Две студентки пятого курса, Ольга Половникова и Елена Крысанова, проводят урок английского языка в шестом классе женской гимназии при Камышловском педагогическом колледже. Для учениц это обычный урок, посвященный тому, как написать письмо другу-британцу. Для студенток – практическое занятие, которое позволит им оценить собственную готовность к педагогической деятельности. Сейчас они и учат, и учатся. Вот такой «двойной урок».
«Золотая цепь»
…Когда я ехала в Камышлов, небольшой уральский город примерно в двухстах километрах от областного центра, попутчики рассказывали интересные истории, с ним связанные. На Урале поселения чаще всего возникали вокруг заводов, но у Камышлова своя легенда. Название не случайно созвучно со словом «камыши»: их здесь было столько, что беглый люд – от притеснений, от наказания – имел возможность спрятаться и надолго обосноваться. Происходило это еще в XVII веке. Слобода разрасталась, в ней появились свои предприятия и, конечно, храм. Сегодня камышловцы гордятся Покровским собором: он был восстановлен одним из первых в стране, еще в начале 80-х. Удалось это благодаря «личностному фактору» – энергии священника.
Знакомство с колледжем, который известен в Свердловской области тем, что готовит высококвалифицированные кадры, не уступающие выпускникам вузов, началось с этих же слов – «человеческий фактор». Все зависит от людей. Директор Наталья Трифанова с гордостью сообщает: в коллективе 3 кандидата наук, 15 магистров образования и еще 13 учатся в магистратуре. Коллеги добавляют: сама Наталья Васильевна – заслуженный учитель России, отличник народного просвещения.
Социальный заказ школе сегодня формулируется как подготовка к непрерывному, в течение всей жизни, образованию. Вряд ли удастся достичь такого результата с учителями ленивыми, не заинтересованными в обновлении знаний. Постоянная учеба – черта педагогов Камышловского колледжа. Они активно участвуют в различных мероприятиях на уровне региона и Российской Федерации. «Только личность создаст условия для развития личности, – говорит Наталья Васильевна. – Наши педагоги учат ребят, которые скоро придут в школы и тоже будут учить, создавая условия для развития личности. Вот такая цепочка получается, поистине «золотая цепь».
Любимое слово – «взаимодействие»
…В Овальном зале собрались представители студенческих объединений. Смотрю на молодые воодушевленные лица. В основном девушки, парни здесь составляют примерно четвертую часть коллектива. С увлечением рассказывают ребята о жизни в колледже. Председатель совета лидеров Дарья Селикова говорит о студенческом самоуправлении. Сами учащиеся борются с опаздывающими и «должниками», например, снимают о них «обличающие» видеоклипы. В колледже созданы этноклуб, пресс-служба, волонтерский отряд по взаимодействию с городским социальным центром, театральная студия, команда КВН «Кореша науки». Замечаю, что чаще других в речи и настоящих, и будущих педагогов звучит слово «взаимодействие»: педагогов со студентами, студентов с гимназистами, теории и практики.
А также колледжа с работодателями. Сакральный вопрос для педобразования сегодня – сколько выпускников трудоустраивается по специальности. Камышловский колледж показывает очень высокие результаты: 80-90 процентов. Ежегодно проводятся общественные презентации выпускников с приглашением сотрудников школ Восточного округа Свердловской области. Формы разнообразные: мастер-классы, презентация проектов, выставки, творческие отчеты. Резюме готовых специалистов заранее помещаются на сайте КПК: пожалуйста, знакомьтесь.
В значительной степени Камышловский колледж обеспечивает педагогами сельские учебные заведения. Хотят ли выпускники ехать в село? В целом да: во-первых, многие возвращаются туда, откуда отправились на учебу; во-вторых, привлекают «подъемные», они больше, чем при распределении в городские школы.
Недавно колледж отметил 80-летний юбилей. Когда он был создан, в нем готовили только учителей начальных классов и агрономов. Сейчас здесь получают среднее специальное образование четыреста человек по десяти специальностям: математика, информатика, русский язык и иностранный, социальная педагогика и другие.
Ведется работа по отслеживанию востребованных специальностей. В колледже мощное отделение психолого-педагогических дисциплин, которое возглавляет молодой кандидат наук Ирина Устьянцева. При изучении рынка образовательных услуг выявилась потребность в специалистах-коррекционниках, была продумана структура обучения, и в прошлом году открылась новая специальность – «коррекционная педагогика». Во многих детских садах часто работают люди без педагогического образования, родители – это общая ситуация по стране. В Камышлове взялись повышать образовательных уровень тех, кто уже трудится, а также готовить профессиональные кадры для системы дошкольного образования. Обнаружился недостаток в преподавателях иностранных языков для начальной школы – колледж быстро среагировал и начал их подготовку.
Гимназистки румяные
Честно говоря, когда девочки впервые оказываются в гимназии при Камышловском педколледже, их щеки редко бывают румяными. Женская гимназия, которая открылась здесь в феврале 2008 года и на данный момент представлена уже тремя классами по 15 человек (пятый, шестой и седьмой), имеет цель прежде всего социальную – достойное образование для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Для Министерства образования Свердловской области это одно из приоритетных направлений. 7 кадетских школ, Горнозаводское училище в Невьянске, женские гимназии в Красноуфимске и Камышлове – все они служат задаче социализации детей из проблемных, малообеспеченных, многодетных семей.
Заявления в гимназию принимаются в течение года: от родителей, от комиссии по делам несовершеннолетних. Затем проходит собеседование, учитываются реальные условия жизни семьи: например, мама одна воспитывает пятерых, или оба родителя работают по жесткому графику и не могут уделять достаточно внимания детям, или у семьи просто очень низкий доход. Важно желание самих подростков. Через несколько месяцев после начала учебы в гимназии я вижу обжившихся, уверенных в себе девочек, которые чувствуют себя в КПК не гостями, а хозяевами.
Женская гимназия-интернат среди прочих задач ставит и возрождение традиций женского образования, которое в России берет начало с 1858 года, с Мариинского училища. Учебный процесс на основе гендерного подхода – это усиленное внимание формированию чисто женских качеств и умений. На праздники девочки приглашают кадет, готовят званый ужин и устраивают балы.
Большинство учениц собираются остаться здесь и после получения общего образования: из гимназии – прямиком в колледж, за профессией, благо выбор специальностей колледж предоставляет широкий.
Но пока налажен путь в другом направлении: из колледжа студенты прямиком попадают в гимназию, на практику. Здесь они проводят свои первые уроки. Общение с ученицами не прерывается и в свободное время, ведь и те и другие живут в общежитии. Гимназистки нередко обращаются к «почти учителям» за помощью, если нужно разобраться в сложной теме. А «почти учителя» осваивают истину, что настоящий педагог не перестает им быть, заканчивая урок. Его урок длится непрерывно.
Камышлов, Свердловская область
Комментарии