search
main
0

Учитель плюс психолог

Поддержка и взаимодействие

В условиях инклюзивного образования продуктивно организовать включение обучающихся с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс помогает взаимодействие специалистов психолого-педагогической службы школы и учителей. При таком взаимодействии можно выделить значимые области сотрудничества педагога-психолога и учителя.

В первую очередь это психолого-педагогический консилиум школы, который происходит во взаимодействии с родителями ребенка и на котором учитель включается в комплексное коллегиальное обследование ребенка различными специалистами. Это, на наш взгляд, очень эффективная форма взаимодействия, так как в рамках проведения такого консилиума педагог получает всестороннюю информацию об индивидуальных особенностях обу­чающегося. Также комплексное обследование ребенка позволяет педагогу увидеть «зону ближайшего развития» учащегося, его потенциальные возможности в обучении. Кроме этого, в процессе наблюдения за деятельностью специалистов учитель получает знания об эффективных подходах к обучению конкретного ребенка: как установить контакт, как учитывать работоспособность, как опираться на его сильные стороны. Все эти подходы учитель переносит в работу с данным ребенком в условиях обучения в классе.

Вторая область взаимодействия учителя и педагога-психолога – это разработка индивидуального образовательного маршрута, благодаря которому создаются и реализуются психолого-педагогические условия включения ребенка в образовательный процесс, происходит индивидуализация образовательной программы, определяются необходимые способы адаптации учебного материала с учетом рекомендаций специалистов.

И конечно же, одной из самых важных областей взаимодействия учителя и педагога-психолога является урок, на котором, собственно, и происходит включение всех учащихся в общеобразовательный процесс. Если мы говорим об уроке, построенном на принципах универсального дизайна, то это, на наш взгляд, такой урок, который проектируется в процессе профессионального взаимодействия учителя и специалиста, где при этом происходит обмен профессиональными ресурсами и где организуется учет особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей ребенка.

Каким образом может быть организовано взаимодействие психолога и учителя в рамках проектирования урока? Наверное, одной из традиционных форм такого взаимодействия является психологический анализ урока, когда психолог приходит на урок и в зависимости от цели наблюдает, изучает деятельность учителя или деятельность обучающихся. После чего проводит психологический анализ, подготавливает рекомендации для педагога по организации урока или взаимодействию с отдельными учащимися.

Важным является и взаимодействие учителя и педагога-психолога при адаптации учебных программ для конкретных учеников, где психолог может дать рекомендации по адаптации учебных материалов. Например, кому из детей необходимы дополнительная визуализация, опорные схемы, применение алгоритмов, дозирование учебного материала, дробление инструкции.

Самая распространенная трудность для учителя при проведении урока в инклюзивном классе – это организовать обучение так, чтобы каждый учащийся был включен в учебную деятельность. И здесь при проектировании урока необходимо продумать, какие индивидуальные способы поддержки могут понадобиться отдельным учащимся на конкретном этапе урока, при конкретной форме работы.

Более эффективной формой такого взаимодействия является бинарный урок, когда психолог приходит на урок и вместе с учителем обеспечивает включение всех учащихся в совместную учебную деятельность, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями. При этом учитель и психолог делят ответственность, распределяют роли на уроке, продумывают способы поддержки отдельных учащихся. Но взаимодействие учителя и психолога в рамках проектирования урока может быть продуктивным и когда учитель на уроке один.

Сотрудничество возможно только тогда, когда происходит взаимный обмен ресурсами. А под психологической готовностью понимается в том числе и мотивационная готовность педагогов, желание сотрудничать друг с другом. Эффективный инклюзивный урок, построенный по принципам универсального дизайна, – это урок, который рождается в процессе профессионального сотрудничества учителя и специалистов и организуется с учетом образовательных потребностей и индивидуальных особенностей учащихся.

Юлия ШАБАТИНА, педагог-психолог школы №1450 «Олимп»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте