Можно ли научиться быть счастливым? Можно ли научить своих учеников стать счастливыми? Эти вопросы я часто задаю себе, потому что верю, что главная задача учителя не просто передать знания, а помочь ребенку стать счастливым. Ученик, который с радостью бежит на уроки, сам захочет многое узнать и запомнить все о предмете, который ведет его любимый учитель. Вслед за великим педагогом Шалвой Александровичем Амонашвили не устаю повторять, что учитель – это тот, кто учит летать, дает детям веру в то, что мир прекрасен, а главная цель в жизни – стать человеком с открытым и добрым сердцем. Задача педагога – передать радость, которая возникает от процесса познания, а в идеале – научить взрослеющего человека жить и постоянно учиться, испытывать счастье от каждого момента в твоих ежедневных делах, в выбранном тобою пути.
Безделье за партой опасно
Пришла к выводу, который многие учителя могут поставить под сомнение: учитель – решающий фактор в классе. От него зависит, какая в классе будет атмосфера -доброжелательная, радостная, напряженная или унылая. Наше настроение создает погоду. Если в вашей душе изо дня в день ненастье или тоска, будьте уверены, дети это почувствуют. Мы, учителя, можем одним словом превратить день ученика в праздник или сделать его несчастным. Поэтому важно сделать выбор, кто же вы – учитель или мучитель, что вы делаете чаще – вдохновляете, улыбаетесь, поощряете или ругаете, угрожаете, критикуете. Во всех ситуациях решающую роль играют наши реакция и решение дать ребенку крылья или заставить сомневаться в себе. Нередко учитель жалуется, что ученики срывают уроки, что пришлось удалить ребенка из класса. Само слово «удалить» звучит угрожающе, как будто мы говорим не о школе, а о походе к зубному врачу. Будут ли дети плохо вести себя на уроке, где они увлечены и заняты делом, которое значимо или приносит радость? Может быть, причина плохого поведения кроется в скуке? Очень люблю цитату В.А.Сухомлинского о том, что безделье за партой – это страшная опасность: «Безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает, морально калечит человека, и ничто не поможет возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли». У Сухомлинского собраны ответы на многие вопросы, стоящие перед современной педагогикой: как оценивать ученика, как воспитывать и прививать любовь к интеллектуальному труду. Каждый начинающий учитель просто обязан прочитать труды этого замечательного педагога. И конечно, мы, учителя, должны постоянно задавать себе вопрос о том, как превратить учебу в осмысленный и вдохновляющий процесс, ценность которого видят и понимают ученики.
Успех – результат труда и выбора
Сердце ребенка открыто и жаждет познания и изучения жизни во всем ее многообразии. Почему же школа зачастую превращает учебу в тяжелую работу, которая имеет мало общего с радостью? Ключ к радостной школе – найти способ вдохновлять ребенка, наполнять его разум, сердце и душу добром и светом. Образование не про подготовку к тестам, образование – это бережное воспитание человека. Как только ученики начнут испытывать радость в школе, их успеваемость повысится сама.
Ощутить радость от учебы – это значит дать ученику возможность почувствовать, что успех – это всегда результат его труда и выбора, сделанного им самим. Успех ребенка и его активная жизненная позиция в школе и за ее пределами держатся, на мой взгляд, на таких составляющих, как голос, позиция (когда учитель и другие ученики считаются с его мнением), выбор (когда ученик может выбирать, что и как он учит) и гордость за результаты труда.
Как мы можем способствовать реализации этих составляющих? Ребенок может выбирать книги для чтения, а также предпочесть, например, такой жанр, в котором ему интереснее писать сочинения, выражая свои мысли и чувства. Он может остановить свое внимание на темах, например по математике, которые хочет изучить углубленно, стать в некотором смысле начинающим экспертом и делиться своими находками с классом. Нужно дать детям больше свободы, так необходимой для творчества. Если писать эссе по шаблону, запоминая клише и речевые обороты, которые требуются для успешной сдачи экзамена, разве можно воспитать, взрастить будущих поэтов или писателей, личностей, способных выходить за рамки обыденности и создавать что-то уникальное? Вопросы к учителям литературы: как часто вы даете ребенку право выразить свое видение, свой взгляд на проблему или тему в той или иной свободной интерпретации, в разных вариантах, не только в формате подготовки к экзамену? Есть ли на уроке время на радость творчества, которое может зажечь умы и сердца школьников? Что принесет пользу и вдохновит: изучение биографии автора по учебнику, написание конспекта или создание комикса, театрализованного представления, интервью, взятого у реальных людей, или, скажем, запись подкаста на эту же тему? Что вы делаете обычно с большим удовольствием? И как поступаете чаще в своей повседневной педагогической практике?
Лекарство от скуки
Я за то, чтобы дать детям возможность один час в день изучать предмет по выбору, то, что их вдохновляет. Если ученик увлекается биологией, как было бы здорово, если бы он мог пойти в библиотеку или лабораторию и работать над своей темой, которая интересует его в большей степени, чем другие, захватывает его воображение и фантазию. Если он увлекается цифровым искусством, он мог бы создавать в этот час свои шедевры для школьного сообщества. Если он будущий музыкант, то мог бы сочинять музыку. Только чаще получается иначе, и преобладающая часть учебного дня у современного школьника занята тем, что, увы, вызывает скуку, с чем он не планирует связать свою жизнь, что в реалиях будущего может оказаться просто ненужным. Я за всестороннее развитие ученика, и, конечно, будущий математик должен читать классиков, быть знаком с гениями мирового искусства, а будущий художник знать основы геометрии и алгебры. Но кроме расчетов и уравнений, так редко применимых в реальной жизни, архитектору нужно владеть современными программами компьютерного дизайна, а изобретателю знать основы трехмерного моделирования. Недавно я получила приглашение из международной школы, предлагающее ученикам 10-х классов участие в хакатоне. Прочитав условия, поняла, что конкурс подразумевает навыки программирования, вся работа основана на блокчейне. Это то, что не входит в нашу программу, и, может быть, лишь немногие ребята изучают это самостоятельно. Но в школе нет учителя-специалиста, который мог бы оказать ученикам поддержку или проконсультировать их именно в этой области. Другой пример: мы с командой участвовали в конкурсе под названием «Интеллектуальный железный человек», организованном Департаментом образования Тайваня, а для этого нужно было владеть навыками работы с «Ардуино», дизайнерскими программами, ресурсами, предполагающими написание музыки и видеоредакторскую деятельность. Каждая ли школа может сейчас обеспечить детям доступ к знаниям такого рода? Не уверена. А ведь в современной школе нужно найти место для практического применения технологий, которые понадобятся ребятам в жизни. Это вызвало бы живой отклик у наших учеников. Подумайте сами, хотели бы вы изучать что-то просто для того, чтобы кто-то сказал, что так надо? Или же мы учимся потому, что это нас увлекает или понадобится нам для работы?
Помню свой разговор с одной девочкой-отличницей. Она сказала: «Мы слишком много времени тратим на ненужные предметы, лучше бы после седьмого класса изучать то, что нам интересно». Это, конечно, детская идея, но и здесь есть доля истины. Если сконцентрироваться на том, что тебя увлекает, можно стать настоящим экспертом в выбранной тобой области знаний…
Постскриптум
Убеждена, чтобы школа стала радостной, мы должны прислушаться к ребенку, перестать критиковать и осуждать современное поколение за то, что ребята вечно сидят в телефонах и слушают «ужасную» музыку. У школы есть шанс увлечь умы и завоевать сердца подрастающего поколения. И это произойдет в том случае, если мы, учителя, будем идти в ногу с ребенком, а лучше опережать его, говорить с детьми на их языке, знать их увлечения, видеть тенденции современного мира, направлять внимание на доброе, светлое и прогрессивное. Нам сегодня важно сделать все возможное, чтобы они хотели применить свои таланты на благо своей страны и человечества. Просто высидеть ученику еще один урок и сдать еще один экзамен, потому что так надо, не тот маршрут и не та дорога, которые ведут нас к радостной школе. Путь известен, он пролегает через добро и свет, которые несут счастливые, целеустремленные и увлеченные своим делом учителя. Такими мы должны стать, если хотим воспитать счастливого ребенка.
Елена СМИТ, директор международной школы, Самара
Комментарии