search
main
0

Учитель в авторитете Уважения три века ждут

На сегодняшний день профессия учителя – одна из наименее престижных. Многие учителя просто стесняются называть свою профессию при знакомстве. Пожалуй, лишь в деревнях учителя, врача и председателя уважительно называют на вы, остальных – на ты. Да и то это скорее дань уважения к личности, учившей почти все население деревни, нежели действительное уважение к профессии.

За что же нас не уважают?
Во-первых, за равнодушие (истинное или мнимое) к детям. Когда к учителю подходят родители и со смущенной улыбкой спрашивают: “Ну как там мой Саша?”, зачастую ему мучительно стыдно, но он не может вспомнить ни какой это Саша, ни “как он там”. Да и как он это может сделать, если у него одновременно учится до 500 человек.
Во-вторых, за некомпетентность. Да, да, именно так считают большинство родителей, ведь они вынуждены тратить немалые средства на дополнительные занятия по многим предметам. Это не только иностранный язык, который более-менее можно освоить лишь в спецшколе, но и математика, русский язык и многие другие предметы. А когда наступает пора подготовки в вуз, процесс обучения вообще переходит в руки репетиторов.
В-третьих, за зарплату. Действительно, как можно уважать человека, получающего такие деньги? Попробуйте спросить любого учителя, сколько он получает, большинство застесняются и ответят: “Коммерческая тайна”. Парадокс, но стыдно за свою зарплату учителям, а не государству, на которое учитель работает.
Говорить же о пенсионном обеспечении учителей просто язык не поворачивается. Уход учителя на пенсию сейчас не грустное расставание с любимым делом, а трагедия. Из малообеспеченного служащего учитель моментально становится нищим, живущим где-то далеко за чертой бедности. Учителя пенсионного возраста, вымотанные 40-50-летней работой в школе, продолжают изо всех сил держаться за работу, а у директоров школ просто рука не поднимается отправлять их на пенсию – в пропасть беспросветной нищеты.
В-четвертых, за бесправие и безответственность. Это для первоклашек учитель велик и всемогущ, а для всех других – пустое место. Есть даже поговорка: “Если не умеешь ничего делать – иди учить”. Поучать учителя, как надо работать, не стесняются ни родители, не имеющие никакого отношения к педагогике, ни бюрократы от педагогики, бежавшие некогда от школы как черт от ладана. Вот уж воистину “как надо лечить и учить, у нас знают все”. Учителя лишают даже его “священного” права – ставить двойки. Набирающие силу тенденции “щадящего обучения”, когда во главу угла ставится задача создания психологического комфорта для ученика, отказ от травмирующих психику двоек и методов воспитания, на первый взгляд отвечают самым высоким идеалам гуманизма, но они далеко не новы. Откройте комедию Аристофана “Облака”, написанную в 420 г. до н.э. В основе ее вполне современная проблема: “Как обучать и воспитывать – по-старому, в строгости и тяжком труде, либо по-новому, потакая желаниям и слабостям ребенка?” Так же как и в начале ХХI века, в Афинах IV в. до н.э. стали побеждать реформаторы. За 2400 лет проблемы не изменились, впрочем, люди тоже.
Учитель виноват во всем: в том, что ученик не ходит в школу, в том, что он не желает учиться, в том, что родители не ходят на собрания, в том, что им наплевать на собственного ребенка. Классический вопрос несчастному классному руководителю, у которого ребенок не ходит в школу: “А что вы сделали, чтобы вернуть ребенка в школу?” А что можно сделать, если из-за дверей квартиры этого ребенка слышен лишь звон стаканов да отборный мат? Вот и пишет учитель никому не нужные бумажки, оправдывающие его беспомощность.
Сейчас правительство собирается всерьез заняться проблемой беспризорности, принявшей в нашей стране самые катастрофические формы, но уже ясно проглядывают попытки возложить ее решение на учителей. Хочется напомнить, что 80 лет назад эту же проблему смог решить лишь самый мощный государственный репрессивный орган – ЧК.
За последние почти сто лет только два произведения о школе не вызывают у учителей глухого раздражения: роман “Педагогическая поэма” (30-е годы) и фильм “Доживем до понедельника” (60-е годы). Все остальное, что пишется и снимается о школе, это либо откровенная комедия, либо пародия с претензией на реализм. Чудо, что многих учителей у нас еще любят и уважают, но это опять-таки дань их личностям, а не создаваемому образу.
Все вышеперечисленное и многое другое приводит к тому, что педагоги по образованию в школу не идут. Осенью 2001 года преподаватели педагогических вузов из Голландии на встрече с российскими коллегами пожаловались, что только 75% их выпускников идут работать в школу. Каково же было их изумление, когда они узнали, что этот показатель у нас колеблется где-то в пределах 15-20%. Педагогические вузы уже давно готовят в основном кого угодно, но не школьных учителей.
Учитель – фигура в обществе, имеющая колоссальное, но недооцененное значение. Именно он формирует знания, взгляды и моральные принципы подрастающего поколения. И формирует их по своему образу и подобию, а не по директивам руководства. От того, каков наш учительский корпус сегодня, напрямую зависит, каково будет мировоззрение завтрашнего российского общества и каково будет нашему поколению в нем.
На сегодняшний день состав учителей – лишь отражение современного общества, причем далеко не самой активной его части. За последние 10-15 лет школы потеряли тот большой контингент учителей, который считал педагогику не призванием, а профессией. Ушли грамотные профессионалы, ответственно относящиеся к трудовым обязанностям. Их добросовестность и исполнительность нашли свое применение в других областях. И задача федеральных органов – не столько модернизировать содержание обучения, сколько создать предпосылки и систему притока в учительскую профессию лучшей части нашего социума. Многое тут напрашивается само собою.
Во-первых, решить проблему заработной платы не в виде подачек, компенсирующих инфляцию, а кардинально.
Во-вторых, четко определить права и обязанности учителя, его социальные гарантии и статус. В Германии, например, зарплата учителя государственной школы тоже сравнительно невысока, но гарантии государства в области пенсионного обеспечения и льгот таковы, что текучки кадров в школах почти нет. Да и статус учителя там определен как государственного служащего достаточно высокого уровня. Немцы – народ чрезвычайно работящий, но учитель там никогда не станет делать чужую работу, которую на него попытаются взвалить, он четко знает, что он должен делать, а что должен делать кто-то другой.
Конечно, эти меры требуют больших денежных вложений, но есть резервы и при уже существующем финансировании. Государство совсем не обязано готовить специалистов для коммерческих структур за свой счет. Давно пора перейти на контрактную основу подготовки учителей, как это сделали военные. После окончания педагогического вуза специалист, обучавшийся за счет бюджетных средств, должен будет либо отработать 5 лет в государственной школе, либо оплатить свое обучение. Слава Богу, эти идеи наконец-то появились в Программе модернизации российского образования. Будем ждать их реализации.
Но только экономическими методами проблему не решить, хотя без них вообще ничего не выйдет. Необходима система мер, способствующих притоку в учительскую профессию наиболее талантливой и мотивированной молодежи, а для этого нужно создавать соответствующий положительный образ педагога в умах людей. Говоря языком современности, нужна серьезная, грамотная рекламная кампания с привлечением наиболее талантливых писателей и кинематографистов. Это должны быть не рекламные ролики, заставляющие немедленно переключать телевизионный канал, а высокохудожественные произведения, достойные формируемого образа учителя. Когда-то один только фильм “Офицеры” привел в армию многих, были и другие очень удачные фильмы, рекламирующие профессию военного. Ничего подобного для нашей педагогической системы сделано не было.
Кроме того, нуждается в реформировании система управления школами, она громоздка, неэффективна и до предела бюрократизирована. Существующая система направлена скорее на сбор статистической информации да на карающие “оргвыводы”, а отнюдь не на руководство школами. Сколько талантливых учителей сначала безысходно вопрошали: “Зачем все это надо?”, а потом уходили из школы не в силах найти смысл в бессмысленном бумаготворчестве.
Российский учитель заслуживает уважения и доверия. Несмотря ни на что, он пронес через десятилетия лучшие качества человека и продолжает “сердце отдавать детям”. Но престиж его профессии должен зависеть не столько от способности к самопожертвованию, сколько от отношения к нему государства.

Василий ВАШКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте