search
main
0

Учитель – тот, кто учится сам!

А личный пример - лучший инструмент в педагогике

С 25 по 27 октября в подмосковном Солнечногорске в мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» прошел завершающий модуль программы постсопровождения победителей первого профессионального командного конкурса для педагогов президентской платформы. Программа называлась «Мастерская для учителей «Среда обучения». Участниками проекта стали более 65 победителей профессионального командного конкурса для педагогов. Программа «Среда обучения» состояла из трех модулей, два из которых проходили дистанционно. Они были ориентированы на цифровизацию образовательного процесса и организацию эффективных дистанционных программ. Программа очного модуля дробилась на несколько тематических блоков: «Инновационные практики в образовании «Образ будущего и инструменты настоящего», «Инструменты вовлечения и мотивации в педагогической деятельности», «PR и GR в образовании». «Учительская газета» выступила информационным партнером мероприятия.

Дефицит общения и навыки профессий будущего

Старт обучению был дан панельной дискуссией на тему «Образ будущего системы среднего образования». В современном мире, с точки зрения экспертов – участников дискуссии, роль педагога меняется и становится более важной – он уже не просто «поставщик новых знаний», но и наставник, при этом также увеличивается воспитательная составляющая образовательного процесса. При этом современные педагоги должны хорошо разбираться в цифровой среде, а само образование – стать более индивидуальным и отвечать на запросы каждого ученика.

С точки зрения Татьяны Черниговской, доктора филологических наук, доктора биологических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, члена-корреспондента РАО, будущее страны, а не только образования как такового в первую очередь зависит от учителей, и сегодня педагоги являются для общества такими же важными людьми, как врачи. «Роль учителя сильно поменялась, и он единственная, можно сказать, надежда ребенка, вокруг которого все бегут, все кричат: «Смотри онлайн!» Недостаток человеческого общения стал очевиден во время и после пандемии», – говорит Черниговская..
Эксперт подчеркнула, что увеличивается ответственность учителя за воспитание подрастающего поколения на фоне создания новых высокотехнологичных образовательных инструментов: «Появились гигантские возможности попадания туда, куда ранее не мыслили попасть. Но при этом учитель не будет заменен никогда, потому что эмоциональная и теплая человеческая сфера – это не десерт, и она не второстепенна».

Немаловажными составляющими для современного педагога, с точки зрения организаторов «Среды обучения», являются умение работать в команде и готовность применять новаторские практики в своей работе.

«Сегодня у нас уже есть сообщество учителей – это победители профессионального конкурса, которые готовы меняться и менять мир вокруг себя. Хотелось бы, чтобы это сообщество продолжало существовать как внутри платформы «Россия – страна возможностей», так и вовне, делилось опытом и продолжало находить ответы на вопросы, которые возникают в работе педагогов», – отметил руководитель конкурса «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Андрей Богданцев. Он добавил, что образовательная программа «Среда обучения» также является ответом на запрос педагогического сообщества.

Помимо этого Андрей Богданцев рассказал, чем продвижению педагогов может способствовать участие в новом Всероссийском профессиональном конкурсе «Флагманы образования». Этот проект направлен на поиск и развитие перспективных управленческих кадров в образовательной среде. Зарегистрироваться на трек «Флагманы образования. Школа» участники могут до 30 ноября 2021 года на сайте https://флагманыобразования.рф/.

Проректор по образовательной деятельности мастерской управления «Сенеж» Мария Афонина подчеркнула важность программ АНО «Россия – страна возможностей» для получения и развития навыков, необходимых для профессий будущего. По ее мнению, в мастерской управления «Сенеж» каждый педагог может посмотреть на профессию шире. «На наш взгляд, это вполне логично, потому что, во-первых, пока мы не знаем многих профессий будущего, а значит, формирование необходимых для них навыков возможно лишь с большой долей условности. Во-вторых, реальность меняется очень быстро, новый мир уже здесь, причем этот мир «текучий и быстро меняющийся», – резюмировала Мария Афонина.

Образование не для всех, а для каждого

Директор проектов Центра проектов направления «Молодые профессионалы» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Евгений Малеванов акцентировал внимание на том, что в быстро меняющемся и непредсказуемом мире учитель должен будет на­учиться воспринимать себя как навигатора. По его словам, в ближайшем будущем общество и образование как таковое ждет в первую очередь переосмысление понятия «инклюзия»: «Сейчас становится понятно, что обычного большинства нет, все дети разные и у всех есть свои особенности. Важно сделать так, чтобы образование было не для всех, а для каждого».

«Программу «Среда обучения» можно рассматривать как запрос со стороны педагогов, уже имеющих опыт, на получение новых, практических навыков, которые будут необходимы им для дальнейшего развития», – обозначила свою позицию Ингрид Пильдес, директор Академии талантов Санкт-Петербурга. «Прекрасно, что мастерская управления «Сенеж» в дальнейшем сопровождает участников всех своих проектов», – добавила эксперт. Затрагивая тему инклюзии, Ингрид упомянула, что даже на экономических форумах уже введено это понятие. Речь не всегда идет о детях с особенностями развития – с ограниченными возможностями здоровья, социально незащищенных, – но о любом необычном проявлении, в том числе одаренности. «Если мы говорим о нестандартном подходе, слово «инклюзивный» уместно. А стандартизировать мы уже не можем, поскольку понимаем: запрос общества поменялся. Если будем дальше стричь учащихся под одну гребенку, мы обретем не меньше, а больше проблем», – считает Пильдес

Педагогика для трудных и талантливых

Итак, из рассуждения про инклюзию становится понятно: под это определение подпадают не только ученики с особыми потребностями, но и ребята со сложным характером – трудные подростки и одаренные дети. Как ни парадоксально, к этим двум категориям можно разработать общий педагогический подход, но далеко не каждому учителю дано справиться с такой задачей без специальной подготовки, придется постараться! Как отметила Анастасия Ковалева, эксперт Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, дыма без огня не бывает. К сожалению, зачастую родители свои обязанности по воспитанию ребенка перекладывают на педагогических работников, что бывает чревато конфликтными ситуациями.

