Наступивший год указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Корреспонденты газеты «Школьная пора» взяли интервью у Екатерины БОГОМОЛОВОЙ. Екатерина Витальевна, по мнению учеников школы №1411, и есть яркий пример современного учителя-наставника, обладающего знанием предмета, владеющего методикой, умением правильно оценивать учащихся и любить детей, быть их другом и помощником.
– Екатерина Витальевна, детство и юность вы провели в Звездном городке, жили и учились в этом знаменитом на всю страну месте, где начиналась вся отечественная пилотируемая космонавтика, находился Центр подготовки космонавтов тогда еще Советского Союза, а ныне России. Наверное, вам случалось в повседневной жизни видеть многих космонавтов, может быть, вы дружили с их детьми. Каково это – с ранних лет быть так близко к космосу?
– Да, это правда, я начиная с четырех лет вместе со своими родителями жила в Звездном городке. Хотелось бы пояснить, что Звездный городок – это небольшой населенный пункт, защищенный от посторонних глаз бетонной стеной и строгим контрольно-пропускным режимом, тогда довольно секретный военный объект, в котором начиналась еще неведомая никому легендарная эра освоения космоса. Сейчас вы можете приехать сюда на экскурсию. Звездный городок находится в двадцати километрах от Москвы, там и сейчас работает Центр подготовки космонавтов, тренирующий специалистов для будущих полетов в космос. Когда мне было четыре года, моего папу, тогда капитана военно-медицинских сил, только что окончившего Военно-медицинскую академию в Ленинграде, отправили туда для дальнейшего прохождения военной службы, а именно в команду специалистов, обеспечивающих подготовку будущих космонавтов.
В то время в Звездном городке был построен всего один жилой дом для семей военнослужащих, в нем мы и жили, а остальные дома строились, в том числе школа, детский сад. Так на моих глазах люди обживали и застраивали это затерянное (тогда еще в густых лесах Подмосковья) место. Жизнь проходила обыкновенно: сначала я ходила в детский сад, потом в школу. И везде мы, дети, находились бок о бок с точно такими же, как мы, детьми космонавтов. В городке была одна школа, и ныне мы все, кто в ней учился, являемся выпускниками легендарной Школы имени В.М.Комарова, которую назвали в честь первого космонавта, погибшего при выполнении космического полета, а наша пионерская дружина носила имя Ю.А.Гагарина.
У нас в школе был свой гимн, он назывался «Мы – гагаринцы», в нем есть чудесные строки: «Нам, друзья, еще достанется в жизни подвиг совершить. Мы – гагаринцы, как же подвигу не быть!» Этот гимн поют и сейчас ребята, которые учатся в этой школе, меня часто приглашают в мою родную школу на разные мероприятия. А что касается тех далеких лет, мы не считали чем-то необыкновенным наши встречи с космонавтами. Они часто приходили в школу на встречи с учащимися, эти настоящие герои тогда были для нас всего лишь обыкновенными папами наших одноклассников. Но торжественный момент, когда первая женщина-космонавт Герой Советского Союза Валентина Владимировна Терешкова вручала мне аттестат о среднем образовании на выпускном балу по случаю окончания школы, навсегда остался в моем сердце.
– Мы знаем, что вы учились вместе с дочерью Юрия Гагарина. Как складывалось ваше общение? Рассказывала ли она о своем отце?
– Довольно много лет прошло с тех пор, и, вспоминая ту пору, я не могу точно сказать, видела ли я Юрия Алексеевича или в моей памяти его образ живет только по фотографиям. Я только четко помню, что, когда мы шли в первый класс, он должен был прийти на торжественную линейку, посвященную 1 Сентября, мы все мечтали увидеть его. Но этого не произошло, потому что весной того года Ю.А.Гагарин, первый космонавт планеты, погиб, выполняя тренировочный полет.
Гибель Гагарина явилась настоящей трагедией для всего нашего народа, не говоря уже о его близких. И поэтому дочери Гагарина никогда ничего не рассказывали о нем, а мы и не спрашивали, понимали, насколько им это было тяжело. А Юрий Гагарин стал для меня символом эпохи великих свершений, в которую мы учились и взрослели, эпохи героев, он остается моим кумиром и по сей день. Его портрет висит у меня дома на самом видном месте. А с Галей Гагариной, дочерью космонавта-героя, я действительно училась в одном классе. Честно говоря, она вела достаточно закрытый образ жизни, у нее не было лучшей подруги. Естественно, в школе мы разговаривали, что-то обсуждали и общались, но друг к другу в гости не ходили. Она была нашей одноклассницей, но близкой подругой не была никому. После окончания школы все поступали в университеты, и она поступила в Плехановский университет, в котором вскоре начала преподавать, сейчас она работает там.
– Что повлияло на выбор профессии?
– Я из семьи потомственных врачей и учителей, то есть в моей семье есть только две профессии: учителя и врача. Моя младшая сестра, например, врач в девятом поколении, а я учитель – в шестом, это, наверное, гены. И я этим очень горжусь. Мой папа – профессор, доктор медицинских наук, а прадедушка, прабабушка, дедушка и мама были настоящими учителями. Я, видимо, пошла в них, мне всегда нравилось заниматься языком, и я, будучи школьницей, даже учила английскому языку своего папу.
Еще в школе я много участвовала в разных конкурсах и спектаклях на английском языке и по окончании ее поступила в Московский государственный педагогический институт (МГПИ, а сейчас это МПГУ) на факультет лингвистики, хотела стать переводчиком, но так сложилась жизнь, что стала учителем, о чем совершенно не жалею. После университета работала в школе, в которой преподавала два языка – английский и немецкий. Это было нелегко для молодого учителя, и к концу дня я, иногда путая два языка, заканчивала уроки словами: «The lesson is over, auf wiedersehen». Вскоре, поработав какое-то время, я поняла, что быть учителем может далеко не каждый человек.
Это профессия для избранных, сильных духом людей, потому что работать с людьми трудно, а с детьми еще труднее. Но профессия учителя прекрасна тем, что он видит результат собственного труда, видит, как взрослеют и умнеют его ученики, как они вырастают в настоящих людей – инженеров и врачей, учителей и журналистов, актеров и ученых. И это самое прекрасное, что может быть в профессии, она творческая, созидающая и очень нужная людям. Мне кажется, главное – это стать «правильным» учителем, учителем, которого слушают, которому доверяют, за которым идут.
– На уроках вы рассказываете много нового и интересного, того, о чем мы узнаем только благодаря вам. На наш взгляд, вы могли бы стать историком, литератором, кинокритиком, географом, биологом. Почему преподаватель английского?
– Да, у меня было желание стать театральным режиссером. В свое время каждый год я со своими учениками ставила спектакли на русском и английском языках, среди них «Как важно быть серьезным» Оскара Уайльда, «Пигмалион» Бернарда Шоу и, естественно, пьесы Уильяма Шекспира, а также отечественных авторов – «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен». Я очень хотела поучиться на режиссерских курсах, чтобы ставить спектакли профессионально, но учительская профессия научила меня и сценическому делу тоже. А вообще учитель английского языка – это и географ, и историк, и эколог, и литератор в одном лице, так как все эти предметы мы изучаем, но только на уроках английского языка. Мы можем себя назвать синтетическим учителем, который может все, и это наша жизнь!
Елена МИТИНА, Анна КУСЛИЦКАЯ, ученицы 11‑го класса школы №1411
Комментарии