В конце прошлого года Государственная Дума РФ приняла закон о новых государственных образовательных стандартах, в которых особое место будет уделяться воспитанию. Примечательно, что новые стандарты предъявляют требования не только к качеству образования, но и к условиям, которые необходимо создать в школе. Нынешние стандарты будут личностно-ориентированными, направленными на взаимодействие семьи и школы. Такое сотрудничество особенно важно на начальном этапе обучения, когда в становлении личности ребенка, благополучном вхождении его в образовательную среду огромную роль играют родители. Разработка новых стандартов будет идти поэтапно и начнется, естественно, с начальной школы. Каким должно быть содержание новых стандартов; будет ли новый стандарт учитывать все то многообразие методик, которое есть в начальной школе; как индивидуальный подход к ребенку совместить со стандартизацией; по каким критериям будут оцениваться воспитанность ребенка и успешность его социализации – вот краткий перечень вопросов, которые обсуждались на «круглом столе» в «Учительской газете». Мы пригласили в «УГ» не только разработчиков стандартов для начальной школы, но и авторов учебников, а также учителей, работающих с младшеклассниками, и, конечно же, их родителей – главных заказчиков образовательных услуг.
Ольга ЛОГИНОВА, издательство «Просвещение», руководитель группы по подготовке стандартов нового поколения:
– Проект государственного стандарта второго поколения многогранен, он затрагивает множество аспектов. Я бы хотела остановиться на некоторых особенностях новых стандартов, а также на планируемых результатах, подходах к ним, отборе базовых педагогических технологий и проектировании учебного процесса. Новый стандарт адресован прежде всего взрослым и описывает то, чему они должны учить и научить ребенка. Причем учить желательно так, чтобы учиться детям было интересно и радостно. Нынешний стандарт понимается как общественный договор личности, семьи, государства, всех заинтересованных сторон. Поэтому рассматривается прежде всего как совокупность требований к структуре образовательных программ (чему и как учить), требования к результатам образования (чему научить), а также к условиям, которые должны быть школе обеспечены, чтобы она могла добиваться в очерченных рамках необходимых результатов, в которых заинтересована семья и сам ребенок. Эти интересы на основе специальной методики и ежегодного мониторинга выявляются, интерпретируются, разрабатывается методика их согласования. Какие-то решения могут быть приняты уже на уровне школы, а что-то должно согласовываться на следующих инстанциях, вплоть до верховных. Такая процедура согласования приводит к тому, что появляются целевые установки в адрес образования, которые и становятся требованиями к результатам образования. Примерные требования к результатам образования разработаны. Это, конечно, пока проект, черновик, сырой материал, его следует обсуждать и уточнять. Требования к результатам – не узкопрофессиональный документ, он адресован самым широким слоям населения и, конечно, депутатам Государственной Думы, которые принимают решения о финансировании образования. А профессиональный документ, адресованный педагогам, мы условно называем «Планируемые результаты освоения основных учебных программ». В этом году мы занимались разработкой планируемых результатов по некоторым предметам начальной школы (русский язык и чтение, математика, окружающий мир) и сейчас находимся на стадии экспериментальной проверки. Планируется, что в 2008-2009 учебном году в эксперимент вступят первые классы 14 пилотных регионов, в следующем году – вторые классы. В пилотных регионах определяются около 10 процентов школ, которые будут задействованы в учебном процессе.
Что такое планируемые результаты образования? Их задача – описать основной круг профессиональной деятельности, основные «предметные» результаты начального образования, основные требования к нему. В первую очередь те предметные универсальные способы действий, которые рассматриваются как основа для развития и формирования способностей учеников и как основа продолжения образования на следующих ступенях обучения. Один из важнейших результатов – это воспитание умения учиться. Не менее значимый результат – это индивидуальный прогресс ребенка в основных сферах личностного развития. Я должна сказать, что когда мы подходили к разработке планируемых результатов образования, то обращали особое внимание на две составляющие содержания образования – фундаментальную и функциональную. При этом хотелось бы отметить, что содержание образования не сводится только к учебному материалу. Это еще и ключевые универсальные учебные действия. И то и другое является непосредственным содержанием образования в начальной школе.
Еще один момент – возраст учеников. Он тоже вносит определенную специфику в разработку. В частности, много внимания в планируемых результатах уделяется работе с учебными моделями. Третья особенность планируемых результатов – это интегративный подход. К примеру, на уроке русского языка мы отрабатываем такую форму высказывания, как интервью, умение задать вопрос, умение оценить его качество. Потом эта форма активно используется на уроках истории и окружающего мира. Еще один важный момент – ИКТ. ИКТ как образовательная технология, а не как отдельный предмет «Информатика», умение работать с информацией прежде всего. В начальной школе мы ограничивались поиском и сортировкой информации, ее упорядочиванием и хранением. ИКТ рассматривается и как активный инструмент деятельности, в том числе познавательной – умение пользоваться редакторами, интернетом, различными ИКТ-средствами…
Таким образом, планируемые результаты рассматриваются нами как некая система личностно-ориентированных целей образования. Следующий элемент планируемых результатов – это показатели их достижений. Они нужны, чтобы можно было убедиться в том, что поставленные цели достигнуты учителем и ребенком. Показатели формулируются в виде различных учебных задач и учебных ситуаций, представленных на двух уровнях освоения их ребенком: задачи, которые дети могут выполнить самостоятельно и уверенно, и задачи, которые выполняются детьми самостоятельно или с помощью сверстников или взрослых. Такой подход, как нам представляется, открывает более широкие и, что важно, легитимные возможности для реализации дифференцированного подхода, индивидуализации обучения. Разрабатываются также критерии и методы оценивания.
Структура планируемых результатов в целом традиционна, потому что содержание начального образования, особенно языкового, математического, в принципе сложилось и довольно устойчиво. Новые элементы – это работа с моделями, элементы стереометрии и работа с данными в курсе математики, работа с текстом – устным и письменным – в курсах русского языка и чтения, методология познания – в курсе окружающего мира. Новые элементы изучаются на простом уровне. Так, в математике предполагается, что дети научатся не называть пространственные фигуры, но активно работать с моделями многогранников и тел вращения: раскрашивать грани, получать отпечатки вершин, граней, ребер, делать сечения и развертки – и на этой основе получат простейшие представления планиметрии, заложат основы для формирования пространственного мышления.
Планируемые результаты разрабатываются не изолированно. Параллельно идет разработка педагогических методов, приемов, технологий их достижения. Самое важное здесь – это позиционирование учителя. Как он видит себя, свою задачу – рассказать детям то, что написано в программах и учебниках, и затем оценить то, что у них отложилось, или организовать такую деятельность, которая позволит каждому научиться правильно действовать в той или иной учебной ситуации.
Особое внимание уделяется проблеме оценки. Это одна из самых сложных проблем, наименее разработанных. Стараемся разработать целостную систему – от стартовой диагностики до итогового оценивания: методы, формы, инструментарий, систему фиксации данных. Вот, например, итоговые комплексные проверочные работы на конец 1-4-х классов, которые не «завязаны» на какой-то конкретный учебник. Все эти работы построены на основе несплошного текста (текста с иллюстрациями, таблицами), который детям предлагается прочесть, а затем ответить на ряд вопросов, требующих как работы с прочитанным текстом, так и определенных предметных знаний – и по чтению, и по математике, и по русскому языку, и по окружающему миру. Все задания делятся на две части – основную и дополнительную. Для оценки каждого задания и работы в целом приводятся критерии и нормы.
Это лишь та часть работы, которая выполнена нашей группой, но над разработкой стандарта и сопровождающих его документов работает много групп (более 10). Разрабатываются и учебные планы, и примерные учебные программы. Идет разработка системы оценивания в контексте оценки качества образования; разработка универсальных учебных действий, нормативной базы, гигиенических требований, системы педобразования и других проблем.
Что наша группа выносит в качестве экспериментальных материалов? В первую очередь на экспертизу выносятся планируемые результаты, концептуально-методические основы и технологическая схема проектирования учебного процесса, а также различные учебные материалы: систематизированное описание учебных ситуаций, диагностические задания, элементы системы оценивания.
Мы прекрасно понимаем, что такой подход многого потребует от учителя – и прежде всего в идеологии всей работы. Работать по учебнику или работать на результат? Это серьезное изменение. Потребуется и осваивать ИКТ, новые методы работы, обновленное содержание… Поэтому на встречах с представителями пилотных регионов мы прежде всего просили их оценить комплексно предлагаемый подход и дать общее заключение – готовы ли они затрачивать столько усилий, готовы ли включиться в эту работу с полной ответственностью и отдачей? Пока мы получили позитивный ответ.
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, главный редактор «Учительской газеты»:
– Готовы ли учителя работать по программе, о которой вы сейчас говорили? Понравилась ли представленная концепция присутствующим здесь родителям?
Александра ЛАРИОНОВА, юрист, мама троих детей:
– Вполне. Насколько я могла это оценить как родитель, а не как специалист.
Светлана ЯКОВЛЕВА, руководитель центра Занкова Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров:
– Как и в предыдущем стандарте, не будет никакого членения по классам. Это даст возможность планировать всю образовательную траекторию как образовательным учреждениям, так и автору. На данный момент мы разработали по три варианта планирования учебного материала, то есть видения того, как будет преподноситься материал. Это не значит, что один вариант разработан для слабых, другой – для средних, третий – для сильных учеников. Это разное видение преподавания предмета. Но мы не ставим на этом точку, мы говорим, что, включаясь в обсуждение, вы можете в школе разработать четвертый вариант планирования того, как вы будете преломлять темы, какие учебники будете для себя выбирать. Наверное, дальше возникнут вопросы об учебниках, насколько существующие будут соответствовать новым стандартам. Я хочу сказать, что 50 процентов учебников соответствуют им уже сейчас. Понятно, что остальные придется перерабатывать. А учителям и авторам – изменять свой подход, свое видение. Но тем не менее вы прекрасно знаете, что не первый год в образовании внедряется личностно-ориентированный подход. Мне кажется, что когда возникает вопрос о подготовке учителя, то, конечно, он не решится за один этап. И в первую очередь, когда мы разрабатывали эти программы для группы по русскому языку, помимо планирования трех вариантов, мы давали варианты деятельности детей на уроке, пытались прописать приблизительно эти учебные ситуации. Так как все равно есть некие изменения в базисных образовательных планах, то, мне кажется, очень хорошо, что учителю начальной школы будет в каждом классе дано дополнительно 10 часов, которые можно использовать на дополнительное образование. А если уж говорить о гендерном и индивидуальном подходах, то все это можно заложить не только в рамках учебной деятельности, но и во внеурочную работу. Если говорить о работе Академии повышения квалификации, то нам, безусловно, придется работать с разными категориями, в первую очередь с учителями и методистами, которые будут контролировать, координировать и помогать учителю реализовывать все это. Конечно же, мы будем работать с администраторами образования, с органами управления образованием для того, чтобы они тоже могли поддержать школу. Наверно, очень важно сейчас то, что в пилотных территориях выбирали учителей с высшей квалификационной категорией, с одинаковым стажем работы, с одинаковым количеством выпусков. Эти учителя работают по разным системам и учебникам. Это позволит нам на этапе эксперимента увидеть, что получается, а что вызывает трудности.