«Тихие троечники всегда за бортом. И важно им тоже рассказывать о существующих мерах поддержки, помогать находить таланты, пробовать и раскрывать себя, быть важными в коллективе. У ребят есть колоссальный запрос на это. К сожалению, мы сами не всегда умеем коммуницировать со своими детьми. И когда происходят буллинг, конфликты, родители задают вопрос: «Почему это произошло с моим ребенком, ведь он отличник и у нас все хорошо?» Перед этим всегда что-то происходит в жизни. И не только учителям, но и родителям нужно замечать и разрешать эти ситуации», – подвела черту эксперт.

Ковалева также обратила особое внимание на то, что у современных учителей будет достаточно времени на детей тогда, когда их не будут перегружать отчетностью. «Методичка для педагогического работника должна быть простой, короткой, четкой и понятной. Но наших учителей и воспитателей зачем-то снова заставляют «Войну и мир» от бюрократии читать!» – посетовала Анастасия.

Роль педагога в раскрытии талантов ребенка огромна. Как у трудного, так и у одаренного не только школьника, но и студента должен своевременно появиться наставник, который понимает, как создать для наставляемого ситуацию успеха, считает Ингрид Пильдес. «Функция учителя – увидеть способности и таланты детей, научить добиваться результата. У нас был показательный опыт, который мы сохраняем. Мы проводили точечные проекты с особенными детьми. И результат ошеломил не только нас как педагогов, но и самих ребят. Они увидели реальный продукт, сделанный их руками, и поняли собственную ценность», – поделилась успешным опытом Пильдес.

Ни шагу без «цифры»!

Подводя итоги программы «Мастерская для учителей «Среда обучения», участники и организаторы были единодушны во мнении: в педагогических реалиях сегодняшнего дня без высоких технологий никуда. Однако для учителей гаджеты и социальные сети могут стать как помощниками, так и соперниками. Особенно в борьбе за формирующееся сознание юной личности.

Среда формирует и реальность, и сознание. Происходит смещение авторитетов. «Современному педагогу достаточно трудно конкурировать с представлениями виртуальной среды без понимания того, как устроена система медиакоммуникаций. Глобальная конкуренция – это навязанная гонка, в которой можно постоянно догонять, если не выработать алгоритма генерации идей и не создать отечественные платформы для их распространения», – констатировал Михаил Канавцев, программный директор «Мастерской новых медиа» мастерской управления «Сенеж». Эксперт высказал неожиданное для нашего времени суждение о гибких навыках: «Soft skills полезны обществу альтруистов, так как они усиливают стремление людей созидать, но вредны для социума эгоистов: из последних по мере их гибких навыков прорывается наверх инфантильная составляющая – эгоцентризм, усугубляя социальные и межличностные проблемы».

Для того чтобы преуспеть, современному педагогу необходимо вый­ти из зоны комфорта и начать активно пользоваться цифровыми возможностями и платформами. Директор направления по взаимодействию с пользователями «Сферум» Вадим Жуков считает, что большинство учителей относятся к цифровизации образовательных процессов позитивно и выражают к ней готовность, ведь цифровые инструменты отлично дополняют традиционное образование.

Педагоги активно внедряют в ежедневную практику цифровые образовательные инструменты независимо от своего возраста и места работы. «У нас есть чат, в котором шесть тысяч администраторов образовательных учреждений из разных регионов страны. Он не замолкает никогда, все постоянно общаются и переписываются, педагоги приходят туда со своими идеями, – поддержал новаторов в своем выступлении Жуков. – Сейчас у учителей есть большое количество бесплатных курсов и возможностей для обучения и развития. Главное, чтобы были желание и усидчивость. Учитель же является учителем, пока хочет учиться сам!»

Анна Завалина, руководитель направления «Педагогика» мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей», считает, что основным результатом мастерской для учителей «Среда обучения», которая была сформирована из запросов педагогов, является методическая копилка практических инструментов.

«В методическую копилку входят не только психолого-педагогические технологии, но и образовательные инструменты, позволяющие формировать и развивать сообщество в школе и за ее пределами, внедрять новые подходы работы с родителями, проектировать дизайн образовательной среды, развивать надпрофессиональные компетенции у всех субъектов образовательного процесса, включая такие компетенции, как визуальные коммуникации и межпоколенческие коммуникации. Отдельным важным показателем высокого уровня вовлеченности является формирование устойчивого межрегионального сообщества учителей, которые планируют продолжать свое сотрудничество в рамках инициатив, спроектированных на проектной сессии, таких как продюсерский центр учителей, система профориентационной работы, школа полного дня», – убеждена Завалина.

Алена ЮРЧЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте