К 100‑летию со дня рождения академика Ивана Харламова
Иван Федорович Харламов – доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки БССР (1980 г.), академик Академии педагогических наук СССР (1990 г.), академик Национальной академии наук Беларуси (1995 г.), иностранный член Российской академии образования (1999 г.), лауреат Государственной премии Беларуси (2000 г.); автор около 300 научных работ, в том числе более 20 монографий и учебников; создатель сильной педагогической теории и крупной научно-педагогический школы в Республике Беларусь. Педагогическая теория и научно-педагогическая школа академика И.Ф.Харламова оказали феноменальное влияние на развитие научной педагогики и школьной практики. Идеи ученого сегодня получают новое звучание в связи с результатами современных исследований в области нейрофизиологии, психофизиологии и искусственного интеллекта. Колоссальный вклад И.Ф.Харламова в научную педагогику, выразившийся в разработке понятийно-категориального аппарата, обосновании принципа единства сознания и поведения, раскрытии основ процесса обучения, ставит его в один ряд с такими учеными, как С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский.
Этапы пути
Иван Федорович Харламов родился 30 июня 1920 г. в деревне Шарпиловка, расположенной недалеко от Гомеля. В 1941‑1945 гг. участвовал в Великой Отечественной войне. Награжден орденом Отечественной войны.
После окончания войны в возрасте 28 лет Иван Харламов поступил на литературный факультет Гомельского педагогического института имени А.Чкалова (ныне Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины). С 1948 г. и до последних дней (умер 12 апреля 2003 г.) его жизнь и научно-педагогическая деятельность были неразрывно связаны с городом Гомелем и Гомельским государственным университетом.
В 1956 г. Иван Федорович защитил кандидатскую диссертацию по вопросам организации воспитательной работы в школе. В январе 1961 г. назначен заведующим кафедрой педагогики, руководителем которой оставался в течение более 55 лет.
По-настоящему знаковым в его жизни стал 1972 г., когда он опубликовал монографию «Теория нравственного воспитания: историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи» [Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания: историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи. – Минск : БГУ, 1972. – 364 с.] и на основе этой публикации спустя несколько месяцев защитил в Академии педагогических наук СССР (г. Москва) диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Именно эти два события – опубликование монографии и защита докторской диссертации – определили основное направление его научных исследований – изучение теоретико-методических основ нравственного воспитания школьников. Только по данному направлению Иван Харламов опубликовал сотни работ и подготовил более 20 кандидатов и докторов наук.
Монография «Теория нравственного воспитания» и учебник «Педагогика», выдержавшие десятки изданий в России, Беларуси, Молдове, Китае, Болгарии, Чехии, Югославии, Республике Куба и других странах, принесли известность и авторитет автору, составив одну из ярких страниц в истории отечественной педагогической науки.
Выдающейся заслугой Харламова стала разработка категориального аппарата научной педагогики. Такие понятия, как обучение, учение, воспитание и образование, в его работах впервые приобрели не только точные определения, но и точное научное содержание.
Отдавая должное традициям классической педагогики, Иван Харламов никогда не гнался за искусственной, надуманной новизной и красивыми фразами. Он называл инновации модными нововведениями, подвергая критике попытки некоторых авторов-теоретиков «реализовать залежалый товар» в новой, яркой «упаковке».
По воспоминаниям современников, Харламов был честен и порядочен, строг и требователен, не терпел лжи и карьеризма. Он был открыт для обсуждения новых идей, никогда не утрачивая твердых моральных принципов и высоких человеческих качеств. Для аспирантов он был не просто научным руководителем, но и той личностью, которую мы называем Человеком с большой буквы.
Ивану Федоровичу Харламову принадлежит создание сильной педагогической теории и формирование самой крупной в Беларуси научно-педагогической школы. Школа Харламова существенно повлияла на состояние и развитие педагогической мысли в Республике Беларусь, России, Казахстане, Украине, Молдове и других странах. Эта школа в некотором смысле вырвала педагогику из сферы голословных демагогических рассуждений и перенесла ее в область доказательных научных объяснений.
