Ежегодная августовская конференция педагогов Ставропольского края прошла в курортном Железноводске 20 и 21 августа. Городской Дворец культуры принял 500 работников образования, приехавших из всех городов и районов края. Впервые делегаты прошли на свою конференцию по красной ковровой дорожке! И еще одна замечательная особенность – две знаковые даты стали лейтмотивом праздника: 95‑летие «Учительской газеты» и 30‑летие Всероссийского конкурса «Учитель года».
Успешного старта нового учебного года участникам конференции пожелали заместитель председателя правительства Ставропольского края Ирина Кувалдина, председатель Думы СК Геннадий Ягубов, депутат ГД РФ Ольга Казакова, мэр Железноводска Евгений Моисеев.
Градус праздничной атмосферы в зале подняли слова первого заместителя главного редактора «Учительской газеты» Ирины Димовой. Она сказала, что уже не впервые приезжает в край и делает это с радостью. Радостно видеть, как педагоги края, участвуя в различных инновационных проектах, добиваются заметных успехов. В прошлом году учитель английского языка из Ессентуков Анастасия Ляховец вошла в число 15 лучших педагогов в финале Всероссийского конкурса «Учитель года». Отрадно видеть заботу губернатора края Владимира Владимирова и его помощника по вопросам образования Елены Букши в вопросах развития и совершенствования образовательной сферы.
С докладом на конференции выступил министр образования края Евгений Козюра. За десятки лет учительства мне приходилось слышать отчетные доклады. Обычно они строились по принципу «недостатки у нас есть, мы их не замалчиваем, но достижения явно преобладают». Достижения в крае есть, на наших глазах за последние годы построено много новых школ, детских садов, бассейнов при них, однако акцент в своем выступлении Евгений Николаевич сделал на проблемах, которые следует решать всем вместе.
Увеличение материальных вложений в образование – это, конечно, замечательно. Но гарантия успеха в воспитании и образовании школьников – это яркие, увлеченные, творчески работающие учителя! И второй день конференции наглядно подтвердил это.
Признаюсь, что события этого дня под названием «Педагогическая эстафета «Учитель, учись!» я, проработавший в школе 26 лет, не забуду никогда. Да и от других участников слышал подобные отзывы! Девизом чудесного действа стали поэтические строки Риммы Казаковой:
Поведи меня, звонок,
На счастливый тот урок,
Где учеником – учитель…
Они были впервые напечатаны в «Учительской газете». Предваряя начало эстафеты, Ирина Димова рассказала об истории создания издания для просвещенцев, о том, как развивалась и чем живет газета сегодня.
В свое время «УГ» поддержала и стала распространять опыт работы учителей-новаторов, громко заявивших о себе в 80‑е годы прошлого столетия. Представители старшего поколения учителей хорошо помнят их имена – В.Шаталов, Ш.Амонашвили, С.Лысенкова, Е.Ильин, А.Караковский, Б.Никитин и другие.
Сейчас совершенно очевидно, что именно идеи педагогики сотрудничества стали импульсом для появления конкурса «Учитель года». Ирина Георгиевна подробно рассказала о том, как развивался конкурс, а послеконкурсное движение стало масштабным и ярким явлением в жизни общества. В конкурсе на всех его этапах приняли участие тысячи педагогов, в суперфинале участвуют десятки, чьи имена становятся известны всей стране. Эти учителя щедро делятся потом своим авторским опытом с коллегами, участвуя в педагогических фестивалях, давая мастер-классы.
Илья Демаков, учитель истории, права и обществознания гимназии №116 из Санкт-Петербурга, абсолютный победитель конкурса «Учитель года»-2017, своим мастер-классом «Педагогический стиль» вызвал море эмоций. Сначала он развеселил сообщением о том, что в одном из классов, в которых он работает, учится его 13‑летний брат. И вот однажды подросток предложил свою помощь в подготовке к уроку и выдал такое, чего 32‑летний Илья никак не ожидал. Учитель года озадачил всех нас проблемой: как оставаться интересным для своих учеников, если они сами могут найти нужную информацию в Интернете, и, возможно, даже быстрее?
