Известный педагог и психолог, автор гуманной педагогики, академик РАО, писатель Шалва Александрович Амонашвили родился 8 марта. Накануне дня рождения Шалвы Александровича мы начинаем публиковать его новую, нигде пока не изданную книгу «Учитель от Бога». Амонашвили – давний друг и постоянный автор «Учительской газеты», о которой он всегда тепло отзывается. – С «Учительской газетой» связано все самое лучшее в моей жизни, – не раз повторял Шалва Александрович. – Газета когда-то напечатала трактат «Школа жизни», и мне очень хотелось бы, чтобы новая книга «Учитель от Бога» вышла в свет именно здесь.
Тридцать с лишним лет назад в одном сибирском городе мне передали маленькую «самиздатскую» книжицу. Тогда я не сразу понял, что держал в руках. Она долго пролежала на моих загруженных книжных полках, а потом и исчезла. Спустя годы она вновь оказалась в моих руках и как будто пристыдила меня: «Ну почитай меня, что тебе стоит!» С тех пор я читаю и перечитываю ее в самых разных изданиях, цитирую, пользуюсь. В ней я нахожу истоки своих духовных запросов. Книга эта называется «Пророк», и принадлежит она удивительному писателю, художнику, философу Халилу Джабрану. Когда я в очередной раз перечитывал ее, мне пришла мысль написать по аналогичной же схеме книгу под названием «Учитель от Бога». Я подражаю писателю, чтобы в его же манере передать свои мысли о творящей энергии Учителя. Прошу Вас, дорогой Читатель, не сравнивайте мою книгу с книгой «Пророк», ибо сравнение будет неуместным. Мои ожидания ограничиваются тем, чтобы, насколько это будет в моих силах, принести Вам маленькую радость в познании величия учительской жизни. У героя этой книги есть прообразы. Им и посвящается эта книга. С любовью к ВамШалва Амонашвили1.01.2017Амин, учитель небольшой сельской школы, с трепетом и грустью ждал наступления этого дня. С трепетом – потому что сегодня он подарит своим ученикам Пятидесятитысячный Урок; и с грустью – потому что это будет последний урок в его жизни. Ему было 25 лет, когда он, выучившись на учителя, вернулся в свое селение и начал работать в школе учителем. Сейчас ему 75 лет, и сердце подсказало ему: «Школа и дети – твоя судьба, но на этот раз хватит!» В селе его любило и почитало все взрослое население, ибо все они, теперь уже бабушки и дедушки, мамы и папы, молодые люди, когда-то были его учениками и каждый лично помнил его отцовскую заботу. Учителя Амина любили самые маленькие – родители внушали им, что Учитель с белоснежной бородой мудрый и добрый. А школьная молодежь обожала своего Учителя. Он не считал, скольких воспитал за свою учительскую жизнь, но считали Небеса, ибо каждого человека с правильно поставленной душой они принимали как дар от Учителя Амина и радовались. Время от времени люди видели, как на синем небе розовые облака выводили числа: сначала 100, потом – 200, позже – 500. А совсем недавно на небе, как на огромной доске, по всем правилам чистописания и каллиграфии облака выстроились в число 1000. Люди и раньше не понимали, почему облака так играют, и на этот раз тоже не поняли: случайно ли розовые облака так выстроились на небе или это был какой-то таинственный знак Свыше. Но в действительности это была не игра. Таким способом Небеса благодарили Учителя Амина за тысячу правильно поставленных душ. Тысяча! А в селе проживало всего две тысячи жителей. Получается, что почти все село было напитано духом Учителя Амина. Дело в том, что Амин с первого же дня своей учительской жизни почувствовал в себе непонятное тогда ему блаженство. И не прошел год, как коллеги, родители, ученики, в общем, все село заговорило о том, что он Учитель от Бога. Нет, не в том смысле, что он любил детей и они тоже отвечали взаимностью. А в том, что он был мудрым и в общении с учениками никогда не ошибался. Он был действительно Учителем от Бога, а не учителем от бога. Так считали коллеги, хотя на молодого Амина это никак не влияло – он был самим собой и остался таким до сегодняшнего дня. Учитель от Бога черпал педагогическую мудрость из себя. Весь его духовный