Каким должен быть современный педагог и особенно учитель начальной школы? Как заложить в ребенке тот фундамент, который позволит ему успешно развиваться, – привить жажду знаний, любовь к открытиям, познанию новых миров? Как добиться от семилетнего малыша внимания и ответного огня в глазах? Вопросы эти вовсе не риторические – ответить на них предстояло участницам второго республиканского конкурса молодых учителей начальных классов им. Н.А. Цаликовой, прошедшего в Северной Осетии.
Конкурс (кстати, единственный во всей России) был учрежден республиканской организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ в 2007 году и носит имя замечательного педагога Осетии, заслуженного учителя РСФСР, Героя Социалистического Труда Нины Цаликовой. Нина Ахметовна – яркий представитель своего поколения, которое внесло огромный вклад в образование и науку. Родилась она в 1924 году в селении Ногкау Алагирского района Северной Осетии. Детство прошло в тяжелых условиях. Отца репрессировали, а мать с детьми лишили родного дома. Вопреки всему женщина вырастила и поставила на ноги пятерых дочерей. Эту самую жизнестойкость и целеустремленность унаследовала Нина Ахметовна от матери. В годы Великой Отечественной она участвовала в строительстве оборонительных сооружений в окрестностях селения Нижний Фиагдон, трудилась на колхозных полях, проводила большую общественную работу и всегда была примером для подражания. Свыше 50 лет Нина Ахметовна посвятила детям, школе, снискала уважение и огромную любовь среди коллег, учеников и всех, кто ее окружал. Особое отношение у нее было к молодым преподавателям, для которых она стала мудрым наставником, щедро делясь своим опытом. Нина Ахметовна неоднократно избиралась делегатом Всероссийского и Всесоюзного съездов учителей.
Премия имени Н.А. Цаликовой успела стать престижной наградой за достижения в области педагогики начальных классов. Победители состязания получают не только денежную премию (а она составляет 10 тысяч рублей), но и кое-что более ценное: стимул к дальнейшему росту, одобрение тех инновационных методик, которые использует и демонстрирует в ходе конкурса учитель.
В нынешнем году успешно дошли до финала, преодолев испытания на уровне своих районов, восемь молодых педагогов из Владикавказа, Беслана, Алагира, Ардона и даже Цхинвала. Перед взыскательным жюри, в которое вошли специалисты из Министерства образования и науки республики, руководители учебных заведений и Северо-Осетинского профсоюза образования, девушкам предстояло доказать, что они действительно лучшие в своей профессии.
В день финальных состязаний 47-я школа Владикавказа, принимавшая конкурсанток, жюри, болельщиков, прессу, буквально дышала праздником. Яркость момента присутствовала во всем – от радушных улыбок школьников, встречающих гостей, до подготовленного детьми небольшого, но впечатляющего концерта, который должен был разрядить напряженную обстановку и настроить участниц на позитивный лад. А мастер-класс, который дала победительница прошлогоднего конкурса, учитель начальных классов 47-й школы Наталья Александрова, стал настоящим наглядным пособием для нынешних конкурсанток: спокойствие, уверенность, неравнодушный и неординарный подход к работе – простые составляющие успеха. Ярким был и мастер-класс учителя ардонской школы №1 Оксаны Тлатовой. Кстати, Оксана Руслановна уже становилась финалисткой Всероссийского конкурса «Учитель года», потому ей было что показать и чему научить коллег.
Прежде всего по сценарию конкурса молодым педагогам предстояло максимально раскрыть свой профессиональный потенциал в ходе 15-минутного мини-урока. Призвав на помощь пока еще небольшой опыт, фантазию, молодой пыл и новейшие электронные технологии, которые наконец стали доступны и осетинским школам, участницы состязания буквально поражали изобретательностью, желанием выделиться, показать все, на что способны. Причем в этом стремлении молодым учителям не смогли помешать даже неожиданно возникшие небольшие технические неполадки. Так, например, учитель начальных классов владикавказской школы №33 Ирина Мирошниченко отважилась исполнить задуманную песню, несмотря на отсутствие музыкального сопровождения, доказав тем самым, что умеет находить выход из непредвиденных ситуаций. И Марина Кокаева, которая преподает в одной из лучших школ республики – владикавказской школе №5, сумела совладать с волнением, когда видеотехника «отказалась» иллюстрировать рассказ конкурсантки, и достойно завершила свой ознакомительный мини-урок.
Мадина Коцоева, представлявшая на конкурсе бесланскую школу №2, сделала ставку на проникновенный и убедительный экскурс в годы собственной учебы, сопроводив трогательное повествование очаровательной улыбкой, не поддаться которой у присутствующих просто не было шансов. А резюмировала свое выступление совершенно очевидной, но прозвучавшей почти как откровение фразой: «Учитель не имеет права быть рядовым!»