Напомнил историю о Шэрон Кристе Маколифф, учительнице английского языка и литературы из Бостона (США). Решив стать первым в мире учителем, ведущим урок из космоса, она прошла жесткий отбор из нескольких тысяч претендентов. Понимая, что никакой школьной доски и прочего необходимого учителю оборудования на корабле не будет, она продумывала, чем сможет их заменить, тщательно готовилась к уроку. 28 января 1986 года, в день старта шаттла «Челленджер», ученики Шэрон пришли на космодром, чтобы стать свидетелями старта вместе со взрослыми. И увидели катастрофу, в которой погибла их любимая учительница. Дети, потерявшие педагога, сейчас уже взрослые люди. Но память о ней сохранили навсегда. И кто скажет, что учитель не героическая профессия?!
Впрочем, все мы хорошо понимаем, что остаться в памяти своих учеников навсегда можно и без таких экстремальных проявлений. Нужно просто хорошо владеть своей профессией и любить детей. Не это ли имел в виду Илья, когда сказал, что никакие самые современные технические средства не заменят личность учителя?
В самом начале мастер-класса Вячеслава Ходуса лично я почувствовал себя студентом в институтской аудитории. Молодой профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета легко и непринужденно вел беседу с завороженными слушателями. Предложил поразмышлять над двумя фразами, казалось, одинаковыми для невнимательного уха: у Жуковского – «Гений чистЫй красоты», у Пушкина – «Гений чистОй красоты». А почему мы называем знаменитую пьесу А.Чехова «ВишнЁвый сад», ведь в ХIХ веке говорили «вИшневый сад»? Молодой профессор убедительно показал, как важно внимательно читать произведения классиков.
Когда Елена Букша, взяв в руки микрофон, стала читать стихи на французском языке, я взял программку с мастер-классами. Неужели ошибся, там стояла другая фамилия? Но, как оказалось, Елена Петровна решила так представить свою коллегу – учительницу французского языка рязанской школы №34 народного учителя РФ Екатерину Филиппову. В далеком уже 1996‑м они обе стремились к победе в конкурсе. Абсолютным победителем стала Екатерина Алексеевна. И вот уже более 20 лет они дружат.
Свое выступление Екатерина Алексеевна начала со слов:
– Как приятно быть учителем французского языка! Но как трудно быть учителем французского языка в пору господства английского языка…
Количество часов этого языка в школах в последние годы катастрофически сокращается. По стране становится все больше школ, где он вообще не преподается. Екатерина Алексеевна продолжила:
– Показываю в младших классах фотографию, на которой изображена Эйфелева башня. Спрашиваю: «Что это?» Ребята отвечают почти хором: «Эйфелева башня!» А ведь они не были в Париже. Давайте сейчас войдем во французское кафе. Что мы там увидим и попробуем? Правильно, круассаны! А теперь заглянем в парижскую оперу. Музыку каких композиторов мы там услышим? Равель, Дебюсси, Сен-Санс…
Потом Екатерина Филиппова попросила зал назвать те французские слова, которые мы используем в своей повседневной речи, даже не задумываясь о том, что они французские. И люди, большинство из которых не изучали этот язык в школе, с ходу назвали десятка два слов. Так мы и убедились в том, что с Францией и ее языком нас действительно многое объединяет.
Мы узнали, что у Екатерины Алексеевны есть любимый мост в Париже – мост царя-миротворца Александра III, заложенный в память об отце императором Николаем II.
Потрясающе, что учительница каждый свой урок заканчивает словами: «La vie est belle! J’aime tous et toutes!» («Жизнь прекрасна! Я люблю вас!») 1 сентября она пришла на школьную линейку в качестве учителя 42‑й раз!
Любовь Бутенко, завуч, учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ из лицея №14 Ставрополя, показала, как она реализует межпредметный подход на уроках. Работая с детьми над литературными произведениями, она может задать вопрос: «А что вы знаете о Троянской войне?» И потом, опираясь на их знания, полученные на уроке истории, привести их к выводу, что в той войне не было победителей.
Отдельной значимой частью этого уникального урока стал ее разговор с аудиторией на тему гоголевской повести «Тарас Бульба». И вот тут меня ждало откровение. Оказывается, запорожские казаки в пылу борьбы с ненавистными ляхами, мстя за погибших, убивали не только своих врагов, но и… их детей. И как же относиться после этого к запорожцам и к Тарасу? Он кто – герой или злодей? Когда она задала этот вопрос одному из своих учеников, тот, подумав, ответил: «Он человек войны».