мир представлял собой некое пространство света и удивлений, и каждый, вошедший в него хотя бы на день, тем более на год, на пять или более лет, сам становился светом и удивлением, любовью и пониманием. Так проживали ученики в этом духовном пространстве Учителя от Бога. Там они взрослели, облагораживались и умнели. Потом оттуда, как из гнезда, разлетались на все четыре стороны, унося с собою факел, зажженный от духовного огня своего Учителя. Часть из них потом возвращалась домой, в село, а часть несла факел дальше, и светились они в разных уголках мира. Пятьдесят лет называется еще половиной века, и тем самым подчеркивается эпохальность этого промежутка времени. И что же могло произойти в селе за это время, которое можно назвать эпохой Учителя Амина? Чудо, чудо, что же еще! Но чудо – для чужого глаза случайно заезжих туристов. Они глазам своим не верили, что на Земле есть такой райский уголок. Люди – трудолюбивые, творческие, развитые, красивые, веселые, радостные, с культурой, достоинством и дружелюбием. Дома – как маленькие дворцы, как образцы архитектуры и творчества, утопающие в зелени и благоухающих цветах. Дороги сельские – как бульвары, украшенные цветами и скульптурами. В центре села – красивая церквушка, она возвышается со своими куполами над всеми домами, она символ веры и любви – того, чем дышут и живут жители. В селе есть даже свой театр, стоит он на площади и является гордостью всех жителей. Не гудят машины, техника, не грохочут в домах телевизоры. Где-то тихая душевная музыка, вокруг спокойствие, наполненное пением птиц. Поля – ухоженные, с обильным урожаем фруктов, овощей, винограда. «Что здесь происходит?! – удивлялись туристы и заезжие. – Здесь другое государство, или власть забыла об этой части своей территории?» Среди них оказывались те, кто потом не возвращался обратно, оставаясь здесь навсегда. Это что – влияние Учителя от Бога на жизнь людей? Да, именно так, и не надо этому удивляться. Учитель от Бога чувствовал в себе закон Бога: правильно поставленная душа будет жить и облагораживать жизнь тоже правильно. Что и происходило на деле. Учил ли он односельчан, как им жить и строить? И да и нет. Он просто сам жил так и, значит, был заразительным примером для всех. Но главное – он вовлекал в свое духовное пространство всех вместе и каждого в отдельности, вдохновлял на творчество и труд, дарил живые знания, направлял, намекал, философствовал. Здесь «да» и «нет» переплетались: ученики, окрыленные и взлетевшие из духовного гнезда Учителя Амина, начинали менять все вокруг к лучшему, к прекрасному. И так полвека. Вот и получилось чудо-село. Пятьдесят лет назад, когда ему было еще 25, все девушки села влюблялись в него. Он был высоким, с большим открытым лбом. Густые темные волосы, прямой нос, небесные глаза, добрая пленительная улыбка, жизнерадостный, простой, общительный! Дальше надо применить сразу несколько иностранных слов, чтобы портрет его получился более содержательным: он был интеллигентным, галантным, элегантным. Девушки влюблялись, и он тоже любил их, но как родных сестер. Так со временем все село стало для него родным и близким. Он и сейчас, в свои 75 лет, по-прежнему красив и элегантен. Но не стар, нет, он просто пожилой мужчина, обаятельный. Он больше не постареет, таким останется всю жизнь. Он и сейчас высокий, выпрямленный. И украшает его теперь шикарная длинная белоснежная борода. Идет он по сельскому бульвару. На лбу – семь пядей, в глазах – мудрость, на лице – одухотворенность, в бороде – упрятанная улыбка, в руках – отдача, в ногах – твердость, в сердце – забота, в мыслях – устремленность. Тело его несет в себе огромный и невидимый духовный мир, в котором жизнь земная и жизнь небесная, жизнь настоящая и жизнь будущая слились воедино. Там Чувство Заботы Учителя от Бога трудится вовсю, творя над селом небесный купол и зажигая на нем радужные созвездия, как мечты и предсказания для каждой семьи и каждого ребенка. И верит оно, что тем самим его забота распространяется на всех детей Планеты. «На этот раз