О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений, работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений.
Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПРОФСОЮЗА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 апреля 2009 г. г. Москва №5
О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений, работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений
Обсудив вопрос «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений, работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений», V Пленум Центрального комитета профсоюза ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять Обращение Пленума Центрального комитета профсоюза к Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину в связи с его поручением министру образования и науки А.А.Фурсенко совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проанализировать ситуацию с введением в учреждениях образования новой системы оплаты труда, обратив особое внимание на необходимость выработки транспарентных принципов распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, по итогам встречи 25 марта 2009 года с группой лидеров первичных профсоюзных организаций из разных регионов России.
2. ЦК профсоюза:
2.1. В целях обеспечения деятельности учреждений системы образования и защиты социально-трудовых прав работников в условиях экономического кризиса добиваться:
– индексации в 2009 году заработной платы работников бюджетной сферы в размере не ниже реального уровня инфляции с обеспечением соответствующего механизма оказания финансовой помощи из федерального бюджета в случае отсутствия необходимых средств на эти цели в бюджетах субъектов РФ и муниципальных образований;
– утверждения размеров базовых ставок заработной платы, базовых окладов по профессиональным квалификационным группам работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений в целях установления государственных гарантий по размерам оплаты труда и определения объемов финансовых средств из бюджетов всех уровней на оплату труда работников бюджетных учреждений;
– внесения изменений и дополнений в статьи 129, 133 Трудового кодекса РФ, касающихся изменения состава МРОТ в целях восстановления дифференциации в оплате труда между работниками бюджетных образовательных учреждений, занятыми трудом, не требующим квалификации, и работниками с высоким уровнем профессиональной подготовки, квалификации, сложности и ответственности выполняемой работы, а также в целях восстановления дифференциации в оплате труда работников бюджетных учреждений с учетом климатических условий проживания;
– приостановки действия пункта 11 «Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений» (утверждено постановлением Правительства РФ №583 от 5 августа 2008 г.), предусматривающего, что начиная с 1 января 2010 года объем средств на выплаты стимулирующего характера должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета, в целях предотвращения массового сокращения работников федеральных образовательных учреждений в условиях глобального экономического кризиса;
– безотлагательного утверждения новых квалификационных характеристик по должностям работников образовательных учреждений, определяющих должностные обязанности работников, требования к знаниям и квалификации;
– внесения дополнений в перечни должностей по профессиональным квалификационным группам, утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития РФ по различным видам деятельности;
– определения единых принципов и условий, учитываемых при формировании фиксированных размеров ставок заработной платы (окладов) работников образовательных учреждений за исполнение должностных обязанностей, при применении повышающих коэффициентов в зависимости от их квалификации, а также при стимулировании труда работников с учетом качества и результатов труда;
– исключения зависимости размеров оплаты труда учителей от количества обучающихся в пределах, не превышающих нормативную наполняемость классов, с целью предотвращения возложения ответственности за демографическую ситуацию в России на учителей;
– безусловного учета Правительством РФ положительных результатов мер, осуществляемых в регионах – участниках КПМО, по повышению заработной платы работников региональных и муниципальных образовательных учреждений с учетом результативности и качества их труда при оценке выполнения принятых этими регионами обязательств по введению НСОТ, независимо от применяемых методик формирования и распределения фондов оплаты труда;
– сохранения действующего федерального порядка аттестации работников образовательных учреждений до завершения полноценной подготовки соответствующей нормативной правовой базы, включая определение критериев оценки труда учителей и других педагогических работников, но не менее чем до 2010 года с целью недопущения в условиях финансово-экономического кризиса роста социальной напряженности в коллективах образовательных учреждений;
– внесения изменений в пп. 16, 18 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. №922, в части обязательного учета при проведении индексации средней заработной платы работников бюджетных учреждений разных способов ее повышения, осуществляемого как при введении НСОТ, так и до ее введения;
– отнесения к полномочиям субъекта Федерации в области образования (ст. 29 Закона «Об образовании» и ст. 26.3 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования не только в общеобразовательных, но и в дошкольных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
2.2. Обратиться в Федеральное агентство по образованию с предложением сформировать совместную рабочую группу для разработки предложений по совершенствованию норм труда работников из числа профессорско-преподавательского состава по различным видам осуществляемой ими деятельности: учебной (с учетом размеров групп), методической, научной, организационной и воспитательной, а также по уточнению критериев оценки качества работы профессорско-преподавательского состава и других категорий работников вузов для совершенствования подходов по определению размеров стимулирующих выплат.
3. ЦК профсоюза, территориальным и первичным профсоюзным организациям:
– продолжить совместное проведение ежеквартального мониторинга эффективности введения новых систем оплаты труда в федеральных, региональных и муниципальных образовательных учреждениях всех типов в части обеспечения трудовых прав работников на своевременную и в полном объеме оплату труда и реализации мер по повышению уровня оплаты труда работников образования по форме, согласованной с Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Министерством образования и науки РФ и Рособразованием;
– оперативно информировать федеральные и региональные органы исполнительной и законодательной власти о выявленных в ходе мониторинга фактах ущемления прав и интересов работников образования в части оплаты и нормирования труда с целью принятия конкретных мер по исправлению ситуации.
4. Президиуму КСП профсоюза:
– подготовить для внесения Общероссийским профсоюзом образования на рассмотрение Федерального агентства по образованию предложения по совершенствованию норм труда работников из числа профессорско-преподавательского состава по различным видам осуществляемой ими деятельности: учебной (с учетом размеров групп), методической, научной, организационной и воспитательной;
– продолжить разработку предложений по формированию примерного перечня критериев оценки труда работников по всем категориям с целью совершенствования порядка установления стимулирующих выплат для последующего возможного закрепления этих предложений в Примерном положении об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, а также в Отраслевом соглашении по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Рособразования, на 2009-2011 годы.
5. Председателям профсоюзных организаций работников вузов, советам и президиумам КСП в субъектах РФ и по федеральным округам:
5.1. Провести анализ:
– содержания и фактического наличия локальных нормативных актов в федеральных образовательных учреждениях по вопросам, связанным с новыми системами оплаты труда;
– хода введения НСОТ в части соблюдения трудовых прав работников, обеспечения участия в этом профкома как представительного органа работников совместно с правовыми инспекциями труда территориальных организаций профсоюза.
5.2. Принимать меры по недопущению случаев необоснованного сокращения и перевода работников на срочный трудовой договор, снижения достигнутого уровня заработной платы работниками, в том числе в части установленных доплат и надбавок.
5.3. Организовать периодическое рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением социально-трудовых прав работников в практике реализации НСОТ на заседаниях профкомов, ученых советов вузов, президиумов территориальных организаций профсоюза, региональных советов ректоров.
5.4. Эффективно использовать подготовку к отчетно-выборным конференциям как дополнительную возможность информирования членов профсоюза – работников вузов о позиции и работе профсоюза, в том числе по материалам настоящего Пленума, по защите их трудовых прав при введении и реализации НСОТ.
5.5. Продолжить проведение обучающих семинаров для профсоюзного актива вузов по вопросам введения и практики работы в условиях НСОТ.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей председателя профсоюза Куприянову Т.В. и Дудина В.Н.
Председатель Профсоюза Г.И. МЕРКУЛОВА
ОБРАЩЕНИЕ участников V пленума Центрального Комитета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации к Председателю Правительства Российской Федерации В.В. ПУТИНУ
Уважаемый Владимир Владимирович!
К Вам обращаются участники пленарного заседания Центрального Комитета Общероссийского Профсоюза образования – представители всех субъектов Российской Федерации.
Целью нашего обращения является острая необходимость довести до Вашего сведения мнение учительства России о ситуации, сложившейся в регионах в ходе введения новых систем оплаты труда в условиях ограниченных финансовых возможностей региональных и муниципальных бюджетов, а также проблемах финансирования образовательных учреждений, обострившихся в связи с мировым финансово-экономическим кризисом.
Самостоятельность субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в установлении размеров и условий оплаты труда работников учреждений, финансируемых из региональных и местных бюджетов, начиная с 1 января 2005 года привела к значительным различиям как в размерах оплаты труда работников одной и той же категории, так и в принципах формирования самих систем оплаты труда.
