search
main
0

Учитель по ту сторону парты

Наверное, не только на Северо-Западе столицы назрела необходимость решения актуальной задачи – выявления дополнительного потенциала подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в контексте продуктивного образования и демократизации школы.

Учительство сегодня очень хорошо осознает, что ЕГЭ и даже профилизация старших классов не становятся панацеей от надвигающихся сложных вопросов повышения ресурса личности выпускников школы. Позитивным моментом последних лет следует признать попытку перехода от автономных предметов к образовательным областям в базовых учебных планах (БУП) школ. Однако эти области, с одной стороны, четко не определены даже по названиям, с другой стороны, не имеют очевидных внутренних структурно-логических связей – скорее, это кластеры учебных предметов.

Даже внутри предметных областей практически не находит распространения концентрический принцип представления учебной информации. При этом почти полностью отсутствуют пропедевтические курсы (предметы), что приводит к ограничению возможности культивировать типы мышления – математического, гуманитарного, естественно-научного, экономического, а главное, учащиеся не получают ответов на вопросы: «Зачем нужны те или иные знания?», «Где, кем и когда эти знания используются?». Таким образом, отчужденные предметы и их программы превращают учащихся в узников образования.

К сожалению, содержание общего среднего образования информационно не обслуживает самоопределение школьников, предоставляя им возможность методом проб и ошибок, часто на эмоциональном уровне принимать ситуационные решения. В процессе преподавания школьных предметов не формируются представления (образы, имиджи) о профессиональной деятельности, например, математиков и химиков, географов и историков. Практически нулевыми становятся представления школьников о характере и особенностях профессиональной работы инженеров и квалифицированных рабочих, журналистов и медицинских работников, ученых и даже школьных учителей.

В образовательной среде выявляется вектор (функция цели), заключающийся в целенаправленном создании условий для формирования профориентационно значимой компетентности учащихся, такой подход к оценке образованности человека через сформированность профориентационно значимой компетентности входит в заметное противоречие с традиционным ЗУНовым подходом к оценке предметной обученности. Следует признать прогрессивность попыток создания «стандарта на самореализацию» – тогда продуктом образования становится максимальное (целостное) развитие личности, выявление и реализация задатков и потенциала, устремлений конкретного растущего человека средствами образования. Однако до сих пор в модернизируемых БУПах школ не появилась образовательная область «Жизненное и профессиональное самоопределение».

Все это хорошо и правильно, более того, многие разделяют такие представления, но, чего греха таить, где взять кадры? С профориентацией мы неуклюже покончили еще лет 15-20 назад, педагогические университеты здесь как-то оказались в стороне. Вот почему Северо-Западное окружное управление образования оказалось тут впереди планеты всей и решило провести на базе школы №830 семинар учителей и завучей по проблемам профессиональной ориентации и самоопределения школьников. Именно семинар, а не лекторий, не установочные конференции, другими словами, предложило мастер-классы, в которых взрослые оказываются «по ту сторону парты». А еще надо было найти и играющего тренера. Им оказался Павел Лернер, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, ведущий научный сотрудник Центра профессиональной ориентации и самоопределения. Побывать во всех 10 мастер-классах, понятно, нет возможности. Поэтому лишь пунктирно: участникам семинара предложили презентации групповых занятий «Магазин», «Транспорт», «Человек с ружьем», «За что люди получают зарплату?», презентации профессиональных проб «Имидж человека, имидж профессионала», «Посещение специализированной выставки», «Просмотр учебных профориентационных фильмов», а также сценарии бесед «Человек – труд – профессии» и «Учебные заведения такие разные». По каждому разделу программы семинара участники получили файлы с текстовыми документами, которые теперь используются слушателями на семинарах и которые могут использоваться учителями на занятиях со школьниками.

Если честно, то не для всех учителей оказалось простым и легким понять, в чем дефицит компетентности (и даже кругозора), это стало для них делом даже болезненным. Но принципиально важно другое – учителя опробовали на себе инновационные педагогические технологии, резко отличающиеся от традиционных в классно-урочном преподавании. Дело в том, что профессиональные пробы принципиально личностно ориентированы, то есть, с одной стороны, они удовлетворяют какой-то запрос (если он, конечно, есть) растущей личности, с другой стороны, оценивают результаты, а выводы делает только сам человек, выполняющий эти пробы. К тому же пробы не дают ответа на вопрос: станет ли человек успешным врачом (банкиром, инженером, журналистом, рабочим высокой квалификации, бизнесвумен), как это делают с шаманским упрямством бесконечные псевдопсихологические тесты, диагностики, опросники и анкеты. И все это происходит так не потому, что пробы такие плохие, а потому, что давать прогнозы на 10-15 лет вперед просто несерьезно.

По объективным причинам (ограниченность ресурсов пробы), к сожалению, нет возможности 7-8 часов подряд пробовать чертить, выполнять занудные расчеты, стоять у операционного стола, редактировать тексты, вышивать бисером, заниматься компьютерной версткой газеты и многим другим. Но все это уже другие пробы, требующие обученности и времени.

Все профессионально-технологические пробы принципиально гуманитарные, так как дают представление о том, что и как делают люди в своей профессиональной работе. А еще выполнение проб направлено на расширение кругозора и эрудиции, «личностного мировидения» и представлений о мире труда и профессий, на развитие любознательности и увеличение информационного поля собственного бытия. Сутью выполнения профессионально-технологических проб становится изучение интегративной полипредметной области актуального знания, необходимого для жизненного и профессионального самоопределения растущей личности.

Так получилось, что через проблему профессиональной ориентации и самоопределения школьников слушатели семинара вышли на философию образования в современном мире, на важные вехи модернизации российского образования, если угодно, на потребность повышения эффективности своего педагогического труда. Все это вместе взятое и поможет им преуспеть в этом труде и добиться существенных успехов в профессиональной ориентации.

Ольга АФАНАСЬЕВА, методист Северо-Западного ОМЦ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте