search
main
0

Учитель в Чечне – профессия героическая

Читая информационные сводки из Чечни, трудно поверить, что учитель – самая мирная профессия. Вот события только одной весенней недели.
Октябрьский район Грозного. В класс, где занимались ученики младших классов, брошена граната. Дети в это время были в спортивном зале. К счастью, никто не пострадал.
Село Дышне-Ведено Веденского района. Ночью был убит 67-летний учитель.
Населенный пункт Аллерой Курчалойского района. Среди бела дня неизвестные в масках похитили директора школы. Местные жители устроили пикеты с требованием вернуть уважаемого односельчанина…

Чтобы быть учителем в Чеченской республике, мало желания нести детям радость познания мира. Необходимо мужество воина.
Зимой прошлого года эмиссары из отрядов боевиков зачастили в Урус-Мартан. Цель своих визитов они не скрывали. Легкая нажива, большие деньги, ореол горных Робин Гудов… Идемте с нами, говорили они юношам, и все это будет ваше.
Именно преподаватели Урус-Мартана первыми забили тревогу. Собрали родителей, рассказали, что за странные мужчины торчат целыми днями у школьных ворот.
Вербовщиков из населенного пункта выгнали. Более того, женщины Урус-Мартана устроили круглосуточные дежурства у школ, чтобы не допустить больше к ученикам подобных визитеров.
А вот преподаватели автуринской школы N 2 Шалинского района уже в этом году приостановили занятия в знак протеста по другому поводу. При проверке паспортного режима в селе был задержан ученик их школы А. Шахбулатов. Учителя возобновили работу после того, как юноша был освобожден.
И это не исключительные случаи, когда именно педагогические коллективы становятся самым слышимым голосом общественности.
– Нет сомнения в том, что учитель в республике – профессия героическая, – говорит министр высшего и среднего образования ЧР Лема Мухадинович Дадаев. – Им, беззаветно преданным своему делу, приходится преодолевать такие трудности, о которых в остальных регионах России просто не знают.
Вдохновитель Великой французской революции Жорж Жак Дантон однажды произнес: “После хлеба самое важное для народа – школа”.
За последние годы в Чечне тоже произошла революция – общеобразовательная. Статистика такова: более 11800 учителей ежедневно приходят в классы, чтобы передать свои знания 195 тысячам учеников чеченских школ. Там открыты двери 447 образовательных, 27 вечерних, 11 начальных школ, 3 вузов. В предыдущее десятилетие об этом даже и не мечтали.
Еще в 1986 г. Людмила Леонидовна Тарарина была назначена директором Чернокозовской средней школы Наурского района. После десятилетки и двух лет обучения в Грозненском университете попробовала себя в школе. Работала и училась – перевелась на заочное отделение университета. Вот уже 34 года преподает математику. О том периоде, когда главным законом в Чечне был автомат Калашникова, она предпочитает не вспоминать. От одной только мысли о том, полном страха времени слезы застилают глаза. А вот о проблемах насущных Людмила Леонидовна говорит с оптимизмом и легкой иронией:
– После окончания боевых действий состояние школы было очень плачевным. В наличии были только стены. Специалисты говорили: дешевле построить новое здание. Но не опускать же руки!
Людмила Леонидовна обошла кабинеты руководителей всех близлежащих промышленных предприятий. Требовала, просила, умоляла и своего добилась. Школа встретила учеников вполне работоспособной. К новому учебному году не был готов только спортзал.
– Но и его одолеем. Спасибо госхозу “Плодопитомнический” – помогли с внутренней отделкой. А работники Калиновской ПМК предоставили шифер, покрыли крышу, – не скрывает директор секрет успеха.
Вот так – с миру по нитке – восстанавливают из руин храмы знаний в городах и селах республики.
– Нельзя сказать, что мы работаем, что называется, на подножном корму, – уточняет Лема Мухадинович Дадаев. – Центр не оставил нас один на один с нашими проблемами. В Министерстве образования Российской Федерации даже существует специальный отдел, который так и называется – чеченский. Республике выделено школьной мебели на 34 тысячи посадочных мест, учебников и методлитературы – на 15 с половиной миллионов рублей… Но, согласитесь, для школ, еще три года назад представлявших собой весьма плачевное зрелище, этого мало.
Очень подвели финансисты. Средства, которые должны были еще в прошлом году начать работать на восстановление школ еще в январе-феврале, поступили к нам после первого сентября. Поэтому педагогические коллективы рассчитывают на любую помощь. Хотя бы потому, что еще 68 школ – в руинах, а более 200 нуждаются в капитальном ремонте.
В селении Катыр-Юрт Ачхой-Мартановского района после бомбежки 2000 г. в школе не уцелело ни одного помещения. Глава администрации района Ш. Бураев обратился к представителям Датского совета по делам беженцев с просьбой о помощи. Как объект первостепенной важности она была включена в программу восстановления. Датчане завезли 400 листов шифера, 4 тонны цемента.
– Международные гуманитарные организации только в этом году восстановят 10 школ, – говорит заведующий Шалинским районным отделом образования Хажи Умаров.
На долю учеников Шалинского района зимой выпали особые испытания. В связи с эпидемией вирусного гепатита большинство школ были закрыты. Наверстывать упущенное оказалось делом затруднительным по причине… все той же гуманитарной помощи.
Дело в том, что к началу учебного года сюда поступило более 2000 учебников. Радости преподавателей не было предела. Но когда открыли страницы поступившей книжной партии, испытали шок разочарования. Большинство книг были рассчитаны на физико-математические или гуманитарные спецшколы с углубленным изучением школьных дисциплин. А о каких особых знаниях можно говорить, если многие ученики – по возрасту уже девятиклассники – сейчас осваивают программы только пятых классов?!
По другому пути пошел заведующий райОО Гудермесского района Саидпаша Алхазов. Подконтрольное ему хозяйство было, мягко говоря, не в идеальном состоянии. К началу 2000 г. 12 школ района были разрушены буквально до основания еще в первую чеченскую кампанию, во всех остальных разбиты окна, повреждены крыши. Не было никакой возможности запустить системы отопления.
– Путь возвращения к разумному, вечному, доброму такой же, как и во всей Чечне: рады любой помощи, – рассказывает Саидпаша. – Нелегко было включить школьные объекты в план ремонтно-восстановительных работ управления капитального строительства. Слишком уж большой был объем. Но на помощь пришли местные организации. Свое веское слово сказали родители – приходили работать в школах бесплатно. По просьбе постпреда представительства нашей республики в Санкт-Петербурге комитет по культуре и образованию администрации северной столицы собрал более 30 тысяч учебников. 25 тысяч учебников к новому учебному году привезли сотрудники ФСБ. Министерства образования Чеченской республики и России тоже не остались в стороне. На каждую школу выделено по одному комплекту справочно-методической литературы, 2000 комплектов ученической мебели, 1500 листов шифера, классные доски и даже автотранспорт.
Шесть школ района получили компьютерные классы.
Впрочем, в республике стараются не зацикливаться только на школьной программе и поддерживают нестандартные и внеклассные формы обучения.
Не секрет, что во время правления так называемого “правительства независимой Ичкерии” приоритетным являлось исламское образование. Откровенно игнорируя светские науки, делали ставку на богословские медресе. Большинство подобных духовных учреждений (не без помощи того же “правительства”) по прошествии времени перешли от преподавания истин традиционного ислама в сторону крайне агрессивной его ветви – ваххабизма. Впрочем, если быть объективным, в конце девяностых подобным уклонизмом “грешила” не одна только Чечня. Десятки богословов из Саудовской Аравии заполонили тогда медресе и мечети Татарстана. Подобная “мягкая экспансия” проходила и на дагестанской земле.
Сеть духовных учебных заведений в Чеченской республике не разрушена. В 1997 г. на первом этаже старой мечети Урус-Мартана было образовано подготовительное отделение Грозненского исламского государственного университета. Там преподавали богословие, арабский и английский языки. Среднее образование не предусматривалось.
– Не предусматривается оно и сейчас, – рассказывает директор медресе Эльвира Мугданова. – И это не наши обязанности. Наша задача – воспитать духовно наполненного человека.
В Исламском государственном медресе Ачхой-Мартановского района (а именно так с прошлого года именуется эта духовная школа) сегодня 80 человек. Кроме классических для этого учреждения предметов обучения, в ней получают основательную подготовку по русскому и английскому языкам, информатике.
– Все – и обучаемые, и преподаватели – ждут восстановления работы Исламского университета в Грозном, – делится своими чаяниями директор. – И наши надежды небеспочвенны. Глава администрации республики Ахмат Кадыров пообещал, что университет будет восстановлен.
А вот заведующий районным отделом образования Шелковского района Юсуп Сайханов очень гордится тем, что в станице Шелковской вот уже второй год радует детей и родителей местный Дом творчества. 11 его отделений с удовольствием посещают около 300 школьников. Дом творчества по праву гордится учеником десятого класса Алибеком Абдулсалимовым. Алибек учится в музыкальном отделении по классу фортепиано. Помимо прекрасного знания инструмента, исполняет песни на чеченском, русском, английском и турецком языках.
Жемчужиной национального искусства вышивания назвал глава районной администрации кружок “Золотая игла” под руководством Умисат Садулаевой. В полный голос заявил о себе самодеятельный театр школьников, работающий “под крылом” Хадижат Саликовой. Недавно там поставили пьесу для дошколят под недетским названием “Экологическая катастрофа”. Увы, тематика не случайна. Но это отдельная тема.
– Восполнить знания можно, – говорит Елизавета Давлетмурзаева, директор лучшей в Грозном школы N 14. – Гораздо тяжелее излечить нанесенные боевыми действиями психические травмы.
Жестокий мир взрослых не обошел детские души. Когда чеченские школьники выезжают на каникулах к морю (по статистике Министерства образования ЧР, каждый третий ученик лето или часть других каникул проводит вне пределов республики), на морском песке они строят не замки, а бомбоубежища и танки.
Одна из девочек глубоко порезала руку стеклом и заплакала. Увидевшие это подружки радостно захихикали, показывая пальцами на выступившую кровь. А ведь это была группа пятиклассников, которые уже знают, что такое сочувствие и милосердие.
– Какие же они все-таки жестокие, – вырвалось у наблюдавшей за этой картиной директрисы пансионата.
Руководитель группы, учительница истории Роза Атабаева ничего не сказала в ответ.
О чем говорить? О том, что 25 тысяч детей в Чечне имеют лишь одного родителя, 2 тысячи – полные сироты, а 5 с половиной тысяч прямо или косвенно из-за войн стали инвалидами?! Такими “страшилками” статистики сегодня вряд ли кого-нибудь удивишь.
Или поведать о том, как дети добирались до черноморского курорта? Вначале автобусы сопровождали боевые вертолеты. А у села Гехи-Чу школьники и вовсе стали свидетелями перестрелки. Один из автомобилей шедшей навстречу военной колонны подорвался на фугасе. Окна близлежащего дома замигали вспышками автоматных очередей. Полтора часа школьники и учительница пролежали на земле, закрыв ладонями головы.
– Пожалуй, это одна из самых трудноразрешимых проблем, – согласился министр образования республики. – Наши дети в подавляющем своем большинстве – свидетели боевых столкновений или террористических актов. Им всем нужна психоаналитическая помощь. А взять столько психологов просто неоткуда. И если в школах Грозного психолог – не такая уж редкость, то, к примеру, в Шаройском районе об этом даже и не мечтают.
Шаройский район – это то самое труднопроходимое высокогорье, который охраняют сторожевые башни, возведенные еще в позапрошлом веке рабами Шамиля. Во всех четырех школах района обучаются чуть более 120 детей. Зимой каждый четвертый школьник не посещал там занятия из-за отсутствия теплой одежды. Весной столько же не придут в классы, потому как погонят отары на горные пастбища.
Но ведь и в центре России сотни таких вот бесперспективных деревень, где детям также нелегко.
И все же в республике твердо уверены, что плоды общеобразовательной революции уже никому не отнять.
– Правительством принята программа молодежной политики, которая только в этом году будет профинансирована на 250 миллионов рублей. Львиную долю средств из этой суммы мы планируем определить на приоритетную нашу цель – реформу школьного образования, – раскрывает свои планы Лема Мухадинович .- Ведь это главная задача любого правительства – сделать детство по-настоящему счастливым.

Александр САПРОНОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте