search
main
0

Учитель нуждается в правовом просвещении…

Юридическая помощь работникам по вопросам, касающимся трудового законодательства, осуществлялась профсоюзами всегда. Своя юридическая служба есть в Московском городском комитете Профсоюза работников народного образования и науки РФ, оказывают услуги трудящимся юристы Московской федерации профсоюзов, развивают свои консультации окружные комитеты профсоюза. Однако для многомиллионного населения мегаполиса этого уже явно недостаточно. Поэтому в дополнение к «живым» консультациям юристов в Московской федерации профсоюзов было решено организовать электронную консультацию в Интернете. Работает она только с февраля 2008 года, но уже пользуется популярностью, особенно среди работников образования.

Идея организации юридической консультации в Интернете впервые была реализована Палатой рабочих и служащих Верхней Австрии 12 лет назад. С тех пор услугами электронного консультанта, названного разработчиками «Фрау Мэттис», успели воспользоваться почти все члены австрийских профсоюзов. Столь солидный опыт стал хорошей основой для запуска аналогичного проекта в Москве. Впрочем, о простом копировании, разумеется, не могло идти и речи.

– Нам предоставлялась возможность воспользоваться австрийским программным продуктом, весьма дорогостоящим, и причем совершенно бесплатно, – рассказывает руководитель информационно-аналитического центра МФП Григорий Антонов, – но мы отказались от этой идеи. Многие наши первичные профсоюзные организации до сих пор пользуются довольно старой компьютерной техникой, а предложенная программа требовала совершенно других ресурсов. Кроме того, в австрийской версии программа при переходе от одного запроса к другому должна полностью перезагружаться, что нас не устраивало.

В качестве образа для московского электронного консультанта была выбрана Фемида, причем, разумеется, профсоюзная – так и был назван весь проект. Попадая на страницу проекта online.mtuf.ru, любой человек может задать Фемиде письменный вопрос на темы трудового права или профсоюзной деятельности. Обычно Фемида отвечает очень быстро, выводя исчерпывающий ответ на экран компьютера. Но, конечно, бывают и сбои.

– В III квартале 2008 года результативность проекта составила 74%, – объясняет Антонов, – это те ответы, на которые сама программа дала ответ, удовлетворивший пользователей, либо те, которые пользователи нашли самостоятельно в нашей базе данных.

Причины, по которым программа не всегда дает удовлетворительные ответы, довольно просты. Все-таки компьютер – это не живой человек, и далеко не все вопросы он может правильно понять.

– Наша беда в том, что многие люди совершенно не ориентируются в законодательстве, – считает Григорий Сергеевич. – Они задают вопросы, которые наша Фемида не понимает, поскольку она пока обучена только трудовому праву, а вопросы порой касаются совсем других областей и даже сугубо личных моментов.

Помехи возникают и оттого, что порой правильные вопросы неправильно формулируются – люди используют произвольные сокращения (вместо общепринятых) или же допускают откровенные орфографические ошибки. Так, до данным отчета, подготовленного информационно-аналитическим центром МФП, количество вопросов с орфографическими ошибками в этом году колебалось в разные периоды от 8 до 18%!

Впрочем, такое положение вещей, конечно же, прогнозировалось заранее. Если не справляется программа, на помощь приходят уже «живые» юристы. Если ответ не получен или же не устроил пользователя, вопрос переправляется дежурному юристу, который в течение одного рабочего дня направляет ответ пользователю по электронной почте (по желанию) или размещает на странице проекта. При этом подобные ситуации анализируют как юристы, так и программисты, которые «обучают» программу, чтобы в следующий раз на подобный вопрос она уже отвечала без промедлений. Таким образом, чем больше разных вопросов будет задано Фемиде – тем лучше будет она работать в дальнейшем. Впрочем, 74% автоматических ответов, устроивших пользователей, – это весьма неплохой результат, особенно если учесть, что работает «Профсоюзная Фемида» пока еще в тестовом режиме. В Австрии в первый год работы «Фрау Мэттис» ее результативность составила лишь 24%.

Сейчас «Профсоюзная Фемида» совершенно бесплатно консультирует всех желающих – как членов профсоюзов, так и тех, кто по каким-то причинам ни в каком профсоюзе не состоит. Кстати, в последнее время на фоне экономического кризиса самым популярным вопросом к «профсоюзной Фемиде» стал вопрос о том, как вступить в профсоюз или создать первичную профорганизацию. Помимо того, что программа абсолютно бесплатна, ее пользователям гарантирована полная конфиденциальность. Многие люди пока боятся обращаться к «Фемиде», опасаясь, что об их вопросах узнает работодатель. Опасения эти совершенно беспочвенны.

– Как-то раз на профсоюзных курсах в поселке Правдинский меня «зажали в уголок» представители Департамента образования, – вспоминает Григорий Сергеевич Антонов, – спрашивают, могу ли я сказать, кто нам задал какой вопрос. Конечно, технически это возможно, но на такие дела у нас ни времени нет, ни желания, работодателям мы ничего не говорим, и подозревать нас в подобном – полнейшая глупость.

Кроме вопросов к самой Фемиде, на странице раздела можно найти также массу полезной информации, в том числе образцы документов, которые необходимо составлять в случае трудовых конфликтов. Документы эти можно заполнить в электронном виде прямо на сайте или же автоматически вывести на печать их бланки. Да и сами ответы «Фемиды» также можно сохранять на своем персональном компьютере и распечатывать для знакомых и коллег.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте