Не от хорошей жизни, конечно, приняли такое решение два областных ведомства – ГУВД и Министерство общего и профобразования. Это отчасти забота о том, чтобы школьник не потерял окончательно нравственные ориентиры. Теперь дети лучше усваивают “уроки” фильмов-боевиков, чем наставления учителя. Примеров в той же Свердловской области хоть отбавляй. Насмотревшись сериалов, братья Игорь и Антон Ш., восьмиклассники школы N2 города Сухой Лог, попробовали на практике применить методы обогащения, подсказанные героями фильмов. Захватив в заложники своего одноклассника Игоря А., они потребовали от его родителей выкуп. Не дождавшись денег, сняли с Игоря шапку, куртку, а потом… задушили сверстника.
Ученик пятого класса школы N2 города Каменск-Уральский пригласил в гости друга. По такому случаю купил, как принято в семье, водки. Выпили, а разгорячившись спиртным, поссорились. В итоге Саша приятеля зарезал, как он объяснил следователям, “просто по пьянке”.
За прошлый год, по данным ГУВД области, среди всех несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, около 40 процентов – школьники.
Заместитель начальника ГУВД области Юрий Овчинников сказал: “К сожалению, звено семья – школа сегодня рассыпалось. Мало того, думаю, что семья нынче – корень детских бед. Родители заняты прозаическими проблемами – как выжить. И здесь уж не до морали и воспитания”.
То же примерно говорили и руководители школ, с которыми удалось пообщаться. Их общую, наверное, мысль высказала директор 64-й школы Екатеринбурга Ольга Рублева: “Многие родители потеряли авторитет в глазах детей. Взрослые не нашли себя в этой жизни, растерялись. Одни мало зарабатывают, другие перебиваются приработками, торгуя на рынках колготками да сникерсами, а третьи вообще не работают, пьянствуют от безысходности. Какие уж из них защитники в семье? Дети это чувствуют, понимают и потому ищут свои способы выжить.
В повседневной работе нам необходим человек в погонах, еще и хорошо разбирающийся в законодательстве. Школьный милиционер имеет свои приемные часы. Он помогает учителям, многие из которых сейчас вынуждены вместо педагогических проблем решать следовательские. Как специалист он может доходчиво объяснить подростку, что именно влечет за собой то или иное правонарушение”.
“Многие дети попали сегодня в невыносимое для них положение, – говорит зам. министра общего и профессионального образования в правительстве области Раиса Фирсова. – Мы, по сути, теряем поколение… Наверное, это тот случай, когда для достижения цели все средства хороши. Да, человек с погонами в школе, может быть, экзотичен. Но мы надеемся, что дети все же увидят в нем “своего”. И не только дети, но и родители. Ведь воспитатель с юридическим образованием всегда поможет советом, а если надо, и защитит права ребенка. Для этой работы подбираются только офицеры, люди с высшим образованием. Они проходят серьезный конкурсный экзамен. К тому же для отобранных организованы курсы по педагогике. Короче, случайных людей к детям мы подпускать не намерены”.
В мире, пожалуй, нет практики, когда полицейский непосредственно участвует в процессе школьного образования. Но в цивилизованном мире нет и такой обстановки, в которой живут и учатся наши дети. За прошлый год свыше 195 тысяч детей нашей страны совершили преступления. К сожалению, серьезно, на государственном уровне, как считает зам. директора ГНИИ семьи и воспитания Михаил Плоткин, этой проблемой в нашей стране не занимается никто. Даже в этом солидном институте.
Георгий УШАКОВ, Марина МАРТЫНОВА,
по материалам газеты “Труд”
Комментарии