Чеченская Республика за очень короткий промежуток времени прошла колоссальный путь экономического, политического и культурного развития. Однако в памяти многих жителей еще свежи события, когда после проведения контртеррористической операции регион лежал практически в руинах. Военные действия нанесли непоправимый ущерб экономике и социальной сфере республики. Десятки школ были разрушены, а обучение в оставшихся проходило в тяжелейших условиях – не хватало не только учебников или приборов, учителя, ученики и родители мечтали хотя бы об отоплении и электричестве в школах…
В этих тяжелейших экономических, политических, социальных и экологических условиях первый Президент Чеченской Республики Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров взял ответственность за восстановление республики на себя. Одним из первых шагов на пути возрождения региона стало развитие системы образования. «Дети должны учиться, а взрослые иметь спокойную работу. Ребята мечтают о школе, учителя готовы с ними заниматься. И нужно найти средства, чтобы дать людям возможность учиться», – сказал он тогда.
Одним из первых документов, подписанных Ахматом-Хаджи Кадыровым, был указ о деятельности республиканского Министерства образования. Буквально с нуля была начата работа по налаживанию учебного процесса, был проведен большой объем строительно-восстановительных работ в образовательных учреждениях.
На протяжении всего послевоенного периода в Чеченской Республике образование оставалось одной из наиболее приоритетных сфер. Благодаря Ахмату-Хаджи Кадырову система образования была полностью восстановлена, были заложены основы для дальнейшего интенсивного развития образования и его модернизации.
Я искренне благодарен чеченским учителям за верность профессии, которую они продемонстрировали в самое сложное и опасное для республики время. Учителя каждый день, как на бой, шли в классы, чтобы передать свои знания детям, согревали их своей душевной теплотой, вселяли надежду на лучшее будущее. У них не было нормальных условий, обеспечивающих элементарную безопасность, но поколение того времени все равно не осталось брошенным. В начале этого года рядом с Министерством образования был открыт Сквер учителя как дань уважения педагогам, которые, несмотря ни на что, продолжили обучение и воспитание подрастающего поколения и остались преданы профессии и детям, а также всем учителям – бывшим, нынешним и будущим.
За минувшие 15 лет система образования региона преодолела колоссальный путь, пройдя от этапа восстановления разрушенных школ до приоритетности вопросов повышения качества образования. Во всех школах республики созданы необходимые условия для осуществления полноценной педагогической деятельности, для всестороннего развития учащихся внедряются современные технологии, в университетах готовят и выпускают специалистов, которые успешно трудятся в различных отраслях экономики и социальной сферы республики и сопредельных регионов. Важно, чтобы наши ученики смогли полностью реализовать свой потенциал. Наша задача – обеспечить школы, вузы и ссузы современной материально-технической базой и квалифицированными специалистами.
В Чеченской Республике за последние 18 лет нами полностью восстановлена сеть образовательных организаций. Сегодня в республике функционируют 479 школ, 488 учреждений дошкольного, 161 – дополнительного, 1 – дополнительного профессионального, 24 – среднего профессионального и 3 – высшего образования. Кроме того, в рамках реализации программы по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама функционирует Российский исламский университет.
В республике идет масштабное строительство новых школ. Так, за период с 2014 по 2018 год построены 52 школы мощностью 28600 ученических мест, что позволило ликвидировать проблему трехсменки в 49 школах. Но из-за высокой рождаемости и возвращения семей вынужденных переселенцев их нехватка до сих пор ощущается. Ситуацию с этим мы планомерно решаем, каждый год вводим в эксплуатацию 10‑15 новых образовательных учреждений. Таких темпов строительства школ нет больше нигде в России.
В настоящее время Министерством просвещения РФ предварительно согласовано строительство 19 школ на 13400 мест в период с 2019 по 2021 год в различных районах республики. В 2019 году к 1 сентября заработают 15 новых школ почти на 7 тысяч мест.
Сегодня перед педагогическими коллективами ставится больше сложных и интересных задач. Успешность обучения определяется социализацией индивида, которая в будущем обязательно поспособствует тому, что ученик сможет достичь успехов в учебе.
Вопросам повышения качества образования государство уделяет большое внимание. Фундаментом для успешной реализации всех без исключения приоритетов развития является национальный проект «Образование». Из двух больших целей майского указа Президента РФ вытекают 10 задач, которые легли в основу 10 федеральных проектов. Это проекты, посвященные школе, родителям, волонтерству, ранней профориентации, непрерывному образованию, экспорту образования, социальной активности личности, цифровой образовательной среде. И все эти проекты успешно внедряются в Чеченской Республике.
Региональная система образования совершенствуется с каждым годом, выходя на качественно новый уровень и демонстрируя результаты и достижения, о которых даже подумать не могли несколько лет назад.
Благодаря курсу, начатому первым Президентом ЧР Героем России Ахматом-Хаджи Кадыровым, профессия учителя в Чеченской Республике вновь стала престижной и уважаемой. Свидетельством тому стали многочисленные победы и успехи обучающихся и педагогов в различных конкурсах федерального уровня.
Впервые за 29‑летнюю историю проведения конкурса в прошлом году победителем главного педагогического состязания страны «Учитель года России» стал педагог из Чеченской Республики – учитель обществознания математической школы Грозного Алихан Динаев. Благодаря его победе 30‑й, юбилейный, конкурс «Учитель года России»-2019 пройдет осенью этого года в Грозном. Это грандиозное событие для нашей республики, которая станет на время проведения конкурса образовательным центром страны. Все гости масштабного мероприятия и его участники получат также уникальную возможность погрузиться в чеченскую культуру и ознакомиться с нашими традициями и обычаями.
Победа молодого чеченского учителя в самом престижном педагогическом конкурсе страны, где участвовали лучшие учителя из 85 регионов страны, стала прекрасным примером для подрастающего поколения, представители которого, возможно, в будущем выберут педагогическое образование и пойдут в учителя. Отмечу, что по количеству молодых педагогов, работающих в школах, Чечня занимает одну из ведущих позиций в стране.
В марте этого года учитель русского языка и литературы школы №7 Грозного Радимхан Салтукиева стала победителем одного из крупнейших всероссийских конкурсов педагогического мастерства «Педагогический дебют»-2019 в номинации «Молодые учителя». Еще пятеро чеченских педагогов стали лауреатами конкурса.
Впервые учитель чеченского языка заняла первое место в межрегиональном конкурсе учителей родного языка северокавказских республик. Третий год подряд школы республики достойно представляют региональную систему образования на Всероссийском конкурсе «Успешная школа», входя в число лучших образовательных учреждений страны.
Совершенствуется система профессионального роста учителей, повышается уровень подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников школ республики. Чеченские учащиеся показывают отличные результаты на региональном и федеральном уровнях.
Мы уделяем большое внимание модернизации нашего образования, понимая, что именно эта сфера – локомотив развития всего региона. А добиться этого без современных и эффективных форм и методов обучения невозможно. Например, недавно был открыт детский технопарк «Кванториум», давший мощный импульс внедрению современных информационных технологий в сферу образования. За два года работы технопарка достигнуты значительные успехи, обучающиеся и педагоги технопарка стали победителями и призерами различных конкурсов.
Роль педагога в формировании нации неоценима, учитель не просто передает знания, но и выполняет высокую миссию становления духовно-нравственного потенциала и формирования полноценной и успешной личности, помогает детям определиться с жизненным призванием, прививает им любовь и уважение к своей религии, Отечеству, обычаям и традициям нашего народа. «Учитель создает нацию!» – эти известные слова первого Президента Чеченской Республики Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова день ото дня подтверждают свою актуальность и как нельзя точно передают суть миссии педагога. Он видел наш народ образованным и культурным, достигающим вершин в науке и спорте. И сегодня мы живем его делами, его добрыми начинаниями. Мы все в ответе за подрастающее поколение. Насколько качественными будут образование и воспитание в школах, настолько достойной будет жизнь народа.
Мы создаем лучшие условия для обучения молодого поколения республики. Я искренне благодарю всех учителей за их кропотливый труд и пользу, которую они приносят нашему народу.
Комментарии