Елена САПЛИНА, автор учебников по истории и учебника «Окружающий мир», 1-4 класс, издательство «Дрофа»:
– Я автор учебника, который вышел еще 15 лет назад и назывался «Введение в историю». Он когда-то произвел взрыв, потому что совершенно по-новому подавал исторический материал, не просто как эпизодические рассказы. Новый стандарт был нужен прежде всего потому, что изменились все социально-экономические условия, началась компьютеризация, экранная культура сменила книжную. Психологи говорят, что у детей клиповое сознание. Я вижу, что учителя, даже не зная каких-то технологий, пытались изобретать что-то новое, внедрять деятельностный подход. Почему мой учебник сделал прорыв? Потому что там была принципиально иная подача материала, основанная на новых технологиях. Сегодня нужно по-новому выстроить эту систему повышения квалификации, и никакой стандарт не будет хорошо освоен, если учителя не пройдут через эту систему повышения квалификации и не поймут, что же им нужно, что от них требуют. Это очень важно. Только тогда они смогут донести это понимание и до родителей.
Очень важно, что сегодня акцентировали внимание на том, что содержание действительно не изменится. Принципиально меняется методический подход к подаче материала в учебниках. Конечно, учебники с этой точки зрения, наверно, должны быть другими, должны быть построены на технологии деятельности. Учебник – это не просто книга для чтения, это инструмент организации учебного процесса. И учитель на уроке сегодня – это не говорящий телевизор, а дирижер.
Ольга ЛОГИНОВА:
– Я хочу сделать еще одно уточнение. Когда я говорю о новой позиции учителя, то имею в виду прежде всего его главную задачу – научить каждого ученика.
Оксана ТКАЧ, учитель начальных классов средней школы №1978, Москва:
– Все требования могут выполнить только лучшие, остальные не в силах с ними справиться. А я все-таки уверена, что стандарт должен охватывать всех учеников, а не только сильных. У меня, к примеру, учатся дети из разных семей. Есть такие, которым родители практически не уделяют внимания. А ведь в начальной школе это особенно важно. Да и учителя, работающие в начальной школе, тоже разные.
Елена КУКИНА, учитель начальных классов прогимназии №63, поселок Белозерский Воскресенского района Московской области:
– Я бы хотела сказать, что учителям начальных классов очень важно работать с родителями, а не только с детьми. Я, к примеру, встречаюсь с мамами и папами моих малышей каждую пятницу, ведь, как правило, ребенок в начальной школе готовится к урокам вместе с родителями, и им необходимо знать, какие же требования предъявляет школа их ребенку.
– Мы не ждем, что стандарт начнет выполняться каждым учителем с завтрашнего дня. Это совершенно очевидно. Но я должна сказать, что уже 10-15 процентов учителей способны его реализовывать в полном объеме. Что мы делаем в регионах? Прежде всего строим базовые школы, ресурсные центры. С другой стороны, если это технологично отработано, если это проверено и учителю даны все методические материалы, то, вообще-то говоря, не такие большие усилия потребуются от учителя.
Татьяна АНДРЕЕВА, методист по начальной школе гимназии №56, Санкт-Петербург:
– Проект стандартов мы обсудили, и все учителя очень довольны теорией. Если мы придем к такой модели образования, то это будет переворот в образовании. Не знаю, как учителя-практики, но у нас есть некоторые вопросы. Первый вопрос касается содержания образования. Все мы прекрасно знаем умного, глубокого ученого Иванова. У нас в гимназии любят программу «Система XXI века». Но она ориентирована на сильного ученика. А как же остальные? Сегодня нам нужна новая система повышения квалификации. А пока существует разрыв между учеными, которые планируют выход на совершенно правильную модель выпускника, и теми учреждениями, где повышают квалификацию специалисты.
Светлана ЯКОВЛЕВА:
– У нас в академии разработан проект программы для региональных ИПК, но пока что для пилотных регионов.
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ:
– В стандарте нового поколения особое внимание уделяется воспитанию. Каким образом это будет реализовываться?
