Работа над проектом – это результат слаженного союза ученика и учителя. Всякий учитель, начиная какое-то большое дело со своими учениками, разрабатывает собственную стратегию, алгоритм, по которому и строится работа. На этапе включения учащихся в рабочий процесс алгоритм этот озвучивается. Чаще всего дети соглашаются с предложением учителя. А еще можно задать наводящий вопрос (иногда много вопросов) и получить нужный ответ.
Иногда все происходит по-другому: учитель задает вопрос и… получает ответ, который совсем не ожидал услышать. Или, озвучив свою точку зрения, слышит: «Может, лучше сделать вот так?..» И вот тут происходит столкновение двух разных точек зрения: взрослой (и не просто взрослой, а учительской!) и детской. Может в такой ситуации учитель уступить?Поделюсь своим опытом. Некоторое время назад я решила, что моим ученикам пора попробовать свои силы в серьезном конкурсе. Мы стали снимать фильм, тема – «Я в мире. Мир во мне». «Ребята, а как вы понимаете фразу «Я в мире»?» – задала я первый вопрос. И получила ответ. «Я в мире – это я, это человек, который живет в мирное время, без войны!» – перебивая друг друга, отвечали дети. И второй вопрос: «А что значит мир во мне?» И снова удивительный ответ: «Чтобы жить в мирное время, без войны, нужно, чтобы мир был у нас внутри, в сердце и душе!» И в тот самый момент мне стало совершенно ясно, что детские ответы были не просто правильными, а единственно возможными. А дальше были рассуждения о мире в душе и о том, чего нам не хватает для этого. Ребята вспомнили о любви (к маме и друг другу), о силе (не только физической, но и духовной), о смелости (подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны – вот настоящая смелость, решили дети), о дружбе, понимании и о многом другом. Этот урок пошел на пользу не только детям, но и мне. Детское мнение может отличаться от мнения учителя. Детские идеи могут быть интереснее идей учителя. Но для достижения наилучшего результата необходимо сотрудничество, партнерство учеников и учителей. Нам важно не передать знание в готовом виде, а направить к этому знанию.Современные дети – это дети, которых нужно слушать, их идеи нужно реализовывать, с ними необходимо сотрудничать.Говорят, что истина рождается в споре. Опыт работы учителем начальных классов подсказывает, что, когда имеешь дело с детьми, не всегда нужно спорить. К детям нужно прислушиваться, им нужно давать свободу, с ними нужно сотрудничать (оговорюсь, что, на мой взгляд, это очень трудно, но жизненно необходимо). Часто детям дано заметить что-то такое, что трудно разглядеть учителю. Астхик АКОПДЖАНЯН, учитель начальных классов школы №374P.S. Фильм мы все-таки сняли и даже победили в конкурсе!
Комментарии