– В нашем конкурсе эту истину подтверждают абсолютно все участницы, – прокомментировал председатель Северо-Осетинской республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Таймураз Тезиев. – Дело в том, что в конкурсном контексте учителя показывают новые методические приемы, которые берутся на вооружение другими педагогами, успешно используются в повседневной практике. Сегодня профессионал не может стоять на месте, он обязан развиваться каждый день. В этом смысле конкурс молодых учителей начальных классов является и своеобразным курсом повышения квалификации, и стимулом, способствующим постоянному профессиональному развитию. Идти в ногу со временем, причем идти так, чтобы за тобой поспевали и твои маленькие ученики, – вот такая непростая задача стоит ныне перед педагогами. При этом никто не отменял и старых, проверенных временем требований. Слова про «разумное, доброе, вечное», которое должен сеять учитель, пожалуй, теперь стали еще более актуальными…
В педагогической профессии, как и в любой другой, имеет место и область отношений с коллективом, от «здоровья» которого зависит немало. Умение поддержать коллегу советом, знание Трудового кодекса, способность сообща найти выход из сложной ситуации – тоже аспект профессионализма, который прошел проверку в ходе этапа «Мозговой штурм». Надо сказать, участницы «штурмовали» поставленные задачи с завидным напором и смекалкой. Пусть не все получилось на «пять баллов». Однако ведь и этот урок будет усвоен, выводы обязательно сделаны, а пробелы – заполнены.
Что касается победителей, то окончательное решение жюри было оглашено на торжественном собрании, которое состоялось 22 мая 2009 года, тогда же были награждены победители в номинациях и лауреаты конкурса.
Лауреатами стали Людмила Пагиева (Алагир), Мадина Коцоева (Беслан), Марина Кокаева (Владикавказ), Милена Тогоева (Цхинвал), Ирина Мирошниченко (Влидикавказ). Абсолютным победителем в номинации «Мастер-класс» признана Оксана Тлатова (город Ардон), в номинации «Применение инновационных технологий в педагогике» – Лариса Леник (ст. Архонская), за успешное участие в конкурсе и за любовь к Осетии награждена Валентина Скодтаева (Владикавказ).
– Помните: с начальной школы начинается ВСЁ! – поддерживая волнующихся участниц, подвела итоги ведущий специалист Минобрнауки республики Людмила Амирханян. – Сегодня в школе активно внедряются новые технологии, вводятся новые стандарты образования. Но в силе остаются и те стандарты, на которых школа держалась и будет держаться всегда: наша задача – прежде всего воспитать Человека.
А чуть позже уже для прессы добавила:
– Конкурс выявил много положительных моментов, обнажил и проблемы. Как стало видно, молодые учителя, отлично осведомленные о своих обязанностях, плохо знают права. И такой факт: мы до сих пор автоматически делим учителей на городских и сельских (понятно, что часто не в пользу последних). А между тем конкурсантки из районов продемонстрировали отличную подготовку, нестандартный подход к решению задач. Да, многому еще нужно учиться, осваивать новые приемы, набираться опыта. Однако база, без которой профессиональный рост невозможен, определенно есть. Нужно понимать, что сегодня все без исключения школьники должны получать качественное образование – без устаревшего деления на город и село.
– Участницы финала продемонстрировали высокий профессионализм, блеснув при этом способностями в различных областях деятельности, – отметил Таймураз Тезиев. – Например, учитель из станицы Архонской Лариса Леник успешно использует в работе инновационные технологии. Валентина Скодтаева, преподающая во владикавказской школе №11, не только успешно прошла все испытания конкурса, но и убедила членов жюри в искренней любви к Осетии, которая стала ей второй родиной (Валентина приехала к нам из Краснодарского края). Собственно, мы посчитали, что каждая из участниц достойна награды. Тем более что в нынешнем году финалисток немного – всего восемь.
Была определена и абсолютная победительница конкурса. Ею стала учительница из ардонской школы №1 Оксана Тлатова. Ее мастер-класс не оставил сомнений: главный диплом конкурса должен принадлежать именно этому педагогу. Дипломы лауреатов в различных номинациях были вручены и остальным конкурсанткам.
Надо отметить, что церемония награждения стала не просто финальным мероприятием, а самым настоящим праздником: с песнями, танцами, чтением стихов, которые подготовили ученики и преподаватели прогимназии «Интеллект», с цветами и улыбками, с добрыми напутствиями и сердечными поздравлениями.
– Помните, вы то звено, без которого обществу не обойтись. И вы просто не можете позволить себе быть звеном слабым, – отметила председатель Объединения организаций профсоюзов РСО – Алания Римма Гутиева, вручая диплом лауреата учителю из Алагира Людмиле Пагиевой.
Итак, дипломы и премии (а это, напомним, 10 тысяч рублей и в качестве сюрприза DVD-плееры) в руках лучших. Конкурс завершен. Но главное у победительниц впереди – сложная, тонкая, почти ювелирная работа. Ведь к такой нежной материи, как детские души, нужен особый, пронизанный любовью и знанием подход. Иначе никак! А значит, нужно еще учиться, чтобы достойно учить, нужно расти, чтобы растить достойных. И для этого девушкам понадобится немало времени и упорства. Впрочем, когда смотришь на молодых, энергичных, умных, «подкованных» в вопросах современных технологий учителей, сомнений не возникает: они сделают все возможное, чтобы развиваться, осваивать новые и новые уровни. Ведь главное, что и сами конкурсантки прекрасно понимают: их профессия – это не просто набор определенных знаний и навыков, обеспечивающих наличие рабочего места. Это нечто большее. «В руках учителя – завтрашний день», – напомнила одна из участниц. Пусть немного пафосно. Но ведь правда!
О. ДЗГОЕВА
Фото К. ДЗУЦЕВА
Комментарии