Шестого декабря 2025 года в Набережных Челнах Республики Татарстан прошли VII Республиканские Педагогические Чтения по гуманной педагогике «Учитель, твори во мне духовность!».

На площадке Полилингвальной гимназии №59 «Адымнар-Чаллы» выступили эксперты международного уровня: Артем Симонович Соловейчик – доктор психологических наук, главный редактор издательства «Первое сентября», директор Центра индустрии образования Сбера; Марина Николаевна Абрамова – социальный педагог московской Школы №1212, Почетный работник общего образования РФ, ученый секретарь Международного центра гуманной педагогики, Рыцарь гуманной педагогики и Мариам Амонашвили-Давитинидзе (Грузия) – сооснователь «Академии Амонашвили» и детского сада «Авторский Сад Амонашвили».
Чтения призваны объединять для сотрудничества учителей и родителей, которые ищут новые и одухотворенные решения в образовании.
В ходе работы был глубоко осмыслен вопрос: «Как учителю творить духовность в детях и взрослых?». Каждый на примерах выступлений ведущих спикеров, мастер-классов, находок лучших педагогов и управленцев, фейерверка педагогических идей и в ходе размышлений, творческого поиска и обмена опытом убедился, что «учитель – творец радости и духовного роста, сильный в Духе человек способен окрылять и устремлять».

Главное – глубокое желание педагога развиваться самому и развивать воспитанников, совершенствовать свой, а затем и их Дух.
Дух… Душа… Духовность… Где искать истоки? Все ответы у классиков. Именно поэтому каждые Чтения в городе начинаются с музыкального или театрального пролога о педагогах-новаторах. Например, в этом году трио театра «Ключ» возвышенно представило идеи Василия Александровича Сухомлинского, Марии Теклы Артемизии Монтессори и Константина Дмитриевича Ушинского.
Неформально подошла к приветственному слову заместитель начальника Управления образования Набережных Челнов Рахима Равильевна Касимова. Она поделилась радостью: на последнем слете молодых педагогов города трое начинающих специалистов сказали, что считают своей главной заслугой за первый год работы в школе – детей, которые благодаря их деятельности стали ходить на уроки, более того, ходить с удовольствием.
Далее началась серьезная глубокая работа. Безусловно, присутствующие еще долго будут обсуждать и, что немаловажно, – пересматривать (одна из «фишек» работы Регионального отделения центра гуманной педагогики в Татарстане – записывать на видео выступления спикеров и делиться записями с участниками) размышления Артема Симоновича Соловейчика; лекцию, перетекшую в урок и заставившую плакать, от Марины Николаевны Абрамовой; яркое выступление Мариам Амонашвили-Давитинидзе.

Но формат статьи не дает возможность их стенографировать, поэтому давайте обратимся к приветственному слову невероятно скромного, но очень деятельного человека, дела которого говорят сами за себя. Приведем лишь несколько примеров, которые были бы не возможны без педагога-личности. 25 ноября 2024 года в школе №15 города Нижнекамска открылся первый в России школьный музей гуманной педагогики. Казань и Набережные Челны стали одними из городов, в которые приехал Шалва Александрович Амонашвили осенью 2025 года после тяжелой операции. Факт создания музея впечатлил классика настолько, что Учитель согласился передать личные вещи в его фонд. На Чтениях можно было увидеть и триумфаторов XII Общероссийских педагогических чтений по гуманной педагогике в Волгограде из Многопрофильного лицея №37 Нижнекамска Н.Г. Гришину, Д.А. Рахову, А.П. Васильеву и С.В. Корноухову с лабораторией «Искусство пробуждать душу: воспитание духовности через творчество» и педагога дополнительного образования Гимназии «Умное поколение» города Набережные Челны Л.А. Волостнову с гениальным мастер-классом «Зачем человеку крылья?», и многих других талантливых гуманных педагогов.