Острота проблемы связана с отказом федерального центра от установления государственных гарантий по оплате труда работников федеральных, региональных и муниципальных образовательных учреждений.
По данным мониторинга, проведенного по инициативе профсоюза, средняя по Российской Федерации заработная плата учителей в январе 2009 года составила 11,2 тысячи рублей, при этом проявились значительные различия в ее размерах по субъектам РФ (от 5,5 до 22,9 тыс. рублей и более) в первую очередь в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности регионов. Так, даже при введении новых систем оплаты труда в центральных регионах России средняя заработная плата не превышает 7-8 тысяч рублей.
Существенно осложнила задачу повышения заработной платы и обеспечения дифференциации в оплате труда работников образовательных учреждений при введении НСОТ необходимость реализации с 1 января 2009 года федерального закона о новом минимальном размере оплаты труда (4330 рублей), проводимой без выделения на эти цели дополнительных ассигнований из федерального и, как правило, из региональных и муниципальных бюджетов.
Различия в принципах формирования условий и размеров оплаты труда учителей проявляются, например, в том, что в одних регионах стаж педагогической работы дает право учителям на повышение уровня оплаты труда, а в других этот показатель игнорируется, несмотря на то что стаж работы является одним из критериев увеличения размера оплаты труда государственных и муниципальных служащих, а также общепризнан в мировой практике.
Кроме того, в трети регионов России заработная плата учителей, по мнению профсоюза, неоправданно, особенно в условиях демографического спада, поставлена в зависимость от количества обучающихся в классах, тогда как в других регионах такой принцип оплаты труда не применяется, поскольку комплектование классов в функциональные обязанности учителей не входит.
При этом в ряде таких субъектов не соблюдаются нормы трудового законодательства по применению ставок заработной платы для исчисления заработной платы учителей в качестве фиксированных размеров оплаты за установленные нормы часов педагогической работы. Нарушается и федеральный порядок регулирования рабочего времени учителей.
В одних регионах размеры оплаты труда учителей ранжируются в зависимости от преподаваемого предмета, в других регионах такие различия обоснованно не предусматриваются, учитывая, что реализация федерального государственного образовательного стандарта предполагает всестороннее развитие личности обучающихся.
В регионах наблюдается, к сожалению, общая тенденция относительного уменьшения оплаты труда учителей за исполнение ими должностных обязанностей, с одной стороны, и соответственно увеличения оплаты за дополнительные виды работ, с другой, что приводит к интенсификации труда, не сопровождаемой адекватным увеличением материального вознаграждения. При этом в целом ряде случаев эти виды работ не связаны ни с должностными обязанностями учителей, ни с требованиями обеспечения образовательного процесса, не влияют на качество и результаты работы, не отвечают принципам прозрачности и понятности для всех при распределении стимулирующих выплат работникам образовательных учреждений, что является, по мнению профсоюза, недопустимым.
Эти и другие различия в системах оплаты труда учителей, допускаемые при их применении нарушения трудового законодательства, а также отсутствие единых критериев и показателей оценки деятельности учителей при стимулировании их труда вызывают их недовольство, рождают непонимание целей реформирования оплаты труда, не позволяют обеспечивать равную оплату за труд равной ценности.
Участники пленума с удовлетворением восприняли Ваше поручение министру образования и науки А.А. Фурсенко совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ проанализировать ситуацию с введением в учреждениях образования новой системы оплаты труда, обратив особое внимание на необходимость выработки транспарентных принципов распределения стимулирующей части фонда оплаты труда, по итогам встречи 25 марта 2009 года с группой лидеров первичных профсоюзных организаций из разных регионов России.