Учительница привела нам высказывание самого Н.Гоголя: «Мера мести всегда превысит меру нанесенной обиды…» Надо запомнить!
Наш почти земляк, учитель русского языка и литературы средней школы №7 из Армавира Александр Шагалов, удивил всех тем, что в день приезда решил подготовить абсолютно новый мастер-класс!
Сейчас август, последний месяц лета… А что было связано с этим месяцем у известных поэтов России?
– Мы будем говорить о четырех поэтах, находящихся в плену у августа.
Читал стихи, многим в зале неизвестные, наизусть! Артистизм, которому позавидовали бы лучшие чтецы из числа народных артистов!
Прослушав отрывок или целое произведение, мы должны были отгадать фамилию поэта.
…Да будет в старости
печаль моя светла:
Я в Риме родился, и он
ко мне вернулся;
Мне осень добрая волчицею была
И – месяц Цезаря – мне
август улыбнулся.
Кто-то в зале отгадывает, и мы видим на мониторе сначала профиль, а потом и портрет Осипа Мандельштама.
Наш герой с горящим взором читает:
Он и праведный, и лукавый,
И всех месяцев он страшней:
В каждом августе, Боже правый,
Столько праздников и смертей…
Кто-то из литераторов восклицает: «Ахматова!» Шагалов тут же на лету вдохновенно о том, что Анна Андреевна не любила август, боялась его, считала самым несчастливым для себя. В августе был расстрелян Гумилев, в августе был арестован ее сын Лев…
«Наш учитель» предупреждает нас, чтобы, когда мы увидим на экране фотографию дома, не говорили сразу, с чьим именем связано это место.
Я узнал дом сразу. Шагалов дает мне слово. Я вопросительно:
– Этот дом в Елабуге?
– Да, в Елабуге.
В простом бревенчатом домике, который выглядит, конечно, не так, как почти 80 лет назад, провела свои последние дни незабвенная Марина Цветаева.
Мы видим мемориальную доску, на которой дата ее трагического ухода: 31 августа 1941 года… А.Шагалов напоминает, что версий самоубийства несколько, но ни одна так и не получила полного подтверждения. И еще говорит о том, что не сохранилось ее голоса. Однако есть много свидетельств того, что голос ее младшей сестры Анастасии был поразительно похож на голос Марины! Они в детстве часто вместе декламировали стихи. И мы, слушая голос Анастасии, начинаем верить, что это и есть голос ее великой сестры.
Александр показывает нам фотографии интерьера этого исторического домика, а я вспоминаю, как мы с сестрой ходили по этим же комнатам, когда десять лет назад плыли на теплоходе по Каме.
Скрывать имя четвертого великого поэта, творчество которого связано с августом, Шагалов не стал. Известны многим пастернаковские строки:
…Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил,
что сегодня
Шестое августа по-старому,
Преображение Господне…
О том, что преподавание литературы может удачно и эффективно сочетаться с компьютерными технологиями, нам поведала Наталья Малахова, учитель русского языка и литературы. Она в 2012‑м представляла на конкурсе гимназию №25 города Ставрополя. В суперфинале заняла 5‑е место. И получила приглашение от одного победителя конкурса – Виты Кириченко – поработать в ее московской школе. Приглашение приняла и смогла ознакомиться с техническим преображением школ Москвы, которое получило название «Новая волна информатизации».
«Московская электронная школа» (сокращенно МЭШ) – такое название получил этот проект, который значительно облегчил жизнь столичных учителей.
Наталья Михайловна рассказала нам, как она разработала блок уроков по зарубежной литературе для старшеклассников, и показала, как им пользуется.
Для себя я сделал вывод, что учитель, использующий технологию МЭШ, может провести абсолютно новый по типу урок русского языка или литературы. Кстати, получив бесценный опыт работы, наша землячка вернулась из Москвы в Ставрополь и готова обучать новой технологии коллег. Очень мне нравится девиз, которому она стремится следовать, он таков: «Мы не можем управлять ветром, но мы можем натянуть паруса!»
Учитель математики ставропольской школы №42 с углубленным изучением английского языка Галина Свенцицкая в ходе своего мастер-класса удивила всех заявлением, что детей нужно научить чувствовать число. Уроки математики принято начинать с устного счета, а вот Галина Магомедовна начинает их… с музыки! Она спросила нас: «Что общего у математики и джаза?», и когда мы не смогли ответить, сказала: «Их объединяет импровизация».
Мы впервые узнали, что художник Павел Филонов ряд своих картин назвал… формулами. Мы увидели картину Казимира Малевича «Супрематизм №56». На полотне беспорядочное обилие геометрических фигур. Присмотришься повнимательнее, а порядок какой-то есть. И… красиво!
Абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2018 учитель обществознания и права математической школы №1, преподаватель образовательного центра «Открытие» из Грозного Алихан Динаев сказал, что спокойно относится к тому, что ученики совершают ошибки. Учитель просто должен научить детей эти ошибки исправлять.
Алихан Мавладиевич не прилагал никаких усилий для того, чтобы завладеть нашим вниманием. Но сразу влюбил в себя всю аудиторию! Привел кавказскую пословицу: «Сказанное слово – выстрелянная пуля». И предложил посмотреть один документальный видеофрагмент урока, сделанный, видимо, одним из учеников. Предупредил: «То, что вы увидите, не понравится». Это оказался разговор учительницы с учениками. Педагог чувствует себя очень уверенно и разговаривает с детьми в грубой, резкой форме. Здесь и прямые личные оскорбления, и оскорбления в адрес семьи. Такого педагога не должно быть в школе в принципе. Но он работает и, видимо, считает свою педагогическую методику абсолютно верной…
Алихан Динаев напомнил нам о том, что было когда-то доказано психологами: если ребенку просто дают хорошую характеристику, ему это нравится меньше, чем то, что замечены его заслуги конкретно в чем-то. И еще, отметил Алихан, дети, которых хвалят за их ум, боятся делать что-то новое: «Вдруг не получится и меня не похвалят!» И наоборот, дети, которые не боятся ошибаться, научаются рисковать и добиваются хороших успехов. Педагог процитировал Василия Сухомлинского, сказавшего, что «отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость».
«Учитель года»-1993 Олег Парамонов из Брянска, заслуженный учитель РФ, профессор кафедры русской, зарубежной литературы и массовых коммуникаций Брянского государственного университета, блистательно провел мастер-класс «Святое воинство поэта (к 220‑летию со дня рождения А.С.Пушкина)». Как много довелось пережить, прочувствовать за короткое время! До сих пор нахожусь под впечатлением этого мастер-класса. Вспоминаю, размышляю… Ссора Евгения Онегина и Ленского произошла в Татьянин день, 25 января. 27 января состоялась дуэль бывших друзей. Пройдет ровно 12 лет, и 27 января 1837 года произойдет дуэль Пушкина и Дантеса. Вы про это знали раньше? Я не знал. Не знал я и о том, что отец поэта, выполняя чужую волю, шпионил за Александром Сергеевичем. «Живая власть для черни ненавистна. Она любить умеет только мертвых». О чем думал поэт, вложив эти слова в уста Бориса Годунова?
Олег Геннадьевич предлагает нам задаться вопросом: «Всегда ли можно прийти к власти только через кровь?» Он считает, что декабристы именно такой путь и выбрали. Мастер слова с первой минуты общения берет зал в полон своими харизмой, неординарностью личности, фактурностью голоса, убедительностью литературоведческого анализа, мощным, выразительным чтением стихов.
И еще. Мнение филолога о предрешенности смерти Пушкина: «Его убила не пуля Дантеса, а… нехватка воздуха». У вас есть аргументы против этого утверждения? Опровергайте!
Учитель музыки из московской Ломоносовской школы Артур Заруба в 1992 году стал первым абсолютным победителем конкурса «Учитель года» новой России. Артур Викторович в течение всего мероприятия легко откликался на просьбы подыграть кому-либо на фортепьяно или заменить неожиданно вышедшую из строя музыкальную аппаратуру.
А свой мастер-класс педагог начал с Пифагора. Оказывается, именно этот древнегреческий математик первым установил связь музыки и числа. Мы узнали, что собой представляет инструмент под названием «монохорд». От места, в котором пережимается струна, зависит, какой звук будет извлечен. Если струну пережать ровно посередине, то получится октава.
А еще мы узнали много интересного о числах Фибоначчи. Оказывается, последовательность чисел Фибоначчи встраивается в музыку!
Если вы думаете, что на уроке учителя музыки музыка… не звучала, то вы ошибаетесь! Мастер показал не только блестящее владение инструментом, но и вкладывал в исполнение всю душу.
Комментарии