Сложно поверить, но я вел речь о работе руководителя Регионального отделения центра гуманной педагогики в Республике Татарстан Файрузе Зуфаровне Мустафиной. Файруза Зуфаровна на правах организатора и хозяйки Чтений в доверительной беседе рассказывала, как она, как педагог, как человек, не взращивает, а творит духовность в себе и в детях (Ш.А. Амонашвили взвешивает каждое слово, поэтому важно не взращивать, а вторить) и привела притчу: «Один человек все успевал. Все делал с радостью и у него были результаты. А второй суетился, но никогда не успевал. Секрет первого был прост: «Когда я чищу снег, я чищу снег, когда пью чай, я пью чай. Я нахожусь здесь и сейчас. Я чувствую время. А второй думал о грядущей минуте, и ни в одном деле его не было целиком. Для духовного роста нужно чувствовать время».

Файруза Зуфаровна Мустафина поделилась своим опытом поиска:
– Изучив литературу от религии до квантовой физики, я пришла к выводу, что духовная сила – это из непроявленного мира и антология человека (она заложена). Например, все говорят правду или неправду. Неправду выдают за правду. Но никогда ни один человек не выдает правду за ложь. Может быть, это детское рассуждение. Но в нем есть очевидный вывод: человек имеет внутреннюю потребность к красоте, добру и справедливости. Это заложено в нас.
Шалва Александрович Амонашвили говорит, что человеку дается 3 программы вне зависимости от национальности или других признаков: возможности взрослеть, развиваться и свобода воли. Это и есть сила духовного начала. Или, если говорить просто, энергия, которая не разрушает.
С моей точки зрения, чтобы иметь духовную силу, нужно относиться к людям с уважением, творчество, которое заложено Творцом. Александр Григорьевич Асмолов на одной из последних конференции сказал, что трагедия современных педагогов в том, что мы безнадежно отстали от детей. Отстали в формах и способах понимания мира. Выход – научить ребенка удивляться самому себе.
Я удивляюсь Чтениям, удивляюсь Мариам Амонашвили, которая приехала из Грузии вместе с маленьким ребенком, удивляюсь вам, которые пришли в этот зал в субботу. Если будет любопытство, удивление, то возникнет критическое мышление и состоится духовный рост. А что в основании его? Любовь. Самая мощная энергия – энергия любви.
Если у нас будет уважение ко времени, творчество с точки зрения сотворца, любовь и радость – мы с вами на верном пути.
Важно единство учитель-ученик. Учитель – относительная форма, ученик – вечная. Когда учитель отождествляет себя с профессией, но не с учеником, он перестает развиваться. И это трагедия для него. Наша задача – учиться.
Молодежь неопрятно ходит. В рваной одежде, с неопрятными волосами. Я порчу свой инструмент для духовного роста.
Нужно не входить в относительную позицию – форму учительства, иначе будет внешний мир, а нужна внутренняя работа. Этого же требует и время.
Ежегодно 1000 человек проходит курсы повышения квалификации учителей в Академии менеджмента г. Набережные Челны мы не разу не видели педагога, который бы не принимал идею гуманной педагогики. Учителя понимают ее и начинают вытаскивать себя.
Михаил Петрович Щетинин, друг Шалвы Амонашвили, автор книги «Школа третьего тысячелетия», который неоднократно приезжал в Набережные Челны, писал: «Познать себя – значит объять необъятное. Мы уже не можем строить педагогику на отношении человек-человеку. В нашу среду обитания решительно вошла Вселенная. Педагогика стоит у истоков грандиозных изменений в осмыслении ее сущности, ее роли в продвижении человечества на пути в обеспечении самой возможности быть человечества».
Альберт Эйнштейн отмечал: «Детская игра гораздо мощнее, чем ядерная бомба». Мощнее по своей энергии развития и роста. А мы малышам сегодня не даем играть. Ты человек, и звучание твое во Вселенной будет все мощнее, торжественнее, радостнее. Это и есть педагогика высших ценностей, предельных. Как замечательно, что у нас есть ключи для нашего духовного роста.

Отдельные слова благодарности хочется высказать мэру города Набережные Челны Наилю Гамбаровичу Магдееву и советнику мэра по образованию, руководителю Регионального отделения центра гуманной педагогики в Татарстане Файрузе Зуфаровне Мустафиной за создание площадки для духовного развития педагогов!
Авторы: Павел Сергеевич Учиров, Анастасия Олеговна Учирова, учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №20» города Набережные Челны Республики Татарстан

Комментарии