Все детство человека сопровождает школа. Это и первые знания, и первые ощущения себя как личности, отношения в коллективе, приобретение друзей. Каким запомнит учитель ученика? Какой запомнится ученику школа? Пронесет ли он через всю жизнь в своем сердце нежное к ней отношение? Многое зависит от учителя. Не от того, «который получает воспитание и образование учителя, а от того, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность может быть доказана только жертвами, которые учитель приносит своему призванию» (Лев Толстой). И за эту преданность своему делу он получает в награду любовь учеников.
Провожая в большую жизнь своих выпускников, мы всегда говорим: «Спасибо, дети, что вы были в моей учительской жизни и тоже многому меня научили». Научили непосредственно, как они, воспринимать мир, терпеливо прислушиваться к их мнению, понимать, что они имеют на это право, ибо мы сами убеждали их в том, что они должны обо всем иметь свое суждение, понимая, что каждый ребенок – это индивидуальность. Мы учим их, передаем свои знания и опыт, а они, в свою очередь, учат нас. За свои неправильные поступки ученик просит прощения, а умеем ли мы открыто признаваться в своих ошибках? Как важно сказать: «Простите, я была не права». Парадоксально звучит: мы учим их милосердию, доброте, совестливости, умению жалеть и прощать, говорить правду, а они, по сути, учат нас тому же.Привычно традиционно проводить уроки, убеждая себя, что так надо, оставляя за собой последнее слово. Но время неумолимо! Необходимо по-новому смотреть на мир, анализировать, прислушиваться к мнению детей (это новое, другое поколение), при этом сохраняя теплые ноты добрых старых традиций в обучении и воспитании.Школа – это своеобразная коммуна, семья, одно целое. Поэтому так важно проводить совместные праздники. В нашей 386-й школе это добрая традиция. Мы ставим спектакли, литературно-музыкальные композиции, посвященные Пушкину, Дню Победы, Москве, 200-летию битвы под Бородино, 125-летию со дня рождения Есенина.Мы на равных, учителя и ученики, – учимся, думаем, сочиняем, спорим в едином творческом порыве! Наши замечательные постановки: «Пока в России Пушкин длится…», «Ах, война, что ты, подлая, сделала», «Бородино: о подвигах, о доблести, о славе…», «С Земли до звезд встает Москва!», «Я сердцем никогда не лгу»… Какое счастье в эти часы, минуты, дни видеть глаза учеников, строгие и смеющиеся, наполненные слезами и гневом, и думать: «Наши ученики самые лучшие…» Незабываемо впечатление, когда мы все, ученики и учителя, хором в конце спектакля о Есенине произносим слова Евгения Евтушенко:Есенин, дай на счастье мнеЛюбовь к березкам и лугам,Зверью и людям,И ко всему живому на земле,Что мы с тобой так беззащитно любим!Дерзай, учитель, продолжай учить и учиться – это неделимо! И помни: твое святое «волнение» обязательно обернется «благодатью». И однажды утром на учительском столе ты увидишь самодельную детскую открытку со словами:Люблю литературу я,Люблю и русский даже,Но больше всех люблю я Вас,Учительница наша!Встаю с утра пораньшеИ думаю о ней:«Учительница наша, тыВсе же всех милей!»А на выпускном вечере, на прощание, твои ученики произнесут:Ваш дар учителя,Талант – зажечь, увлечь, разбередить умыТак ценен, так необходим для насИ тех, кто к нам придет на смену,Что хочется сердечно пожелатьВам бодрости и стойкости, терпенья.Так дай вам Бог – здоровья,И сил, азарта и желанья жить, Чтоб вы несли свое душевное богатствоНа протяжении еще многих лет.Наталья ЛЕБЕДЕВА, учитель русского языка и литературы школы №386
Комментарии