Последние годы много говорят о модернизации образования, о повышении его качества. Давайте посмотрим, к чему эти разговоры привели. К закрытию школ, к ухудшению материального положения учителей. Исчезли бесплатное жилье для сельских педагогов, доступный отдых и лечение, возможность повышения квалификации.
В послании, посвященном Году учителя, президент называет учительство «сердцевиной среднего класса». А что такое средний класс? Во всем мире это человек с доходами, которые позволяют ему безбедно жить, иметь хороший дом, машину, отдыхать всей семьей на курорте и не думать о том, хватит ли денег дотянуть до зарплаты.
Уже два года не принимаются решения об индексации заработной платы в целях повышения ее реального содержания в связи с ростом потребительских тарифов.
С трибун в очередной раз продекларировали, как учителю будет замечательно с новой системой оплаты труда, как много он начнет получать. Придумали хитрые и сложные формулы для расчета, в которых и бухгалтеру не разобраться. Оценили душу ребенка (так называемое подушевое финансирование) в два рубля. В результате зарплата большинства добросовестно работающих учителей нашей школы сократилась на две тысячи, причем без ухудшения качества и уменьшения объема выполняемой работы.
При введении НСОТ государство не предусмотрело дополнительного увеличения финансовых затрат, фонды оплаты труда остались прежними. Просто «старые» деньги перераспределили: администрации – больше, остальным – меньше. Поэтому учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования говорят о неоправданных надеждах на реальное повышение зарплаты в результате введения НСОТ. О каком обновлении кадрового потенциала можно говорить, когда падает престиж нашей сложной профессии? А падает он потому, что напрямую зависит от заработной платы. Не идет сегодня молодежь туда, где трудно работать, много требуют, но мало платят!
Недавно одна заслуженная учительница сказала: «Я с грустью вспоминаю то время, когда пели «Интернационал», хотя всегда терпеть не могла все эти собрания. Но тогда я себя чувствовала УЧИТЕЛЕМ, нужной ученикам, родителям, обществу. А сейчас я превратилась в «гончую». Не успеваю заполнять отчеты, многочисленные бумаги, составлять программы. С меня и моих учеников требуют участия во всевозможных, нужных и ненужных, платных и бесплатных, конкурсах. Домой приползаю уставшая, нет ни сил, ни времени на семью и подготовку к следующему рабочему дню».
Сегодня учитель в школе чувствует себя бесправным: с одной стороны, все туже натягивает вожжи начальство – процентомания, бесконечные проверки и контроль, с другой стороны – дети, севшие учителю на шею. Дошло до того, что нельзя поставить заслуженную двойку, нельзя остановить зарвавшегося хулигана и удалить его с урока – вдруг процент качества упадет? Как дальше работать, как учить детей?!
У нас складывается впечатление, что реформы проводят люди, очень далеко стоящие от школы. А хотелось бы, чтобы преобразования проводились не во вред, а на пользу школе, учителям и детям.
Наталья ДУНАЕВА, учитель истории смоленской средней школы №1, Алтайский край
Комментарии