Сегодня я хочу поговорить о переходе на электронный документооборот и сокращении отчетности. Эта проблема, как мне кажется, становится главной для многих специалистов, но ее решение не так просто, как кажется. Дело это необходимое, всем понятно, что электронный документооборот во многом упрощает жизнь. Но не в момент перехода, так как в школах работают педагоги разных возрастных категорий и с разным уровнем компьютерной грамотности. Тем не менее приходится на ходу осваивать новые технологии…
Переход на электронный журнал. Казалось, он снимет недовольство родителей несвоевременным информированием об оценках их детей. Но, оказывается, есть родители, которые как не смотрели оценки в дневниках, так и в журнал заглядывают раз в четверть. Зато появился надзор «сверху»: еженедельно мы получаем статистику частоты входа в журнал всех категорий пользователей: учителей, учеников, родителей. Теперь контролируется накопляемость оценок, заполнение тематического планирования, публикация домашних заданий. Каждая школа «под колпаком». Учитель «под колпаком». С одной стороны, это стимул работать как часы, с другой стороны – стрессогенный фактор.Кроме электронного журнала функционируют еще две системы – фиксация достижений учащихся и выполнение диагностических работ. Не знаешь, за что хвататься! Диагностические работы спускаются сверху в большом количестве, приходится постоянно менять расписание, «летит» тематическое планирование, учителя должны срочно вбивать результаты, что не может не влиять на качество подготовки к урокам. Тоже постоянный стресс. Министерство высылает календарь образовательных событий на пяти листах. По каждому мероприятию необходимо в трехдневный срок выслать отчет с фотографиями. Да еще бесконечные вебинары, их время совпадает с уроками. Нам детей учить или вебинары смотреть? А там фиксируются участники, совещание директоров превращается в азартную игру: в какую зону школа попала по разным показателям – в красную («Ну всё!»), в желтую («Куда ни шло…») или в зеленую («Уф!»).Подключили защищенный канал связи, теперь напрямую по школам высылается информация – о чем бы вы думали? – о бесконечных конкурсах, по нескольку в день. Видимо, это именно та информация, которую нужно высылать по защищенному каналу связи.Ситуация приводит к полному хаосу, становится проблематично ею управлять. Так и до коллапса недалеко. Пытаемся уйти от бардака по причине халатности, а приходим к бардаку от перебора указаний сверху. И от тотального контроля: не знаешь, за что в ближайший час получишь очередное замечание. Посмотреть электронку – значит получить порцию адреналина… Все выполнить невозможно, и так рабочий день бесконечен, а учителя в большинстве своем перфекционисты, стараются все выполнить в срок и хорошо. В таком водовороте дел ошибки неизбежны, а каждую они переживают достаточно остро. Или к ошибкам привыкнем, или переживать перестанем… Люди не железные.Личное дело теперь тоже в электронном виде. Не в школе на сервере, а на бескрайних просторах Интернета. И опять всё под контролем – сколько личных дел завели, сколько документов прикрепили – все «на карандаш». А кто эти личные дела формирует? Бывает, в школе 5-6 классов набирается. Это секретарь будет делать? Или учитель, который класс набирает? Или, может быть, нам новую штатную единицу прибавят? Тогда много нужно добавлять: учитель, к примеру, не в состоянии сам технику обслуживать, которой теперь в школах очень много, а информатик, как правило, один.Конечно, есть надежда на перемены. Отменили же справки-подтверждения для аттестации… Но о проблемах нужно говорить. Тогда не будет казаться, что тебя «гонят в стадо». Для учителя важен авторитет. Его не будет, если мы все окажемся в этом «стаде».Ольга ФИЛИМОНОВА, директор МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского», Московская область
Комментарии