хватит!» – так сказало ему сердце. Значит, когда-либо будет продолжение урокам? Тогда ему нужно будет подготовиться к будущей учительской жизни, почитать и перечитать классику, наметить новые планы. Будущая педагогическая жизнь, какой она будет? На спине несет он рюкзак, в который уложил он все святые книги, ибо возвращаться домой уже не собирается. На столе оставил только одну книгу с надписью на имя будущего жильца дома. Кто им будет, он еще не знает, но надеется, что увидит его. Твердый шаг привел его к школе. Коллеги еще не знают о его решении, ученики тоже не знают. Узнают сегодня, обидятся. Но он тверд, ибо так решили его сердце и седьмая пядь на лбу. – Здравствуй, Учитель! – встретила его дежурная, благоговейно произнеся эти слова. – Здравствуй, милая! – из белоснежной бороды Учителя от Бога добрая улыбка упорхнула к пожилой женщине. Он пожал ей руку и направился в учительскую. Ученики в коридорах, увидев Учителя, сторонились и с улыбкой и почтительно приветствовали его. Его лучезарная улыбка и ответное «Здравствуйте!» вызывали в них чувство собственного достоинства. В учительской учителя мигом обернулись в его сторону и, как первоклассники, хором и единодушно произнесли: – Здравствуй, Учитель! Да, все они любят его, относятся почтительно. Ему неловко от такого обособленного к нему отношения коллег, но, как ни старался он показать, что он такой же, как все они, ничего не получилось. Он улыбнулся всем и радостно поприветствовал. – Я не опаздываю на урок? – спросил он шутя. И все они, опять как первоклассники, ответили хором и весело: – Не-ет!* * *Он взял со стола классный журнал и вышел из учительской. Медленным шагом направился к своим старшеклассникам. Многие ждали его у входа, почтительно поприветствовали и вошли в класс. Со звонком о начале занятий он тоже вошел, и белая борода его сияла от улыбок для каждого ученика. На лице же их было написано: «Я люблю тебя, Учитель!» Он снял свой рюкзак и положил на стол. Медленно оглядел каждого. И, как бывало всегда, наступила тишина перед ожиданием необычного. В душе его рождались слова, как молитва: «Спасибо, Господи, что Ты открыл во мне чистую любовь к детям и внушил мне мудрость воспитания. Я скоро расстанусь с ними, и мне от этого грустно. Но это есть Твое веление – всякий голос своего сердца я принимаю как Зов Твой. А теперь подскажи, Господи, что же мне им сказать на этом Уроке, который станет последним?» И пришел ответ: «Сперва скажи им о своем решении, а там дано будет!» И он заговорил. Ученики почувствовали тень грусти в его голосе и насторожились. – Дорогие ученики, вы для меня и друзья, и учителя! Вот уже пятьдесят лет я живу жизнью школьного учителя. Каждый день я нес вам и тем, кто был до вас, дары своего духа и взамен получал дары ваши. Вы были моими учениками и учителями, и я был вашим учителем и учеником. Мы учились друг у друга и воспитывали друг друга. Мы вместе разгадывали три загадки: как жить, как общаться, как любить. В тиши ночей я творил для вас уроки, как мечты мои о вашей будущей жизни, а потом воплощал их перед вами, как артист на сцене. Но не раз вы уводили меня в неведомые мне доселе мысли и пространства. И я, видя, как взрослел каждый из вас, взрослел и менялся сам вместе с вами. Но вот настало время, и сердце сказало мне: «На этот раз хватит». Я подчиняюсь его воле и пришел сегодня к вам с последним, Пятидесятитысячным, Уроком в своей жизни, но не знаю, о чем с вами говорить… Ученики молча выслушали сказанное, погрустнели, попытались переубедить его, но поняли, что решение Учителя надо принимать с уважением. После недолгой грустной паузы от имени учеников к нему обратилась София: – Всеми нами любимый Учитель, мы почитаем твое решение с чувством благоговения. И раз этот Пятидесятитысячный Урок для нас тоже является твоим последним уроком, дай нам напутствие в жизнь! – О чем я еще могу вам сказать? – смутился Учитель. – Скажи нам сначала о молодости! Учитель от Бога задумался. Его взгляд через приоткрытое окно классной комнаты устремился к Небесам.
Комментарии