«Учитель на замену» – проект, оказавший неоценимую помощь московским школам во время пандемии. Этот интернет-сервис, разработанный Городским методическим центром в 2019 году для замены учителей в периоды роста заболеваемости ОРВИ, пришелся как нельзя кстати в последние два года.
Проект позволяет в кратчайшие сроки (около трех часов) организовать замену временно отсутствующего педагога или помочь учителям из группы риска в проведении дистанционных уроков.
Принять участие в проекте совсем несложно: учителям, специалистам дополнительного образования, студентам педагогических вузов и колледжей достаточно разместить электронное резюме на сайте сервиса (https://zamena.mosmetod.ru/) и пройти независимую онлайн-диагностику Московского центра качества образования по выбранному предмету. Удобно пользоваться ресурсом и директорам школ: интуитивный интерфейс позволяет быстро сформировать заявку на замену или ассистирование педагогу. По статистике, более 130 школ Москвы уже воспользовались услугами сервиса «Учитель на замену».
Разумеется, студенты Московского городского педагогического университета не остались в стороне от столь важного и интересного проекта. Мы побеседовали с двумя студентками кафедры романской филологии Института иностранных языков направления «Педагогическое образование (итальянский язык)», принявшими участие в проекте «Учитель на замену». Маргарита Симонова и Анастасия Шатских рассказали о своем опыте: о том, какие навыки они смогли развить, с какими трудностями столкнулись и чем отличается работа в проекте от классической педагогической практики.
– Почему вы решили принять участие в проекте? Какие предметы вы преподавали?
Маргарита Симонова:
– Я решила принять участие в проекте «Учитель на замену», потому что хотела попробовать себя в роли настоящего учителя, прежде чем устраиваться на работу после окончания института, чтобы понять, хочу ли я продолжать развиваться в этой сфере, нравится ли мне это. Меня пригласили в школу заменять учителя русского языка в 5‑х и 7‑х классах.
Анастасия Шатских:
– Я хотела ощутить атмосферу школы, понять, хочу ли я действительно после окончания университета работать в школе, насколько мне будет комфортно работать с детьми разных возрастов. Я преподавала английский язык.
– Какие навыки вам помог развить проект?
Маргарита Симонова:
– Самостоятельность и ответственность. Когда я пришла в школу, мне пришлось многие организационные вопросы (распределение баллов, работа с электронным дневником, поиск материалов) решать самостоятельно и очень быстро. Но я справилась.
Анастасия Шатских:
– Проект помог развить навыки составления планов урока, так как раньше у меня не было необходимости ежедневно планировать свою деятельность и деятельность учащихся в течение нескольких недель. Не раз я использовала индивидуальный подход к обучающимся, еще раз убедилась, насколько важно находить контакт с каждым учеником. И несколько раз мне приходилось импровизировать на уроке, перестраивать план занятия, что помогло почувствовать уверенность в своих силах, знать, что я могу быстро сориентироваться в любой ситуации.
– С какими трудностями вы столкнулись?
Маргарита Симонова:
– Во-первых, я совсем не была готова быть учителем русского языка, так как мой профиль – иностранные языки. Это заставило меня выйти из зоны комфорта и попробовать что-то новое для себя. Во-вторых, почти в каждом классе, в котором мне довелось проводить уроки, были один или два человека с ЗПР. У нас был такой предмет в программе, нас учили, как нужно работать с такими детьми, что им нужно уделять особое внимание и использовать индивидуальный подход. Но на практике все оказалось сложнее. Проект позволил мне по-настоящему понять, как эффективно работать с детьми с ЗПР.
Анастасия Шатских:
– К сожалению, было несколько моментов, которые мне запомнились в негативном ключе. Во-первых, преподаватели очень критично относились к моему пребыванию в школе, так как считали, что студентка, не окончившая вуз, не обладает всеми необходимыми навыками и умениями для преподавания. Также я не получила поддержки, на которую рассчитывала, мне приходилось самой решать текущие задачи, настраивать Интернет для своих уроков, доступ в электронный журнал я получила в последний день работы, несмотря на то что меня должны были курировать.
– Какие пути решения проблем вы нашли или видите?
Маргарита Симонова:
– Я давала отдельные задания детям с ЗПР, уделяла им особенное внимание. Поначалу некоторые дети нервничали, но довольно быстро ко мне привыкли, и проблема решилась.