– Воспитание происходит в процессе совместной деятельности детей и учителей. Формирование такой программы совместной деятельности – одна из основных задач. Кроме этого, там планируется своя система результатов, хотя для воспитания это крайне сложная вещь. Никакие личностные показатели здесь не могут явным образом фиксироваться. В рамках работ над стандартом планируется создание «модели выпускника», но не бойтесь, никого не будем сравнивать с этим портретом. Это рамки, которые задают определенные ориентиры и разработчикам, и тем, кто исполняет те или иные программы.
Вера АЛЕШИНА, учитель начальных классов средней школы №1411, Москва:
– В последнее время у нас ведется безоценочная система в начальной школе. Очень хочется создать комфортную обстановку доверия, такую обстановку, чтобы ребенок стремился в школу, чтобы она для него стала вторым домом. Ведь порой и родители не знают, как себя вести с ребенком и как с ним общаться, когда он пошел в школу. Я думаю, этому тоже надо учить. Но ведь дети в этом возрасте очень привязаны к родителям. Мне захотелось создать систему, которая может объединить и родителей, и детей, и бабушек, и дедушек. Вот так я пришла к семейному клубу, который открыла в 2000 году. Этот клуб называется «Родничок», у нас есть своя эмблема, девиз. Смысл работы клуба – сдружить коллективы родителей и детей.
Виталий АЛЕЕВ, автор учебников по музыке, издательство «Дрофа»:
– Коль скоро мы сегодня обсуждаем стандарты для начальной школы, мне хотелось бы задать один ключевой вопрос Ольге Логиновой. Вы говорили, что стандарт направлен на ребенка. О том, что в нем преимущественно реализуются гуманистические и гуманитарные подходы. И вместе с тем, когда вы представляете нам свои планируемые результаты по предметным областям, я совершенно не вижу эстетического воспитания, как будто это звено выпало. У вас разрабатывается эта предметная область?
– Это в планах будущих разработок.
Виталий АЛЕЕВ:
– Мне трудно сейчас говорить об эстетическом воспитании, поскольку, как я понял, вы еще не приступили к разработке этого блока. Пожалуйста, обратите на это большое внимание. Если это будет все тот же один час на предмет, это практически не изменит ситуацию. Этот вопрос сегодня поставить своевременно. Ведь от этого зависит культура, воспитание души подрастающего поколения. Я считаю, что уроки эстетического воспитания, в том числе уроки музыки, которые предполагают комбинированный и интегрированный подходы, там, где сочетаются не только знания, раскрепощают душу, сознание в самом лучшем смысле этого слова. Когда этот стандарт заработает, очень бы хотелось, чтобы трансляция этого стандарта была не только в нормативных документах, которые, в частности, выпускает издательство «Дрофа». Когда я езжу по России, встречаюсь в регионах с учителями и начинаю говорить о стандартах, то многие об этом просто понятия не имеют. Я даже осмелюсь высказать такое пожелание: может быть, имеет смысл включить знание стандарта для учителя при аттестации, во всяком случае на высшую категорию?
– Учитель работает не по стандарту, а по учебнику. И если учебники соответствуют стандарту, то, может быть, большой беды в незнании стандарта нет. Но для учителя-мастера, для учителя, который стремится сделать свое и понять первооснову, очень важно иметь верную исходную базу. В этом смысле планируемые результаты – это как раз тот документ, который учителю небесполезен.
Татьяна АНДРЕЕВА:
– Один из самых сложных вопросов – это преемственность начальной школы и средней. Учителя средней школы не знают, с чем должны к ним приходить дети из начальной школы. Как правило, их требования завышены.
– Большинство родителей не понимают, что они калечат своих детей, когда решают за них , что ребенок должен быть физиком, математиком, великим писателем или великим спортсменом. И отсекают все, что мешает продвижению вперед. В школе родители пишут записки: освободите от урока физкультуры, потому что нужно готовиться к физике. Освободите от уроков технологии, изо, музыки, потому что ожидается олимпиада по химии. До тех пор, пока будет деление на предметы важные и второстепенные, у нас будет существовать эта проблема.