В научных трудах Харламова педагогика обрела специфический предмет и метод познания, сформулировала ведущие понятия, обосновала принципы и логику научного исследования, существенно повысив свой статус в системе наук о человеке.
Значение научной деятельности Харламова не исчерпывается ее прошлыми достижениями. Многие его педагогические идеи получают новое звучание в контексте стремительно развивающихся нейрофизиологии и когнитивных наук, меняющих наши представления о том, как обучается и воспитывается ребенок.
Учебник «Педагогика», изданный на белорусском языке в 1996 г., был удостоен в 2000 г. Государственной премии Беларуси как лучший учебник для высшей школы [Харламов И.Ф. Педагогiка. – Мiнск : Унiверсытэцкае, 1996. – 512 с.]. Перевод на белорусский язык выполнил сам автор, подчеркнув тем самым роль родного языка в воспитании подрастающих поколений. Учебник Харламова и сегодня остается одним из лучших вузовских учебников по педагогике на постсоветском образовательном пространстве. Глубина и широкий спектр рассматриваемых проблем, раскрытие психофизиологических и психолого-педагогических основ процесса обучения, строгая логика и научный стиль изложения материала делают этот классический учебник образцом для современных авторов.
Воспитание
По Ивану Харламову, воспитание – это «целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности… по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями». Основной целью воспитания является формирование личности, ее всестороннее и гармоничное развитие.
Хорошее воспитание носит личностно ориентированный характер, оно направлено на развитие и формирование у ребенка таких социальных свойств и качеств, как сознание, поведение, речь и др., делающих развивающегося человека «общественным существом».
По Ивану Харламову, следует различать воспитание в широком смысле и воспитание в узком смысле. Воспитание в широком смысле – это овладение всей совокупностью общественного опыта: знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными (нравственными, эстетическими, идеологическими) отношениями. Воспитание в узком смысле – это формирование идеологических, социальных, нравственных и эстетических отношений. По сути воспитание, рассматриваемое в широком смысле, – это социализация, а воспитание в узком смысле – непосредственная деятельность педагогов.
Ведущим методом работы с детьми Иван Харламов считал воспитание на положительных примерах. Правильность такого подхода подтверждают не только педагогическая практика, но и новейшие нейрофизиологические исследования, обнаружившие в мозге человека и высших животных наличие так называемых «зеркальных нейронов», активизирующихся как при выполнении определенного действия, так и при наблюдении выполнения этого действия другим человеком [Риццолатти Дж., Синигалья К. Зеркала в мозге: О механизмах совместного действия и сопереживания; пер. с англ. – М. : Языки славянских культур, 2012. – 208 с.]. К сожалению, сегодня многие учителя-практики, равно как и некоторые ученые-педагоги, забывают о важности положительного примера в воспитании личности.
Образование
Заслуживает внимания харламовская трактовка понятия «образование». Образование по Ивану Харламову – это процесс и результат овладения личностью «определенной системой научных знаний, практических умений и навыков, а также связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности» [Харламов И.Ф. Педагогика. – М. : Гардарики, 2003. – С. 125].
Особенность подхода Харламова к определению образования заключается в признании единства обучения и воспитания, в подчеркивании ведущей роли обучения в развитии ребенка.
Обучение
Обучение по Харламову – «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей». Данное определение почти дословно перенесено в Кодекс об образовании, в котором сказано: «Обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей» [Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск, 2011. – С. 12]. Это еще один пример, иллюстрирующий спектр влияния теории И.Ф.Харламова на теорию и практику образования в Республике Беларусь.