Анастасия Шатских:
– На мой взгляд, поддержка молодого педагога в школе очень важна. Если более опытные коллеги поделятся своими знаниями, дадут совет или предложат помощь, это будет очень кстати. Конечно, молодые учителя должны быть готовы к трудностям, но с поддержкой со стороны их всегда проще преодолеть.
– А как дети отнеслись к вашему появлению в классе?
Маргарита Симонова:
– По-разному. Ученики 5‑7‑х классов очень хорошо отнеслись, как к штатному учителю. С детьми постарше было немного сложнее, но в целом мы с ними нашли общий язык, когда я пояснила свои требования и систему оценивания. Одна девочка, правда, отказывалась выполнять мои указания, и я спросила совета у завуча по этому случаю. К счастью, она помогла найти решение проблемы, и ситуация наладилась.
Анастасия Шатских:
– Класс, в котором я выходила на замену, очень любил своего постоянного учителя, поэтому ребята были расстроены. Но вели себя уважительно. Была проблема с некоторыми семиклассниками, думаю, из-за переходного возраста: хулиганили, не справлялись с заданиями. Я применяла индивидуальный подход к ним, давала другие задания, не такие сложные. Уделяла им больше внимания, контролировала. Со временем такая тактика сработала, и они стали работать вместе со всем классом.
– Чем отличается этот проект от обычной педагогической практики в школе?
Маргарита Симонова:
– Проект сильно отличается от практики в школе тем, что здесь ты предоставлена самой себе. Тебе самостоятельно нужно проводить уроки и решать все возникающие проблемы, тогда как на школьной практике рядом с тобой находится руководитель, опытный учитель, который всегда поможет и подскажет.
Анастасия Шатских:
– В данном проекте ты действительно работаешь учителем: у тебя 6‑7 уроков каждый день, много учеников, совсем другие нагрузка и ответственность, нежели на обычной практике. Здесь ты один отвечаешь за учеников, за их безопасность. Но зато твоя работа оплачивается наравне с полноценным «взрослым» преподавателем.
– Будете ли вы участвовать в дальнейшем в этом проекте?
Маргарита Симонова:
– Обязательно буду, это отличный опыт! Практически это была сокращенная по времени версия того, чем я буду заниматься после выпуска. Я реализовала на практике многое из изученного в теории в университете, и это был бесценный опыт.
Анастасия Шатских:
– Да, с удовольствием приняла бы участие в данном проекте и в дальнейшем. Это позволит получить опыт работы в разных школах, сравнить их между собой и, возможно, определиться с будущим местом работы.
– Несколько слов в заключение…
Маргарита Симонова:
– Проект многому научил меня и заставил задуматься о том, что такое профессия учителя. Этот трехнедельный опыт еще раз показал, что ученики разные, но ко всем можно найти подход.
Анастасия Шатских:
– Мне было очень комфортно работать с детьми: они все были разными, послушными и не очень, стремящимися к новым знаниям или постоянно посматривающими на часы в надежде, что скоро прозвенит звонок. Я поняла, что к любому ребенку можно найти подход, просто иногда для этого требуется больше времени. Это был бесценный опыт, который помог мне понять, что работать в школе интересно, я бы с удовольствием попробовала устроиться учителем на постоянной основе.
Таким образом, проект «Учитель на замену» позволяет эффективно выстроить уникальную систему «наставник – студент – школьник», в которой каждый участник процесса получает возможность приобрести новые навыки и умения, а также усовершенствовать ранее приобретенные знания. В частности, участие в данном проекте позволяет студентам сформировать такие навыки, как эффективное применение инновационных и активных методов обучения на уроках в школе. Несмотря на то что студенты-педагоги не всегда преподают свои профильные предметы, это действительно важный опыт, который позволяет получить навык полноценной работы школьным учителем еще до выпуска из университета.
Кристина КУЗНЕЦОВА, ассистент кафедры романской филологии Института иностранных языков МГПУ;
Зинаида ТЮРИНА, старший преподаватель кафедры романской филологии Института иностранных языков МГПУ;
Александра ТОКАРЕВА, старший преподаватель кафедры романской филологии Института иностранных языков МГПУ
Комментарии