Ольга КУБАСОВА, автор учебника «Литературное чтение», 1-4 класс, издательство «Дрофа»:
– Мне очень понравилось выступление Ольги Логиновой, теоретические подходы к созданию новых стандартов. Но когда я беглым взглядом посмотрела эти материалы, мне показалось, что реализация этих подходов сомнительна. Приведу конкретные факты. Цитирую: «Дети должны ежедневно в течение длительного времени без перерывов и отвлечения на другую работу писать и создавать творческие работы». Кроме того, графическое изображение рассказа, если мы говорим о создании ситуации. Разве это не формализм, чтобы маленькие дети, читая рассказ, не стремились к тому, чтобы почувствовать, представить? Как я это графически изображу? Это нормальное отношение к родному слову, если все формализовать? Кроме того, вот еще задание: сравните стиль двух авторов. Не настолько богат литературный опыт маленьких детей, чтобы они могли сравнивать стиль авторов.
– Естественно, пока это черновые материалы, может быть, не вполне точно или не лучшим образом сформулированные. Поэтому-то они и выносятся на эксперимент, который много поправит или даже отбросит. Что касается чтения, то художественное слово и художественный образ, эмоциональность – это, конечно, замечательно и необходимо. И никто от этого не собирается отказываться. Но нужно уметь читать не только художественные тексты, но и, например, учебные, со своей специфичной структурой.
– У меня вопрос к разработчикам. А эту теоретическую часть Минздравсоцразвития с точки зрения соответствия СанПиНам проверял?
– На СанПиНы теоретические высказывания проверять нельзя. Можно проверять, к чему приводит их реализация на практике. И здесь работает группа, возглавляемая Владиславом Ремировичем Кучмой. Она разрабатывает методики оценки нагрузки детей и их состояния. Конечно, если выясняется, что наши предложения ухудшают ситуацию, мы будем их пересматривать. Но у нас расчет не на это, что возрастет мотивированность, интерес. Реально появится индивидуализированное обучение. И тогда это будет сказываться позитивно. Проблема ведь не в том, чтобы разгрузить всех детей, чтобы нагрузка была посильной, давала толчок для развития. А без напряжения нет и обучения.
– Коллектив создал теоретические предпосылки, разработки для внедрения в начальную школу нового поколения стандартов. Уже отобраны пилотные регионы. Сколько лет будет продолжаться этот эксперимент?
– Сейчас проходит предэкспериментальная проверка наиболее квалифицированными учителями, имеющими опыт экспериментальной работы. В 2008 году по новым стандартам будут работать первые классы, потом – вторые и так далее. Я не могу назвать точные цифры. Потому что если скажу – 2012 год, как это планируется, то это ничего не скажет. Нужно подождать, что покажет эксперимент.
Александра ЛАРИОНОВА:
– У меня двое детей в начальной школе, дети могут многое, при одном условии – если они любят школу. Мое мнение не как специалиста, а как матери, что ребенок может любить школу только в том случае, если школа – это не только русский язык и математика, если в ней есть внеурочная работа, кружки, секции, клубы по интересам. Школа – это комплекс, в котором участвуют учителя, дети и родители.
– На мой взгляд, Александра Ларионова очень верно обозначила миссию школы – объединить детей, учителей и родителей. Особенно это важно для малышей, в начальной школе, когда ребенку еще только предстоит адаптироваться к образовательной среде. Новые стандарты как раз и предусматривают такое взаимодействие, создают все условия для его реализации. «УГ» будет внимательно следить за разработкой стандартов для начальной школы, и, я думаю, у нас будет повод еще не раз собраться за «круглым столом».
«Круглый стол» подготовили и провели
Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, Светлана РУДЕНКО, Михаил БОНДАРЕВ
Комментарии