В связи с Вашим поручением, принимая во внимание важность обеспечения права равной оплаты за равноценный труд работникам, реализующим федеральные государственные образовательные стандарты, полагаем необходимым:
– Правительству Российской Федерации установить базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников бюджетных учреждений в качестве государственных гарантий по оплате труда за исполнение должностных обязанностей, которые могли бы быть привлекательными для пополнения образовательных учреждений молодыми кадрами;
– определить единые принципы и условия при формировании фиксированных размеров ставок заработной платы (окладов) работников региональных и муниципальных образовательных учреждений за исполнение должностных обязанностей, при применении к ним повышающих коэффициентов в зависимости от квалификации, а также при стимулировании труда работников с учетом качества и результатов труда;
– безотлагательно утвердить новые квалификационные характеристики по должностям работников образовательных учреждений, определяющих их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации, так как все ранее действовавшие нормативные правовые акты по этим вопросам в сфере образования Минздравсоцразвития России поспешило отменить;
– ограничить требования по представлению учителями и другими педагогическими работниками разного рода сводок и справок, регулярных, в том числе ежедневных письменных отчетов об их деятельности, поскольку вал бумажной работы, захлестнувший образовательные учреждения, привел к резкому сокращению времени у педагогических работников на повышение квалификации и самообразование;
– исключить зависимость размеров оплаты труда учителей от количества обучающихся в пределах нормативной наполняемости классов с целью преодоления практики неоправданного возложения на учителей ответственности за демографическую ситуацию в стране;
– не использовать в практике исчисления заработной платы учителей дифференциацию уровней оплаты их труда на основе ранжирования учебных предметов по принципу сложности;
– определить и систематизировать критерии и показатели оценки деятельности учителей, не допуская применения критериев и показателей, которые не могут служить объективной оценкой результатов педагогической деятельности всех учителей;
– исключить практику стимулирования труда руководителей образовательных учреждений за счет средств, направляемых на поощрение всех работников учреждения;
– осуществлять действенный контроль за соблюдением федерального трудового законодательства, не допуская принятия нормативных правовых актов на уровне субъектов РФ, устанавливающих параллельное правовое регулирование, противоречащее федеральному законодательству, в ходе проводимых экспериментов в области оплаты, нормирования труда и аттестации работников;
– учитывать положительные результаты мер, осуществляемых в регионах – участниках КПМО, по повышению заработной платы работников региональных и муниципальных образовательных учреждений с учетом результативности и качества их труда при оценке выполнения принятых этими регионами обязательств по введению НСОТ, независимо от применяемых методик формирования и распределения фондов оплаты труда.
Участники Пленума считают крайне необходимым включить в антикризисную программу ряд мер, направленных на сокращение числа бедных среди работающего населения, в том числе среди работников образовательных учреждений.
По данным мониторинга, проведенного профсоюзом, доля работников сферы образования, заработная плата которых не превышает утвержденного на федеральном уровне МРОТ, достигает в целом ряде регионов 50-60%.
Учитывая, что столь актуальная в настоящее время концепция достойного труда как инструмент сокращения бедности, справедливого распределения результатов труда и улучшения его условий нашла отражение в программе партии «Единая Россия», убедительно просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, дать поручение внимательно рассмотреть предложения участников V Пленума Центрального комитета Общероссийского Профсоюза образования:
– об индексации в 2009 году заработной платы работников образовательных учреждений в размере не ниже реального уровня инфляции с обеспечением соответствующего механизма оказания финансовой помощи из федерального бюджета в случае отсутствия необходимых средств на эти цели в бюджетах субъектов РФ и муниципальных образований;
– о выделении дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета в порядке оказания финансовой помощи бюджетам субъектов РФ с учетом уровня их бюджетной обеспеченности на восполнение расходов, связанных с выполнением федерального закона об установлении с 1 января 2009 года МРОТ в размере 4330 рублей;
– о внесении изменений и дополнений в соответствующие статьи Трудового кодекса РФ с целью изменения состава МРОТ для восстановления в бюджетных учреждениях дифференциации в оплате труда между работниками, занятыми трудом, не требующим квалификации, и специалистами высокой квалификации, а также для восстановления дифференциации в оплате труда работников с учетом климатических условий проживания;
– о принятии комплексных мер, направленных на безусловное обеспечение нормативного порядка финансирования образовательных учреждений с целью преодоления в условиях резкого сокращения налоговых поступлений в региональные и муниципальные бюджеты расширяющейся практики уменьшения размеров заработной платы работников в связи с сокращением фондов оплаты труда в образовательных учреждениях.
22 апреля 2009 года Москва
Обсудив вопрос «», V Пленум Центрального комитета профсоюза ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Комментарии