Обучение – это эволюционный процесс, состоящий из отдельных повторяющихся актов. Одномоментное обучение невозможно. Для того чтобы обучение состоялось, ученик должен пройти через определенную последовательность этапов учебной деятельности. Увлечение современных педагогов презентациями, наполненными красивыми картинками и фотографиями, чаще всего скачанными из Интернета, не отражает эволюционной сути обучения, хотя и может рассматриваться как некоторое к нему дополнение.
Связь теории с практикой
Педагогическая теория Ивана Харламова имеет неразрывную связь с практикой и в целом ориентирована на решение конкретных обучающих, воспитательных и развивающих задач.
Многие публикации Харламова адресованы непосредственно школьным учителям, классным руководителям, воспитателям и вузовским преподавателям. Вот несколько примеров.
В 1970‑1990‑х гг. минское издательство «Народная асвета» выпустило серию методических пособий для учителей и классных руководителей под названием «Этические беседы с учащимися». И.Ф.Харламов являлся главным редактором и соавтором всех этих пособий.
В 1983 г. издательство «Просвещение» (г. Москва) в серии «Библиотека классного руководителя» опубликовало пособие для классных руководителей «Нравственное воспитание школьников».
Иван Харламов никогда не прекращал преподавательской деятельности в Гомельском госуниверситете и общеобразовательных школах г. Гомеля, охотно выступал с лекциями в институтах усовершенствования учителей и на курсах повышения квалификации, активно публиковал статьи по актуальным вопросам практической педагогики на страницах центральных, республиканских и областных газет и журналов. Его статьи, отзывы и комментарии часто публиковали «Учительская газета» (г. Москва) и «Настаунiцкая газета» (г. Минск).
В поле зрения Харламова находились вопросы повышения эффективности вузовского обучения, совершенствования педагогического мастерства учителей и преподавателей, подготовки кадров высшей категории – кандидатов и докторов наук.
На протяжении нескольких десятилетий в ГГУ имени Ф.Скорины под руководством И.Ф.Харламова успешно работал научно-методический семинар для аспирантов и молодых преподавателей. Многие будущие ученые получили здесь первоначальный опыт научно-педагогических исследований. В ходе одной из своих лекций, прочитанных в ГГУ имени Ф.Скорины, И.Ф.Харламов говорил: «Пусть кандидатов и докторов наук будет немного, но пусть они все будут настоящими».
В начале 1990‑х гг. И.Ф.Харламов и его коллеги приступили к изучению проблем практической подготовки и организации практик студентов педагогических специальностей. За этот период исследовательским коллективом было опубликовано более 50 работ, проведены международные, республиканские и областные конференции и семинары. Это направление и сегодня является одним из центральных звеньев в деятельности научной школы И.Ф.Харламова, продолжающей свое успешное развитие в стенах Гомельского госуниверситета имени Ф.Скорины (заведующий кафедрой педагогики – доктор педагогических наук, профессор Ф.В.Кадол).
Метод Харламова
В истории науки сохраняются имена ученых, которые нашли свой метод исследования, реализовав его в создании сильной теории, имеющей важное практическое значение. Количество опубликованных трудов, а тем более служебное положение, занимаемое ученым при жизни, для истории научных идей существенного значения не имеет. Если у ученого есть метод, то он остается в науке навсегда. Любая теория без своего метода непродуктивна и обречена на забвение. В отличие от многих педагогов-теоретиков у академика Ивана Федоровича Харламова был свой метод. Сущность его метода («способа мышления») вытекает из принципа единства сознания и поведения и выражается в системном анализе динамического соотношения сознания и поведения, непрерывно изменяющегося по ходу деятельности индивида. Сегодня такой исследовательский подход мы могли бы определить термином «метод Харламова».
На сайте Центральной научной библиотеки имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси сказано: «Педагогическое наследие И.Ф.Харламова – неоценимый вклад в развитие педагогической науки и практики» [Имя в белорусской науке: Иван Федорович Харламов / Сайт Центральной научной библиотеки имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси (http://csl.bas-net.by/anews1.asp?id=14527)].
Геннадий КАРОПА, кандидат педагогических наук, доцент
Комментарии