей родным домом, местом встречи с ведущими учеными, педагогами, деятелями культуры. Институт в своей работе широко использовал огромный интеллектуальный и творческий потенциал Москвы: на кафедрах МГИУУ работали выдающиеся ученые, члены АН и АПН СССР, лауреаты Сталинской премии. Учителям русского языка лекции читали академик В.Виноградов («Русская лексика») и С.Обнорский – основатель и первый директор Института русского языка АН СССР («Современное состояние науки о русском языке»). Известный литературовед, специалист по древнерусской литературе профессор МГУ и академик АН УССР Н.Гудзий читал лекции на тему «Новые вопросы в изучении русской литературы». О современном состоянии живописи учителям читал лекции академик, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Сталинской премии И.Грабарь. Семинар по музыке на кафедре музыки и пения вел организатор и директор Московского хорового училища, ректор Московской консерватории лауреат Сталинской премии А.Свешников. Учителя истории слушали лекции академиков И.Минца, А.Панкратовой, членов-корреспондентов АН СССР В.Хвостова, А.Ефимова, доктора исторических наук А.Манфреда. Курс физиологии человека читали чл.-корр. АН СССР Х.Коштоянц и профессор М.Кирзон. Большую роль в укреплении связей московских учителей с Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова сыграл основоположник экономической географии СССР, заведующий кафедрой экономической географии МГУ, автор школьного учебника, выдержавшего 16 изданий, лауреат Сталинской премии Н.Баранский. Для московских учителей постоянно проводили цикловые и эпизодические лекции, освещавшие новейшие достижения науки и техники, рассказывающие об основных событиях в общественно-политической и культурной жизни страны и ее международного положения. Составной частью московской системы повышения квалификации стали консультации и библиографическая поддержка самообразования учителей. В процессе занятий все больше внимания стало уделяться активным методам работы с преподавателями. Все больше места в процессе обучения занимали практические занятия. В учебных планах и программах всех форм повышения квалификации усилены разделы практических и лабораторных работ для учителей физики и химии. Новый этап в развитии института связан с переходом школы к всеобщему среднему образованию, введением новых научно обоснованных программ, последовательным осуществлением принципов политехнического обучения и трудового воспитания, которые стали проводиться в жизнь в 1950-1960-е годы. Одной из эффективных форм обобщения и распространения опыта были семинары, работавшие как в самом институте, так и в районах Москвы. Ежегодно в городе работали 30-50 семинаров, количество участников доходило до 3000 человек. В 1967 году завершил работу двухлетний семинар руководителей школ, работавший по теме «НОТ учителя и руководство учебным процессом» под руководством заместителя министра просвещения СССР М.Кондакова, успешно работал семинар классных руководителей и организаторов внеклассной работы, руководимый заместителем министра просвещения РСФСР Л.Петровой (Балясной). В 1970-е годы с учителями на занятиях в институте встречались академики Н.Дубинин (биолог), И.Кикоин, В.Фабрикант, В.Зубов (физики), А.Колмагоров (математик), П.Гальперин (психолог). В 1973-1974 учебном году в МГИУУ лекции читали 32 академика и доктора наук, 202 кандидата наук разных специальностей. В 1980-е годы в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы в работе института обозначились новые проблемы: профориентация школьников средствами каждого учебного предмета, внедрение в учебный процесс активных форм обучения. Большой интерес учителей и руководителей школ вызывал опыт работы отдельных директоров школ по совершенно новым проблемам, например, опыт В.Караковского, организовавшего педагогические классы в своей школе, С.Карклиной, работавшей над проблемой организации рабочего времени директора школы, Е.Ямбурга, работавшего над оптимизацией процесса обучения. Анализировался опыт создания нравственных правил (школы №825 и №331), опыт школы №411 по совершенствованию системы подготовки школьников к службе в Советской армии, учителя-новаторы в течение учебного года выступали перед слушателями института, вели творческие семинары. В 80-е годы в жизнь общества и школы входит электронно-вычислительная техника, в институте начинается активная работа по подготовке учителей к работе с новыми средствами обучения. В школах №625 и №550 создают кабинеты электронно-вычислительной и микропроцессорной техники, на их базе обучают методистов, для директоров школ создали семинар «Оборудование кабинета вычислительной техники в школе».Девяностые годы открыли новую страницу в истории Московского городского института усовершенствования учителей. 1 ноября 1991 года МГИУУ был преобразован в Московский институт повышения квалификации работников образования (МИПКРО). Ему была определена роль головной учебно-методической организации, обеспечивающей отрасль не только кадрами, но и научными разработками и методиками в области теории и практики педагогики. По-прежнему большое внимание уделяли повышению квалификации учителей, подготовке и переподготовке современных кадров педагогов и управленцев. В столице началось формирование системы непрерывного педагогического образования.Важная страница в истории института открылась в 1993 году с приходом на должность ректора видного ученого-математика, известного в стране и за рубежом специалиста по проблемам теоретического и прикладного программирования, создания искусственного интеллекта и программного обеспечения отечественных суперкомпьютеров Алексея Семенова. Новый руководитель сформулировал концепцию развития института, большое значение в это время придавали изменению стиля работы института, превращению его в один из интеллектуальных центров столицы, открытый свободному обмену мнений, продвижению инноваций и прогрессивных технологий.При институте был образован Круглый стол директоров московских школ, получивший поддержку со стороны руководителя Московского комитета образования Любови Кезиной. На его заседаниях обсуждали контуры современного образования и перспективы его развития. Деятельность института строили на основе открытости и сотрудничества с научными и учебными учреждениями, традиционно к работе со слушателями привлекали видных ученых и специалистов. МИПКРО объединил усилия всех заинтересованных сторон в разработке регионального компонента образовательного стандарта и московского базисного учебного плана (БУП). Активное участие в этой работе принимали В.Фирсов, А.Пинский, С.Коровина, О.Логинова; большое внимание ей уделял академик РАО В.Шадриков. В связи с идеей перехода к 12-летней школе активно шла работа по проектированию школьного образования.В 2001 году на основании постановления Правительства Москвы институт был преобразован в Московский институт открытого образования (МИОО). В настоящее время в состав института входят 2 общеобразовательные школы, 4 факультета, 38 кафедр, 29 лабораторий, 28 отделов, 25 профильных научных центров, музей образования Москвы, открыта аспирантура. Коллектив института постоянно пополняется путем привлечения ученых, методистов, творческих учителей, которые не только читают лекции, но и становятся участниками федеральных и городских научных программ. Содержание научных исследований определяют потребности столичного региона с учетом главных направлений модернизации российского образования. Совместно с Департаментом образования МИОО принимает участие в конкурсах и проектах «Учитель года», «Школа информатизации», «Наша новая школа». Важным направлением в деятельности института стало участие в международных проектах, совместно с другими организациями за последние годы были проведены более 150 международных семинаров и круглых столов. МИОО сегодня современное образовательное учреждение, действительно инновационное во многих отношениях. Именно здесь, по сути, впервые не только в Москве, но и в стране, за последние годы успешно реализуют модель открытого и непрерывного образования – образования в течение всей жизни. Но подлинных инноваций не бывает без бережного отношения к традициям. Многое изменилось с того времени, когда был создан институт. Менялась страна, менялся наш город, но неизменным в истории института оставалось главное – служение московскому учителю. Именно в институт, где бы он ни находился и как бы ни назывался, спешили и спешат после уроков в школе педагоги, чтобы, сев за парты, сменив роль и превратившись в учеников, вникать в премудрости мастерства и поздно вечером, когда кое-где уже гаснут окна, возвращаться домой.Такая профессия. Можно сказать, удивительная и прекрасная, но и тяжелая и сложная. И все будет справедливо. Есть в ней все-таки какая-то тайна. А институт, как добрый волшебник, старается эту тайну приоткрыть.Алексей ЛУБКОВ, проректор МИОО, доктор исторических наук, профессор
Комментарии